«Новый курс» в США. Концепция «экономики спроса»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Содержание

Введение
«Новый курс» в США. Концепция «экономики спроса»
Государственное регулирование в США после Второй мировой войны. Концепция «экономики предложения»
Государственное регулирование во Франции. Народный фронт.
Государственное регулирование во Франции после Второй мировой войны. Политика «дирижизма»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 49.62 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

«Новый курс» в США. Концепция «экономики спроса»

Государственное регулирование  в США после Второй мировой войны. Концепция «экономики предложения»

Государственное регулирование  во Франции. Народный фронт.

Государственное регулирование  во Франции после Второй мировой войны. Политика «дирижизма»

Заключение

Список литературы

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику  было

различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.Смит в своем  “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал,  что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.Появление социалистической модели развития экономики, в которой государство играет ведущую роль, привело к негативной оценке такой модели в экономической мысли капиталистических стран. Однако классическое разделение капиталистической и социалистической систем по критерию участия государства в регулировании экономики подверглось критическому переосмыслению в первой половине XX века, когда мировой экономический кризис 1930-х гг. вынудил правительства капиталистических стран искать способы решения порожденных кризисом социальных и экономических проблем. Опыт фашистской Италии и нацистской Германии, предусматривавший контроль государственных структур над экономикой через корпорации, а также советская государственно- социалистическая модель управления экономикой, оказались неприемлемы для

стран Западной Европы и  США прежде всего по идеологическим причинам. Был использован «третий путь», обозначаемый в литературе как либерально-

демократическая модель государственного регулирования. Впервые такая модель была применена в США в рамках мероприятий «Нового курса», проводившегося администрацией президента Ф.Д. Рузвельта с целью преодоления экономического кризиса 1929-1933 гг. Эта модель, теоретические основания которой восходят к работам британского экономиста Дж. Кейнса, получила название «кейнсианской».

Кейнс исходил их того, что государство должно с помощью инвестиций

стимулировать платежеспособный спрос и, тем самым, процесс экономического роста. Как правило, это несовместимо со сбалансированным бюджетом, но Кейнс считал это второстепенной проблемой временного характера; ведь при экономическом росте доходы и поступления от налогообложения в будущем снова увеличатся. Наиболее противоречивый элемент в подходе Кейнса заключается в готовности к «дефицитным расходам», имеется в виду повышение государственных расходов, вследствие чего возникает бюджетный дефицит. В Западной Европе положения теории Кейнса применялись в первую очередь во Франции и Германии; за пределами Западной Европы можно привести в качестве

примера США, Швецию и Аргентину. Развитие теории Кейнса обусловило

формирование двух основных подходов к участию государства  в экономике

капиталистических стран: неолиберального и неоконсервативного. Неолибералы являлись сторонниками регулирования государством экономики путем проведения налоговой политики и политики ценообразования, неоконсерваторы, напротив, придерживались принципа  минимизации вмешательства государства в законы свободного рынка. Борьба между сторонниками неолиберализма и неоконсерватизма стала центральным вопросом для экономического развития стран Западной Европы

и США в течение XX в. Мы рассмотрим, какую эволюцию претерпела кейнсианская модель на примерах США и Франции.

                «Новый курс» в США. Концепция  «экономики спроса».               

Социально-экономические  проблемы, с которыми столкнулся Ф.Д. Рузвельт,

избранный президентом в 1932 г. и остававшийся на этом посту  плоть до своей смерти в 1945 г., приравнивались многими современниками к катастрофе. «Великая депрессия» 1929-1933 гг. привела к последствиям, которые выражались в следующих цифрах: в 1930 г. спад производства составил 12,3 %, в 1931 г. –16,2%, в 1932 г. – 24,4%, в 1933 г. – 4,2%. Официально зарегистрированный уровень безработицы достиг в 1933 г. 25%. Банки рухнули в 47 из 48 штатов.

Главную причину кризиса  Рузвельт усматривал в противоречии между общественным характером производства и частным способом присвоения. Он указывал, что быстрый рост производительности труда и товарной продукции, наблюдавшийся в Америке 20-х гг., не подкреплялся радикальным налогообложением корпораций и перераспределением стремительно возраставших прибылей в пользу большинства

общества. Производительные мощности нации беспрерывно увеличивались, а ее потребительские возможности в силу эгоизма и всевластия монополий оставались неизменными. В таких условиях перепроизводство и безработица, экономический крах стали неизбежными. Главный реформаторский лозунг Рузвельта сводился к следующему: основные усилия правительства должны быть направлены на радикальное преобразование сферы распределения, утверждение распределительной справедливости.

Радикальная реформа системы  распределения, направленная на расширение

покупательной способности  основной массы населения, нижнего  и среднего

классов, образно обозначалась самим Рузвельтом как «заправка  насоса». В

научной литературе эта модель и совокупность включаемых в нее  мероприятий стала обозначаться как экономика спроса, а ее теоретическим обоснованием выступило направление, названное кейнсианским. Созданию «экономики спроса» способствовал закон о справедливых условиях труда 1938 г., который устанавливал нижний предел для рабочих тех отраслей, которые попадали под федеральную юрисдикцию. Покупательную способность нижнего и среднего класса расширяли законы 1935 г. о социальном страховании по старости и безработице.

Достижению этой цели способствовал  закон Вагнера 1935 г., закреплявший права рабочих на заключение коллективного договора, забастовку, введение принципа «закрытого цеха» (то есть приема на работу только членов профсоюза) и существенно расширявший тем самым возможность трудящихся повышать заработную плату и перераспределять в свою пользу доходы предприятий. «Экономику спроса» стимулировала созданная правительством система общественных работ для остро нуждающихся и безработных американцев, которая обеспечила занятость более 10

млн. человек. Одним из главных источников расширения покупательной способности нижних социальных слоев и одновременно механизмом перераспределения национального дохода между различными классами с 1930-х гг. становится государственный бюджет. Основная тяжесть его формирования возлагалась на верхний класс. Государственные налоги на крупные состояния в период Нового курса были увеличены более чем в 3 раза, а налог на сверхдоходы достиг рекордной отметки 75%.

Но и эти суперналоги не покрывали потребностей правительства по расширению покупательной способности американцев, которая превращалась в основное средство борьбы с кризисом. В этой ситуации Рузвельт не побоялся пожертвовать одним из основополагающих постулатов классического капитализма, либерализма и Демократической партии – принципом сбалансированного бюджета. Постепенно практика дефицитного финансирования социальных и иных расходов правительства была возведена им в политико-теоретический постулат новолиберального курса. Ее практическое воплощение характеризуется следующими цифрами с 1932 по 1940 гг. ежегодные федеральные государственные расходы вырасти с 4266 млн. до 10061 млн. долларов. За тот же период промышленное производство увеличилосьна 60%. Не менее впечатляющим оказалось вмешательство правительства Рузвельта в производственную сферу и финансово-кредитные отношения. В 1933 г. был одобрен закон о восстановлении промышленности, по которому предприятия под эгидой и контролем со стороны государства принимали кодексы «честной конкуренции» – своеобразные нормативы, определявшие объемы сырья и производимой продукции, цены на товары и размер заработной платы, которые бы предотвращали дальнейшие остановки производства и позволяли рабочим поддерживать сносное существование. В стране на два года приостанавливалось антимонополистическое законодательство 1890 г., предписывалось картелирование по отдельным отраслям промышленности с целью гашения рыночной стихии. Всего кодексами «честной конкуренции» оказалось охвачено 99% национальной промышленности. Также в 1933 г. был принят закон по регулированию аграрного сектора, направленный на ограничение товарных излишком путем сокращения посевных площадей и поголовья скота за государственную компенсацию. В денежно-финансовой сфере расширялись полномочия Федеральной резервной системы, созданной еще в 1913 г., вводилось страхование частных вкладов размером до 5000 долларов, создавалась комиссия по торговле акциями, взявшая под контроль фондовые биржи, осуществлялось рефинансирование долгов, провозглашались отказ

от золотого стандарта  и девальвация доллара.

Глубина и объем государственного регулирования производства, финансов и

распределения означали радикальную  перестройку капиталистической  системы США. Рузвельтовская модель и ее составные части сохранялись, но не в равной степени, на протяжении всей последующей американской истории. Государственное регулирование в США после Второй мировой войны. Концепция «экономики предложения». Наименьшее развитие получило прямое государственное вмешательство в производственный процесс, как и регулирование цен и заработной платы. В годы

Второй мировой войны  правительство США подвергло  жесткой регламентации цены и заработную плату в сталелитейной промышленности. После 1945 г. ярким образцом прямой государственной регламентации экономических отношений стал закон Тафта– Хартли 1947 г., четко расписавший возможности профсоюзов по объявлению и проведению забастовок. В начале 1960-х гг. правительство Дж. Кеннеди пресекло

попытки повышения цен  в сталелитейной отрасли и  установило потолок

«неинфляционного повышения заработной платы» в 3,2% в год. Самая известная и широкомасштабная попытка государственного регулирования цен и заработной платы была предпринята правительством Р. Никсона в 1971-1974 гг. Целью прямого государственного контроля над ценами и заработной платой было ограничение инфляции на уровне не более 2,5% в год. Однако никсоновская «новая экономическая политика» провалилась: в 1973 г. инфляция повысилась до 8,2%, а в 1974 г. почти до 12%, достигнув самого высокого уровня со времени окончания Второй мировой войны. После этого правительство США к попыткам прямого регулирования цен и заработной платы не обращалось. Гораздо более активно и успешно проводилась государственная политика по «заправке насоса», то есть расширению покупательской способности по преимуществу нижних слоев населения. Главным ее рычагом стала активная социальная политика государства, которая одновременно была направлена на увеличение социальных прав американцев и расширение их потребительских возможностей на рынке товаров и услуг. После введения Рузвельтом в 1938г.

минимального уровня почасовой  заработной платы в 25 центов он в  последующем повышался почти 20 раз, а законом 1991 г. был определен в 4,25 долларов. Социальные расходы особенно резко выросли в 1960-х гг., тогда в рамках объявленной президентом Л. Джонсоном программы «Войны с бедностью» была определена официальная черта бедности, и десяткам миллионам американцам, оказавшимся ниже ее, стали выплачиваться государственные пособия. С 1965 г. были запущены государственные программы финансирования медицинских услуг престарелым и малоимущим. В целом же ежегодные федеральные расходы на «человеческие ресурсы», как они определяются в государственном бюджете, увеличились со времени Нового курса с 4 млрд. до 1 трлн. долларов и составляли в конце XX в. 60% государственных расходов. Эти расходы являются

важнейшим средством борьбы с опасностью перепроизводства в  экономике США. После реформ Рузвельта постоянно расширялось государственное регулирование финансовой сферы. Принципиальное значение для ее развития имела деятельность в 1950-х гг. республиканского правительства Д. Эйзенхауэра. Поначалу Эйзенхауэр отменил многие меры государственного экономического контроля и даже ликвидировал Реконструктивную финансовую корпорацию. Но уже кризис 1953-1954 гг. вынудил еще более активно пустить в ход все три основных элемента банковской политики: понижение обязательного уровня резервов в банках Федеральной резервной системы с целью поощрению выхода денежных средств на рынок, сокращение учетной ставки для облегчения доступа к кредиту, наконец,

открытые рыночные операции с выбрасыванием правительством на рынок своих валютных запасов. Кроме того, Эйзенхауэр применил в качестве антикризисной меры сокращение налогов на корпорации и личные доходы. Все эти меры и в последующем занимали прочное место в ряду государственных мер по предотвращению кризиса и стимулированию экономического роста.

Деятельность Эйзенхауэра  важна и тем, что она заложила основу консенсуса и преемственности в восприятии и использовании республиканской и

демократической администрациями основополагающих современных мер

государственного социально-экономического регулирования. Вместе с тем она выявила и определенные различия между ними в выборе стратегии и методов регулирования. Правительства от Демократической партии в целом сохраняли приверженность экономике спроса, что означало особое внимание к мерам, направленным на расширение покупательной способности основной массы американцев. Правительства от Республиканской партии отдали приоритет мерам, направленным на развитие экономики предложения, означающей стимулирвоание конкурентноспособных и производственных возможностей американского капитализма. Концепция «экономики предложения» получила законченный вид в 1970-1980-х гг. в связи с выходом на политическую сцену неоконсерваторов. Один из его наиболее видных представителей И. Кристол указывал, что целью государственного экономического регулирования является «расширение рыночных

возможностей как механизма  разрешения социальных проблем». Иначе  говоря, свободный рынок и свободная конкуренция объявлялись единственным надежным способом обеспечения экономического роста, воспроизводства и распределения рабочей силы и т.д., а государственному регулированию вменялось в обязанность обеспечение благоприятных возможностей этой конкуренции, в первую очередь «создание и расширение рынков». На практике концепцию «экономики предложения» воплощал президент Р. Рейган (1981-1989). Существенное снижение его администрацией налогов на бизнес способствовало его оживлению, созданию миллионов рабочих мест, смягчению безработицы. Улучшились показатели американской промышленности на мировом рынке. Следуя монетаристской концепции, его правительство существенно сократило «впрыскивание» денег в обращение, что имело непосредственное отношение к резкому снижению инфляции (с 18% до 3,5-4%).

Информация о работе «Новый курс» в США. Концепция «экономики спроса»