Новая экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение развития кооперативного движения в России в период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.). Исходя из целевой установки, перед нами поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть решения директивных органов в области кооперативного строительства в условиях нэпа.

2. Проследить возрождение и рост основных видов кооперации в годы нэпа.

3. Определить последствия свертывания нэпа для судьбы отечественного кооперативного движения.

Для решения поставленных задач были использованы различные литературные источники, основные из них представлены в списке использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

нэп.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

       При нэпе возрождаются такие  виды кооперации, как промысловая,  снабженческая, сбытовая и кредитная;  они были выделены из потребительской кооперации и получили статус самостоятельных кооперативных систем. В 1921 году принимается Декрет ВЦИК и СНК «О расширении прав крестьянских комитетов по улучшению сельскохозяйственного производства (селькомов)», в котором предусматривалось развитие мелкой кустарной промышленности в сельской местности. Принятый в том же году Декрет «О промысловой кооперации» предоставлял право каждому гражданину свободно заниматься кустарным промыслом, а также организовывать мелкое промышленное предприятие.

     Для руководства промысловой кооперацией  в 1922 году был организован Всероссийский  центр. Данный вид кооперативов успешно  развивался. Производственная деятельность всех звеньев системы промысловой  кооперации осуществлялась за счет вступительных взносов ее членов, а также постоянных, ежегодных отчислений от прибыли. Валовой доход кооператива распределялся частично как личный доход членов кооператива; другая часть – чистый доход, из которого кооператив оплачивал подоходный налог и расширение производства. Промысловые кооперативы (артели) были объединены в союзы по производственному или территориальному признаку (например: союз швейных артелей). Промысловая кооперация коренным образом преобразовала мелкую кустарно-ремесленную в развитую систему кооперативно-промышленного производства.  По существу, она была одним из ведущих поставщиков товаров широкого потребления.

     В то же время повысилась и роль кредитных  функций кооперации. Разрушенная  деревня, приступившая к интенсивному освоению земли, увеличению поголовья скота, обновлению инвентаря, укреплению рыночного оборота, предъявила огромный спрос на кредит. Для этого на местах создавались сети республиканских, губернских, районных обществ сельхозкредита. Непосредственное руководство кредитными обществами должен был осуществлять отдел сельскохозяйственного кредита Госбанка. Численность кредитных обществ быстро возрастала: на 1 июля 1922 года было 616 таких кооперативов, а к началу 1924 года – 3850 [11, С.110].

     Кредиты, реализованные через сельхозкооперацию, имели, как правило, целевое назначение – на покупку рабочего и продуктивного скота, инвентаря. Особые льготы в размерах ссуды, сроках и условиях ее назначения были предоставлены маломощным хозяйствам крестьян. В течение 1922-1923годов из выданных через Госбанк целевых ссуд на сумму 16,6 миллионов червонных рублей на машиноснабжение предназначалось 5,3 миллиона рублей, на покупку рабочего скота – 3 миллиона, на совхозное строительство – 2,1 миллиона, на мелиорацию – 1,4 миллиона [11, С.113].

     Учитывая  большую роль кредита в экономической помощи бедноте и середняку, советское правительство последовательно проводило курс на удешевление кредита. В конце 1925 года ссудный процент по краткосрочному кредитованию был снижен с 12 до 10%, по долгосрочному – с 8 до 6%. Процент, который начисляли частные деревенские ростовщики, был значительно выше.

     Наряду со сбытоснабженческими функциями у сельскохозяйственной кооперации стала все заметнее проявляться функция по объединению крестьянского труда непосредственно в сфере производства, наибольшее распространение вначале получили простейшие формы сельхозкооперации. В 1920- е годы кроме Союза Союзов сельскохозяйственной кооперации, представлявшего все разнообразные сельскохозяйственные кооперативы России, были созданы и успешно функционировали общероссийские объединения: Селькосоюз, Хлебоцентр, Маслоцентр, Свеклоцентр, Союзкартофель, Льноцентр, Животноводсоюз, Птицеводсоюз, Пчеловодсоюз, Плодовинсоюз и другие.

     По  мере увеличения поступления в деревню  сложной техники, стали применяться самые различные формы взаимопомощи в ее использовании. Широкое распространение получила система технического обслуживания через машинопрокатные и зерноочистительные пункты. Это был наиболее доступный путь вложения тех еще сравнительно небольших средств, которые имелись в низовой сети сельскохозяйственной кооперации. Быстрому росту машинных кооперативов (товариществ) способствовало снабжение их сложной техникой, прежде всего тракторами.                                       

        Таким образом, с введением новой экономической политики кооперативное движение России вступило в семилетний период относительно свободного развития. В эти годы потребительские кооперативы и их союзы, преодолев два кризиса хозяйственной деятельности, восстановили оборотные средства, и стремительно расширяя торговлю, заготовки и производство, превратились в ведущую товаропроводящую систему в стране. 
 
 
 

     Глава 3. Последствия свертывания  нэпа для судьбы отечественного кооперативного движения

         В конце 1927 года сталинское руководство приступило к демонтажу новой экономической политики и рыночных отношений в стране. Демократически управляемая сельскохозяйственная кооперация свободных крестьян не вписывалась в рамки новой административно-командной системы управления экономикой и была ликвидирована в течение нескольких лет. Произошел возврат к практике заготовок хлеба, которая применялась при «военном коммунизме»: крестьян стали принуждать к его сдаче государству по нерыночным, заведомо низким ценам. Раньше кооперация закупала зерно у крестьян по договорным ценам, а сдавала государству по так называемым лимитным или предельным ценам, верхний предел цены независимо от цены закупки был фиксирован. Теперь же стали действовать только твердые директивные цены, и хотя государство ежеквартально поднимало их, они все более отставали от рыночных цен. В результате процесс заготовки хлеба перестал быть рыночной операцией: у крестьян, отказывавшихся продавать хлеб государству, он попросту конфисковывался.

         Летом и осенью 1929 года принимается серия правительственных решений, которые узаконили отстранение кооперации от хлебозаготовок. Постановлением Наркомторга весь хлеб и складские помещения, предназначенные для его хранения, передаются в распоряжение Союзхлеба. Разрушительно действовала на кооперацию и практика применения генеральных договоров: сельские кооперативы вынуждены были выполнять государственные задания, причем порой на разорительных условиях. Кооперации приходилось такие условия принимать, так как свободный рынок к тому времени в стране фактически отсутствовал. К тому же назначенные парторганами руководители кооперативных организаций обязаны были неукоснительно выполнять любые решения партии и правительства, иначе они просто были бы смещены со своих постов.

         Фундаментальное разрушение основ кооперативной деятельности, особенно в сфере осуществления снабженческо-сбытовых операций, произвела контрактация, широко развернувшаяся во второй половине 1920-х годов. Контрактация как форма экономической связи между производителем и потребителем продукции вполне правомерна, когда потребитель заключает с производителем договор о закупке определенного количества продукции и оказывает ему помощь в ее изготовлении. Такие отношения практиковались между государством и крестьянскими хозяйствами и их кооперативными объединениями по продукции, которая не может употребляться без переработки вне крестьянского хозяйства. Естественно, пока выполнялись условия договоров, это должно было приносить определенную пользу.

         В конце 1920-х годов контрактацию стали применять на основе директив политбюро ЦК. Согласно контракционным договорам государство должно было выдавать авансы для производства сельхозпродукции в виде денежных средств, орудий производства, семян, кормов соразмерно объему подлежащей сдаче продукции. На практике же авансировались хозяйства, которые менее всего были способны давать продукцию. Вследствие этого дееспособные хозяйства не могли выполнять задания по  контрактации  и нее имели к этому стимула.

           Контрактация была построена  так, чтобы побудить крестьян вступать в колхозы или существовавшие тогда близкие к ним производственные объединения. Ведь колхозники не спешили записываться в колхозы, которые лишали их права самостоятельно работать на своей земле. Мало того, крестьяне, не желая идти в колхозы, резали скот, а животные, переданные колхозам, гибли из-за отсутствия подготовленных помещений и кормов. В годы насильственной коллективизации в общей сложности погибло 149,4 миллионов голов скота [4, С. 110]. Ценность погибшего скота и продукции, которую можно было выручить от него, превышает стоимость выстроенных заводов-гигантов.

         Чтобы заставить крестьян работать были созданы  МТС – машинно-тракторные станции  на базе конфискованной государством техники. МТС стали мощным средством  давления на колхозы в руках сельских партийных и государственных органов. Не выполнишь приказ – не получишь тракторов для посевной или комбайнов для уборки урожая. Так была создана новая форма сельскохозяйственного производства, которая управлялась и контролировалась партийно-государственным аппаратом. Цель – выкачать из деревни ресурсы на проведение форсированной индустриализации, снабжение партийно-государственного аппарата, армии, карательных органов, жителей городов.

         Индустриализацию  можно было провести на базе сбалансированного роста сельского хозяйства и промышленности, но сталинское руководство избрало иной путь. Было уничтожено несколько миллионов крепких хозяев кулаков и середняков – остальных загнали в колхозы, сократив до минимума их платежеспособный спрос. Все это позволило резко сократить производство товаров широкого потребления и увеличить капиталовложения в промышленность.

         Пассивное сопротивление крестьян, истребление  скота, неспособность колхозов эффективно хозяйствовать, разорение деревни не прекращавшимся раскулачиванием и выселением привели в начале 1930-х годов к голоду, который по своим размерам и количеству жертв оставил далеко позади даже голод 1921 – 1922 годов.

         Система потребительской кооперации, еще  более масштабная по количеству членов, так как она охватывала и сельское, и городское население, не была полностью упразднена, как это случилось с сельскохзяйственной, и все же она также подверглась коренной ломке, в итоге которой перестала быть кооперативной. Первоначально советское государство начало беспрецедентную перекачку всех накоплений потребительской кооперации в госбюджет. В 1926 – 1929 годах потребительская кооперация была вынуждена отдать государственным финансовым органам 300 миллионов рублей на индустриализацию. В 1927 году по распоряжению Совнаркома СССР потребительская кооперация снизила цены на товары широкого потребления на 10%, а в 1928 году отменила покупательский дивиденд по забору товаров в кооперативных магазинах.

         В 1928 году в стране вновь, как и в 1919 году, была введена карточная система снабжения, которая просуществовала шесть лет. Пищевые ресурсы решили распределять в зависимости от степени важности данного производства и от роли на этом производстве того или иного работника. Одних кормили более или менее сносно, других оставляли полуголодными. Города и промышленные предприятия стали снабжаться дифференцированно по спискам, население – по категориям, то есть рабочие и служащие получали разные нормы продуктов. Среди рабочих ударникам выдавали повышенные нормы. Практиковалась также коммерческая торговля – торговля без карточек по более высоким ценам: коммерческие цены были в 4-6, а иногда и в 20 раз выше «нормальных» цен.

         К осуществлению распределения товаров  по карточной системе была привлечена потребительская кооперация. При заводах, фабриках, на крупнейших новостройках, железнодорожном и водном транспорте, на лесных и торфяных разработках, в пунктах вылова и переработки рыбы ей пришлось организовать свои закрытые распределители (ЗР) и закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), которые снабжали по установленным нормам прикрепленный к ним контингент населения. В составе Центросоюза были организованы автономные секции: Водная, Транспортная, Лесная, Рыболовецкая, Торфяная, каждая из которых объединяла потребительские общества, созданные специально для снабжения рабочих и служащих, занятых в той или иной отрасли. Кроме того, на правах автономной секции действовало Центральное военно-кооперативное управление, в введении которого находились закрытые военные кооперативы.

         От  потребительской кооперации требовалось, чтобы лучше, по повышенным нормам снабжался не просто пайщик, а рабочий, перевыполняющий производственные задания, ударник. Так ударник ведущей профессии получал дополнительно 75% карточной нормы, неведущей - 50%, а ударник из числа служащих - 30% [5, С. 275]. Для улучшения снабжения рабочих и членов их семей в городах и промышленных центрах потребительская кооперация построила большое количество хлебозаводов и хлебопекарен, фабрик-кухонь и общественных столовых.

         Самоуправляющиеся закрытые рабочие кооперативы, распределявшие по карточкам продукты питания и одежду, неподчиненные руководству предприятия, мешали администрациям заводов и новостроек использовать снабжение как средство повышения производительности труда. И в начале 1930-х годов они были просто ликвидированы постановлением Совнаркома и ЦК ВКП (б). Вместо закрытых рабочих кооперативов и кооперативных закрытых распределителей на их материально-технической базе были созданы государственные организации – отделы рабочего снабжения (ОРСы). Сначала их создавали на крупнейших заводах и новостройках, а затем на всех государственных предприятиях. Так фактически были отобраны у рабочих около 32 тысяч торговых предприятий, тысячи столовых, пекарен, подсобных хозяйств. Это было начало массовой национализации потребительской кооперации, причем все происходило без всякой компенсации паевых взносов членам-пайщикам.

         Кооператоры всегда трудились в полную силу, однако даже всеобщий дефицит товаров  в стране и очереди в магазинах незаслуженно ставились в вину потребительской кооперации. На деле же это были последствия принудительной коллективизации крестьянства, форсированной индустриализации с упором на рост тяжелой промышленности, ускоренного свертывания сети частных лавок и магазинов. Высшее партийное руководство критиковало кооперацию за некий торгашеский, «нэпманский» дух наживы, тогда как она осуществляла всего лишь принцип хозяйственного расчета, и за якобы нежелание снижать розничные цены, хотя кооперативная торговля позволила потребителям благодаря снижению цен  сэкономить сотни миллионов рублей.

Информация о работе Новая экономическая политика