Новая экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение развития кооперативного движения в России в период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.). Исходя из целевой установки, перед нами поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть решения директивных органов в области кооперативного строительства в условиях нэпа.

2. Проследить возрождение и рост основных видов кооперации в годы нэпа.

3. Определить последствия свертывания нэпа для судьбы отечественного кооперативного движения.

Для решения поставленных задач были использованы различные литературные источники, основные из них представлены в списке использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

нэп.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

         Осенью 1923 года Центросоюз и потребкооперация пережили «кризис сбыта», а по существу это был «кризис цен»: сложились неоправданно высокие цены на промышленные товары  и чрезмерно низкие на сельскохозяйственную продукцию – возникло явление, названное «ножницами» цен. Кризис сбыта обсуждался XIII съездом РКП (б), который наметил мероприятия по оздоровлению потребкооперации. Среди них:                          

     - децентрализация торговой деятельности  и кредитования, которое раньше шло к низам через союзные центры;                   

     - полный переход на добровольное  членство;                         

      - максимальное благоприятствование  госорганов потребительской кооперации  по ассортименту товаров, срокам и формам товарного кредитования;                             

      - госторговля должна развивать  оптовую и оптово-розничную торговлю, а розница по мере укрепления  кооперации должна переходить  к потребительской кооперации.

       Уже в 1924 году Совнарком начал проводить политику активной поддержки потребительской кооперации. Так, 20 мая 1924 года Декретом ВЦИК и Совнаркома было окончательно разрешено добровольное членство в потребительской кооперации. Когда летом 1925 года кооперативная торговля испытала острую нехватку товаров фабрично-заводского производства, Центросоюз и Высший совет народного хозяйства договорились об увеличении поставок товаров государственными трестами и синдикатами организациям потребкооперации. Между центрами госорганов и Центросоюзом были заключены генеральные договоры об условиях поставки товаров, использование гендоговоров было одобрено постановлением Совета Труда и Обороны от 18 августа 1926 года. Однако видимого улучшения такая практика не принесла и стала причиной, приведшей к полному подчинению кооперации государству. В феврале 1927 года на Пленуме ЦК ВКП (б) руководство партии все еще выступало за расширение поля деятельности  кооперации, но уже к концу года начался отход от этой  позиции. Весной 1928 года вторая сессия Совета Союза союзов сельхозкооперации обсуждала уже пятилетний план ее развития. Принятие пятилеток означало отказ от принципов новой экономической политики, началась индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства.

     Таким образом, всего в период нэпа было создано 114 директивных партийных и государственных документов, в большинстве которых присутствует и кооперация, а 13 из них непосредственно посвящены развитию различных видов кооперативов и их сотрудничеству с государством. Не все    решения директивных органов поддерживали  свободу действия кооперации, и все же она сыграла важную роль в экономическом развитии советского государства, помогла ликвидировать разруху и восстановить народное хозяйство. 

     Глава 2. Возрождение и рост основных видов кооперации в годы нэпа

     В самом общем виде новая экономическая  политика включала в себя переход  от административно-командных методов  управления к преимущественно экономическим через рынок, конкуренцию между государственными, кооперативными и частными предприятиями, использование банковского и коммерческого кредитов, формирование свободно конвертируемой валюты и поддержание валютного паритета на внутреннем рынке, широкую самостоятельность банков и конкуренцию между ними.

     Как кратковременный либерализм нэп  означала оживление предпринимательства, требовала развития нормальной рыночной деятельности, развертывания обычных товарно-денежных отношений. Экономика в то время была многоукладной, разрешалась частнопредпринимательская деятельность, многие в стране еще не разучились торговать, и уже в начале нэпа частная торговля оживилась, стала набирать силу. По причине неразвитости кооперативной и почти полного отсутствия государственной торговли в первое время львиная доля рынка попала в руки частных торговцев. В такой обстановке государство возложило на потребительскую кооперацию развитие товарообмена, обеспечения смычки между промышленностью и сельским хозяйством, упрочнения союза рабочих и крестьян, вытеснения нэпманов с рынка, улучшения снабжения населения. Чтобы  справиться с поставленными задачами кооперации  была необходима свобода хозяйствования и экономическая поддержка государства. Сознавая это, государственные органы смягчили свой диктат в отношении потребительской кооперации, стали оказывать кооперации помощь, иногда увеличивая ее, иногда уменьшая. В разные годы нэпа мерами помощи и содействия были более низкое налоговое обложение кооперативной прибыли, государственные кредиты под льготный процент, пониженные транспортные тарифы, первоочередной отпуск кооперации товаров государственной промышленностью, предоставление местными органами власти помещений для открытия кооперативных лавок, пропаганда идей кооперации в периодической печати, на собраниях и съездах. Кроме того, потребительская кооперация получила право самостоятельного выхода на внешний рынок, правда под контролем соответствующих государственных органов.

     В оживлении кооперативного оборота  решающую роль сыграла помощь Советского государства, это обусловило наиболее динамичное развитие потребительской  кооперации. Центросоюз был поставлен в положение основного посредника между социалистической промышленностью и крестьянским хозяйством. Потребительская кооперация получила ряд существенных льгот по линии кредитов, налогов, цен, товароснабжения. Все это положило начало быстрому росту кооперативного товарооборота. По данным Центросоюза, в 1922 году он составил в городе и деревне вместе около 236 миллионов золотых рублей. Это примерно 15 -17%  всего розничного оборота страны. Возобновился рост низовых потребительских обществ. С 1 октября 1921 года по 1 января 1923 года их число увеличилось с 9,3 до 11,5 тысяч. Постепенно росли и обороты, в 1922-1923 годах сельскому потребителю было продано на 154 миллиона рублей промышленных товаров и продуктов сельского хозяйства, то есть на 40% больше, чем в 1921-1922 годах, причем продажа по низовой сети увеличилась на 53% [11, С.108].

     Мы  уже отмечали раннее, что весной 1923 года потребительская кооперация переживала кризис сбыта, так как  на складах скопилось большое  количество фабрично-заводских товаров, которые не удалось реализовать. В этой ситуации Центросоюз и правительство приняли меры для укрепления положения потребительской кооперации.

     - Была проведена пе6ререгистрация членов, в результате чего увеличился приток паевых взносов и активность пайщиков в работе кооперации.

     - Была перегруппирована союзная  сеть: вместо отделений и контор  Центросоюза появились краевые  и областные союзы, в соответствии  с новым экономическим и административным  районированием страны. Вместо райотделений  были утверждены райсоюзы.

     - Началось изживание «главкизма»,  то есть излишне высокой степени  централизации в управлении и  распределении товарных, денежных и других ресурсов. Потребительские общества слабо сотрудничали с местным рынком. Центросоюз не придавал значения самостоятельной низовой сети кооперативных организаций. В силу этого сдерживалось развитие самостоятельности и инициативы первичных кооперативных организаций. Потребитель был очень слабо привязан к кооперации. Центросоюз выступал «всероссийской многолавкой» - через свои конторы пытался снабдить население всем необходимым.

     - В 1924 году Центросоюз определил  минимальный ассортимент товаров  первой необходимости, естественно  изменение структуры кооперативного  товарооборота в сторону продажи  ходовых товаров способствовало повышению рентабельности потребительской кооперации.

     - Сокращение управленческого аппарата, расходов на транспорт и аренду  помещений благоприятно сказалось  на  издержках обращения розничной кооперативной торговли.

     - Кроме того, на товары массового  спроса (ситец, сахар, соль, спички, мыло, махорку и другие) торговые наценки в среднем  были сокращены примерно в 1,5 раза по сравнению с частником, что благотворно отразилось на ценах кооперативной торговли и на привлечении покупателей в обобществленный сектор торговли.

     К концу 1926 года кооперативный сектор уже преобладал в стране – 52,2% товарооборота  принадлежало кооперативам: 38% – потребительским, 11,6% – сельскохозяйственным и 2,6% – промысловым.[5,С. 254].

     В период нэпа кооперативная сеть насчитывала 109 тысяч торговых предприятий 3-5 разрядов: к первому разряду относились разносчики, ко второму – ларьки, к третьему – маленькие магазины, к четвертому – крупные магазины и полуоптовые (крупные магазины оптово-розничной торговли), к пятому – оптовые базы и крупнейшие универмаги.

       К концу нэпа потребительская  кооперация становится основным и самым мощным товаропроводящим каналом в стране.

       Рассмотрим данные, свидетельствующие  об этом:[4, С. 109]

     Таблица 1.

     Товарооборот  в миллионах рублей.

  1928/1929г. 1929/1930г.
По  оптимальному варианту плана Фактически По оптимальному варианту плана Фактически
  Сум-ма Удельный вес Сум-ма Удельный вес Сум-ма Удельный вес Сум-ма Удельный вес
Государственная торговля 1,898 14 2,894 17,4 2,057 14 4,110 23,2
Потребительская кооперация 8,402 62 9,572 57,6 9,830 66,3 11,200 63,3
Другие  кооперат. Системы 440 3,2 1,489 8,9 480 3,2 1,200 6,7
Итого обобществ. Сектор 10,740 79,2 13,995 83,9 12,367 83,5 16,510 93,2
Частный сектор 2,830 20,8 2,680 16,1 2,474 16,5 1,200 6,8
Всего 13,570 100 16,635 100 14,841 100 17,710 100
 

     Хотелось  бы так же отметить, что потребительская кооперация не оставляла без внимания и культурно-просветительские вопросы. Члены потребительских обществ, тесно связанные с многомиллионными массами крестьян, проводили большую работу по ликвидации неграмотности среди жителей деревни. Во многих районах страны на кооперативные средства создавались общеобразовательные школы.

     Потребительская кооперация внесла весомый вклад в кинофикацию Советского Союза. В годы нэпа ей принадлежало 2/3 кинопередвижек и пятая часть стационарных установок, действовавших в стране. Многие документальные фильмы знакомили зрителей с кооперативной жизнью, ее успехами и проблемами.

     В конце 1920-х годов сложилась система  подготовки и переподготовки кооперативных работников:

     - краткосрочные курсы (1,5 – 3 месяца);

     - вечерние курсы без отрыва от производства (3 месяца – 1год);

     - долгосрочные курсы (6 месяцев  – 1 год);

     - курсы-съезды сроком от 5дней до 2-х недель для руководящих  работников;

     - кооперативные школы;

     - кооперативные техникумы и кооперативные  отделения промышленных техникумов;

     - кооперативные вузы.

     Организационно-массовая и агитационно-пропагандистская работа осуществлялась через отделы кооперативного просвещения Центросоюза, республиканских союзов и подотделы в областных и крупных районных союзах.

     В 1927 году 63,3% городского муниципального фонда жилья находилось в пользовании жилищно-арендной кооперации. Причем в Москве кооператоры распоряжались 70% жилой площади, а в Ленинграде – 87,4% [5, С.255]. Ускоренными темпами развивалась жилищно-строительная кооперация двух видов – рабочая и общегражданская. В 1927 году  затраты кооперации на строительство жилья составили около 20% всех средств, вложенных в жилищное строительство.

     Общесоюзный центр жилищно-строительной и жилищно-арендной кооперации (Центржилсоюз) имел свои лесоразработки, кирпичные заводы и другие предприятия.

     На  завершающем этапе восстановления и реконструкции народного хозяйства  кооперативное движение охватило все  отрасли экономики страны.

Информация о работе Новая экономическая политика