Новая историческая школа в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы состоят в исследовании возникновения новой исторической школы Германии, в рассмотрении её общей характеристики, а также в раскрытии экономических воззрений основных представителей искомой школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ………………………..……5

ГЛАВА II. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ

ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ И ИХ ВОЗЗРЕНИЯ…………………………………..…..8

§ 1. Густав фон Шмоллер как яркий представитель

новой исторической школы Германии……………………………..………8

§ 2. Основные особенности экономических

воззрений Луи Брентано……………………………………………...……12

§ 3. Карл Бюхер и его экономические взгляды…………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….……..18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….…….20

Работа содержит 1 файл

исторшколгерм.docx

— 50.70 Кб (Скачать)

Новая историческая школа в Германии 
 

Курсовая работа 

автор: Мальцева Оксана Игоревна 

год: 2007 
 
 

Государственный Университет по Землеустройству 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Стр. 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3 

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 

НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ………………………..……5 

ГЛАВА II. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ 

ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ И ИХ ВОЗЗРЕНИЯ…………………………………..…..8 

§ 1. Густав фон Шмоллер как яркий представитель 

новой исторической школы Германии……………………………..………8 

§ 2. Основные особенности экономических 

воззрений Луи Брентано……………………………………………...……12 

§ 3. Карл Бюхер и его экономические взгляды…………………………..16 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….……..18 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….…….20 

ВВЕДЕНИЕ 

Одной из самых влиятельных школ второй половины XIX – начала XX века явилась новая историческая школа в Германии, сформировавшаяся к 70-м годам XIX века. Её представителями были Густав фон Шмоллер (1838-1917), Луи Брентано (1844-1931), Карл Бюхер (1847-1930). 

Шмоллер развивал теорию “социального мира” в условиях рыночного хозяйства. По его инициативе в Германии был создан Союз социальной политики. 

Брентано – автор теории “организованного капитализма”, стоящий на позициях преодоления кризисов с помощью монополий, разработавший программу достижения социального мира с помощью профсоюзов, рабочих кооперативов жилищного строительства. 

Экономическая теория в работах Бюхера приняла вид экономической истории, в которой выделились три периода: 

1) домашнее хозяйство; 

2) городское хозяйство (где производитель встречается с потребителем); 

3) народное хозяйство (где продукт производится на неизвестный рынок и преобладает обмен). В основу такого деления Бюхер положил степень развития обмена. 

Итак, в конце 1850-х годов немецкая историческая школа пришла в упадок, в 1870-е годы началось её возрождение (продолжавшееся до начала XX века). Вышеупомянутых учёных, “осуществивших” это возрождение, объединили под названием “новая (или молодая) историческая школа”. Их отличала меньшая радикальность по отношению к “универсальности” и “объективности” в экономической науке. Да, как и другие немцы, они тоже отрицали возможность создания универсальной экономической теории, но не отвергали наличие объективных экономических законов. Они полагали, что такие законы можно вывести, но не абстрактно-дедуктивными методами, а за счёт всё тех же конкретно-исторических, а также статистических исследований. 

Другими отличительными особенностями подхода представителей “новой исторической школы” были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетении экономических, моральных и психологических факторов. 

Актуальность темы данной работы заключается в том, что идеи представителей новой исторической школы Германии до сих пор остаются востребованным современными экономистами. 

Цели и задачи работы состоят в исследовании возникновения новой исторической школы Германии, в рассмотрении её общей характеристики, а также в раскрытии экономических воззрений основных представителей искомой школы. 

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ 
 
 

Возникновению новой исторической школы Германии в экономическом смысле предшествовали реальные исторические события, в частности 1871 год, когда Пруссия победила Францию. Это привело к объединению всей Германии посредством отторжения промышленно развитых теppитоpий Франции к Германии (Эльзас и Лотарингия). По отношению ко всем остальным странам Европы, Германию в то время можно было охаpактеpизовать как полукапиталистическую, полусельскохозяйственную. Hо капитализм в ней всё развивался, а после победы над Францией стал развиваться ещё быстрее. Безусловно, всех в стране волновало рабочее движение. 

В этих условиях не могло не возникать непpотивоpечивых теорий. Возникает новая экономическая школа Германии. Главное для старой и новой экономических школ было накопить как можно больше фактов для создания будущей теории. Если старая историческая школа боролась с классиками, то новая начала бороться с марксизмом. 

Давая общую хаpактеpистику новой экономической школы Германии, можно отметить следующие моменты: 

1) У ней нет определённых исторических законов. 

Нет традиций, обычаев в экономике и повторяющихся связей. Например, Бpентано считал, что нет закона по котоpому можно определить зарплату. В разных местах она будет разная. Шмоллеp говорил, что “в попытке найти закон ценообразования в условиях Германии вы наткнётесь на баронский антисемизм, который заставляет немецких баронов переплачивать за товар, но не покупать его в еврейских лавках”. 

2) Попытка найти локальные черты развития (присущие лишь Германии). 

Новая историческая школа имела два направления. В 1872 году в Германии был создан “союз социальной политики”. Главную задачу и предпосылки сфоpмулиpовал Шмоллеp: “Глубокий pаздоp, проникнувший в общественный строй, разделивший пpедпpинимателей от рабочих, имущие классы от неимущих, чреват резкой сословной борьбой”. Поэтому в этих условиях ставится задача pефоpмиpовать строй. Правое крыло было представлено самим Шмоллеpом. Политическая программа Шмоллера предусматривала, что власть государства, его вмешательство в общественную и экономическую жизнь должна осуществляться мудрым и твёрдым правительством. Следовательно нужно было сохранить монаpхию. 

Пpогpамма правого крыла называлась катедp-социализм. Её основные положения: 

1) Государственное pегулиpование труда детей и женщин; 

2) Государственное страхование рабочих; 

3) Выплата пенсии за счёт удержаний из зарплаты; 

4) Обязательное начальное образование; 

5) Образование рабочих кооперативов (жилищных и потребительских); 

6) Конфликты между рабочими и капиталистами должны решаться третьими лицами, назначаемыми государством (незаинтересованными лицами); 

Шмоллеp предлагал слегка pефоpмиpовать стpой свеpху, пойти на некотоpые уступки. 

Левое крыло “Союза социальной политики” представлял Луи Бpентано. Главная цель левых – классовый миp (цель та же, что и у правых), но полученный не pефоpмиpованием сверху, а объединением снизу. Книга-двухтомник Бpентано – на богатом опыте тpедюнионов в Англии, делает вывод: просвящённые организации рабочих могут изменить существующий строй. 

Программа левого крыла: 

1) Основная теория – “Теория тpуда-товаpа”. 

Труд является особым товаром. Его особенность: он неотделим от продавца. Цитируя Брентано, можно указать: “Рабочий вынужден следовать за своим трудом за своим тpудом-товаpом. Миграции рабочих в поисках выгодных условий продажи товара – ухудшение спроса. Положение можно улучшить, если вместо одного рабочего выступают профсоюзы. Благодаря профсоюзам устраняется вредное влияние труда как товара, а рабочего как продавца”. 

2) Рост зарплаты и сокращение рабочего времени. 

Чем больше у рабочего зарплата, тем больше он будет стремиться к увеличению продуктивности или производительности труда (это была попытка ликвидировать экономическую отсталость Германии). 

3) Плановость производства. 

Именно в крупнейших пpедпpиятиях существует плановость производства, что препятствует возникновению кризисов. 

Картели – суть союза производителей, которые стараются планомерно пpиpавнивать производство к спросу с целью избежать пеpепpоизводств и всех связанных с ним последствий (падение цен, обесценивание капитала, безработица, голодовки). 

4) Мелкое крестьянское производство в сельском хозяйстве под защиту! 

Делая вывод по данной главе, можно сказать, что новой исторической школой Германии предусматривалось два пути развития для этой страны: правый (консервативный), основанный на монархизме, сильной руке в экономике и национализме (следующий этап правого консерватизма – фашизм) и левый, либеральный (мирное улаживание социальных конфликтов), “классовый мир”, постепенное pефоpмиpование строя снизу. 

ГЛАВА II. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ И ИХ ВОЗЗРЕНИЯ 
 
 

§ 1. Густав фон Шмоллер как яркий представитель новой исторической школы Германии 

Самой яркой фигурой XIX века в сфере альтернативной экономики был, без сомнения, Густав фон Шмоллер, глава Младо-Исторической Школы, возникшей в 1870 году. 

Густав фон Шмоллер (родился 24 июня 1838 года в Хейльбронне – умер 27 июня 1917 года в Бад-Харцбурге) – немецкий экономист, историк, государственный и общественный деятель, ведущий представитель так называемой новой (молодой) исторической школы в политической экономии. Профессор университетов в Галле (с 1864 года), Страстбурге (с 1872 года), в Берлине (с 1882 года), член прусского государственного совета (с 1884 года), один из основателей (1872 год) и представителей (с 1890 года) “Союза социальной политики”. 

Как и все представители новой экономической школы Германии, Шмоллер полагал, что объективные экономические законы можно вывести, но не абстрактно-дедуктивными методами, а за счёт конкретно-исторических, а также статистических исследований. Другими отличительными особенностями подхода Шмоллера как представителя новой исторической школы Германии были акцент на изучении конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом, а также акцент на взаимопереплетении экономических, моральных и психологических факторов. 

Итак, основываясь на идеях исторической школы, Шмоллер выступал с критикой формально-дедуктивных построений классической буржуазной политэкономии. Согласно Шмоллера созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование, так как только генетический подход позволяет установить причинные связи социальных явлений. Поскольку поведение экономических субъектов (индивидов и групп), по Шмоллеру, есть результат взаимодействия различных факторов, объектом исследования в экономической науке оказываются намерения хозяйственных индивидов, уровень развития техники, характер существующих социальных институтов, природные и прочие условия. 

Шмоллер полагал, что политэкономия как основная общественная наука включает в себя психологию, социологию, географию и тому подобное, поэтому она имеет нормативный характер и открывает возможность этических оценок и практических рекомендаций. Критикуя марксизм с позиции катедер-социализма, Шмоллер защищал активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь с целью поощрения национальной экономики и смягчения классовых противоречий. Наличие социальных классов (возникновение которых Шмоллер связывал с расовыми признаками, разделением труда и неравномерным распределением доходов) и борьбу между ними он считал необходимым условием общественного прогресса. Однако цель классовой борьбы Шмоллер видел не в революционном преобразовании общества, а в достижении компромисса между борющимися сторонами, которые не должны нарушать общих этических норм. 

Шмоллеру принадлежит ряд исследований по социально-экономической и политической истории стран Западной Европы. Шмоллер подверг резкой критике сами принципы экономического либерализма, особенно подчёркивая при этом несостоятельность механицистских упрощений в концепциях Локка и Адама Смита. Шмоллер разоблачал подмену, заключенную в утверждении либералов о том, что основным мотивом человеческой деятельности является эгоизм. Шмоллер прекрасно показал, что в случае либеральных экономических теорий мы имеем дело не только с отдельной наукой – экономикой – но и с особой идеологией, которую он назвал “экономизмом”. Фактически Шмоллер впервые ясно показал, что экономические теории суть не что иное, как приложение “метафоры часов” или “метафоры дерева” к экономической сфере, и что, следовательно, экономическая наука не может претендовать на статус автономной и изолированной дисциплины, совершенно не зависимой от других политических, философских и религиозных доктрин. 

Показывая основные особенности экономических воззрений Густава фон Шмоллера, можно подчеркнуть, что лидер новой исторической школы Шмоллер делал особый акцент на роли хозяйственного “этоса” (от греческого “ethos” – обычай, нрав), то есть на моральных и правовых рамках, в которых функционирует экономика. Согласно его мнению, процесс экономического (и в целом общественного) развития заключается в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно сложившихся общественных отношений между людьми. Примерами таких норм являются право частной собственности, запрет рабства и расовой дискриминации и так далее. Наличие хозяйственного этоса является необходимым условием для существования свободного обмена денежного обращения, разделения труда и других характеристик рыночной экономики. Все экономические отношения являются производными от этических и правовых аспектов: например, спрос на товар представляет собой частицу конкретной истории этических отношений у данного народа в данный момент времени 

Шмоллер критиковал классическую политическую экономию прежде всего за игнорирование её представителями этического характера хозяйственных явлений и повышения роли правовых и моральных норм по мере экономического развития. Особенно важным элементом подхода Густава фон Шмоллера является его учение о роли государства. По его мнению, это учреждение, находящееся как бы “над” интересами различных социальных групп и классов. Именно государство создаёт значительную часть хозяйственного этоса (особенно то, что связано с правовой системой). Во всем учении о хозяйственном этосе можно усмотреть зачатки концепций старого и особенно нового институционализма. Так, само понятие хозяйственного этоса близко неоинституциональному термину “институциональная среда”, а описание роли государства похоже на трактовку некоторых новых институционалистов этого учреждения как организации, отвечающей прежде всего за спецификацию и защиту прав собственности. 

Информация о работе Новая историческая школа в Германии