Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 16:12, курсовая работа
Цели и задачи работы состоят в исследовании возникновения новой исторической школы Германии, в рассмотрении её общей характеристики, а также в раскрытии экономических воззрений основных представителей искомой школы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ………………………..……5
ГЛАВА II. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ И ИХ ВОЗЗРЕНИЯ…………………………………..…..8
§ 1. Густав фон Шмоллер как яркий представитель
новой исторической школы Германии……………………………..………8
§ 2. Основные особенности экономических
воззрений Луи Брентано……………………………………………...……12
§ 3. Карл Бюхер и его экономические взгляды…………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….……..18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….…….20
Новая историческая школа в Германии
Курсовая работа
автор: Мальцева Оксана Игоревна
год: 2007
Государственный Университет по Землеустройству
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ………………………..……5
ГЛАВА II. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ И ИХ ВОЗЗРЕНИЯ…………………………………..…..8
§ 1. Густав фон Шмоллер как яркий представитель
новой исторической школы Германии……………………………..………8
§ 2. Основные особенности экономических
воззрений Луи Брентано……………………………………………...……
§ 3. Карл Бюхер и его экономические
взгляды…………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..….…….20
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых влиятельных школ второй
половины XIX – начала XX века явилась новая
историческая школа в Германии, сформировавшаяся
к 70-м годам XIX века. Её представителями
были Густав фон Шмоллер (1838-1917), Луи Брентано
(1844-1931), Карл Бюхер (1847-1930).
Шмоллер развивал теорию “социального
мира” в условиях рыночного хозяйства.
По его инициативе в Германии был создан
Союз социальной политики.
Брентано – автор теории “организованного
капитализма”, стоящий на позициях преодоления
кризисов с помощью монополий, разработавший
программу достижения социального мира
с помощью профсоюзов, рабочих кооперативов
жилищного строительства.
Экономическая теория в работах Бюхера
приняла вид экономической истории, в
которой выделились три периода:
1) домашнее хозяйство;
2) городское хозяйство (где производитель
встречается с потребителем);
3) народное хозяйство (где продукт производится
на неизвестный рынок и преобладает обмен).
В основу такого деления Бюхер положил
степень развития обмена.
Итак, в конце 1850-х годов немецкая историческая
школа пришла в упадок, в 1870-е годы началось
её возрождение (продолжавшееся до начала
XX века). Вышеупомянутых учёных, “осуществивших”
это возрождение, объединили под названием
“новая (или молодая) историческая школа”.
Их отличала меньшая радикальность по
отношению к “универсальности” и “объективности”
в экономической науке. Да, как и другие
немцы, они тоже отрицали возможность
создания универсальной экономической
теории, но не отвергали наличие объективных
экономических законов. Они полагали,
что такие законы можно вывести, но не
абстрактно-дедуктивными методами, а за
счёт всё тех же конкретно-исторических,
а также статистических исследований.
Другими отличительными особенностями
подхода представителей “новой исторической
школы” были акцент на изучении конкретных
хозяйственных объектов и учреждений,
а не хозяйства в целом, а также акцент
на взаимопереплетении экономических,
моральных и психологических факторов.
Актуальность темы данной работы заключается
в том, что идеи представителей новой
исторической школы Германии до сих пор
остаются востребованным современными
экономистами.
Цели и задачи работы состоят в исследовании
возникновения новой исторической школы
Германии, в рассмотрении её общей характеристики,
а также в раскрытии экономических воззрений
основных представителей искомой школы.
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ
Возникновению новой исторической школы
Германии в экономическом смысле предшествовали
реальные исторические события, в частности 1871
год, когда Пруссия победила Францию. Это
привело к объединению всей Германии посредством
отторжения промышленно развитых теppитоpий
Франции к Германии (Эльзас и Лотарингия).
По отношению ко всем остальным странам
Европы, Германию в то время можно было
охаpактеpизовать как полукапиталистическую,
полусельскохозяйственную. Hо капитализм
в ней всё развивался, а после победы над
Францией стал развиваться ещё быстрее.
Безусловно, всех в стране волновало рабочее
движение.
В этих условиях не могло не возникать
непpотивоpечивых теорий. Возникает новая
экономическая школа Германии. Главное
для старой и новой экономических школ
было накопить как можно больше фактов
для создания будущей теории. Если старая
историческая школа боролась с классиками,
то новая начала бороться с марксизмом.
Давая общую хаpактеpистику новой экономической
школы Германии, можно отметить следующие
моменты:
1) У ней нет определённых исторических
законов.
Нет традиций, обычаев в экономике и
повторяющихся связей. Например, Бpентано
считал, что нет закона по котоpому можно
определить зарплату. В разных местах
она будет разная. Шмоллеp говорил, что
“в попытке найти закон ценообразования
в условиях Германии вы наткнётесь на
баронский антисемизм, который заставляет
немецких баронов переплачивать за товар,
но не покупать его в еврейских лавках”.
2) Попытка найти локальные черты развития
(присущие лишь Германии).
Новая историческая школа имела два
направления. В 1872 году в Германии был
создан “союз социальной политики”. Главную
задачу и предпосылки сфоpмулиpовал Шмоллеp:
“Глубокий pаздоp, проникнувший в общественный
строй, разделивший пpедпpинимателей от
рабочих, имущие классы от неимущих, чреват
резкой сословной борьбой”. Поэтому в
этих условиях ставится задача pефоpмиpовать
строй. Правое крыло было представлено
самим Шмоллеpом. Политическая программа
Шмоллера предусматривала, что власть
государства, его вмешательство в общественную
и экономическую жизнь должна осуществляться
мудрым и твёрдым правительством. Следовательно
нужно было сохранить монаpхию.
Пpогpамма правого крыла называлась катедp-социализм.
Её основные положения:
1) Государственное pегулиpование труда
детей и женщин;
2) Государственное страхование рабочих;
3) Выплата пенсии за счёт удержаний из
зарплаты;
4) Обязательное начальное образование;
5) Образование рабочих кооперативов
(жилищных и потребительских);
6) Конфликты между рабочими и капиталистами
должны решаться третьими лицами, назначаемыми
государством (незаинтересованными лицами);
Шмоллеp предлагал слегка pефоpмиpовать
стpой свеpху, пойти на некотоpые уступки.
Левое крыло “Союза социальной политики”
представлял Луи Бpентано. Главная цель
левых – классовый миp (цель та же, что
и у правых), но полученный не pефоpмиpованием
сверху, а объединением снизу. Книга-двухтомник
Бpентано – на богатом опыте тpедюнионов
в Англии, делает вывод: просвящённые организации
рабочих могут изменить существующий
строй.
Программа левого крыла:
1) Основная теория – “Теория тpуда-товаpа”.
Труд является особым товаром. Его особенность:
он неотделим от продавца. Цитируя Брентано,
можно указать: “Рабочий вынужден следовать
за своим трудом за своим тpудом-товаpом.
Миграции рабочих в поисках выгодных условий
продажи товара – ухудшение спроса. Положение
можно улучшить, если вместо одного рабочего
выступают профсоюзы. Благодаря профсоюзам
устраняется вредное влияние труда как
товара, а рабочего как продавца”.
2) Рост зарплаты и сокращение рабочего
времени.
Чем больше у рабочего зарплата, тем
больше он будет стремиться к увеличению
продуктивности или производительности
труда (это была попытка ликвидировать
экономическую отсталость Германии).
3) Плановость производства.
Именно в крупнейших пpедпpиятиях существует
плановость производства, что препятствует
возникновению кризисов.
Картели – суть союза производителей,
которые стараются планомерно пpиpавнивать
производство к спросу с целью избежать
пеpепpоизводств и всех связанных с ним
последствий (падение цен, обесценивание
капитала, безработица, голодовки).
4) Мелкое крестьянское производство
в сельском хозяйстве под защиту!
Делая вывод по данной главе, можно сказать,
что новой исторической школой Германии
предусматривалось два пути развития
для этой страны: правый (консервативный),
основанный на монархизме, сильной руке
в экономике и национализме (следующий
этап правого консерватизма – фашизм)
и левый, либеральный (мирное улаживание
социальных конфликтов), “классовый мир”,
постепенное pефоpмиpование строя снизу.
ГЛАВА II. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ШКОЛЫ ГЕРМАНИИ И ИХ ВОЗЗРЕНИЯ
§ 1. Густав фон Шмоллер как яркий представитель
новой исторической школы Германии
Самой яркой фигурой XIX века в сфере альтернативной
экономики был, без сомнения, Густав фон
Шмоллер, глава Младо-Исторической Школы,
возникшей в 1870 году.
Густав фон Шмоллер (родился 24 июня 1838
года в Хейльбронне – умер 27 июня 1917 года
в Бад-Харцбурге) – немецкий экономист,
историк, государственный и общественный
деятель, ведущий представитель так называемой
новой (молодой) исторической школы в политической
экономии. Профессор университетов в Галле
(с 1864 года), Страстбурге (с 1872 года), в Берлине
(с 1882 года), член прусского государственного
совета (с 1884 года), один из основателей
(1872 год) и представителей (с 1890 года) “Союза
социальной политики”.
Как и все представители новой экономической
школы Германии, Шмоллер полагал, что
объективные экономические законы можно
вывести, но не абстрактно-дедуктивными
методами, а за счёт конкретно-исторических,
а также статистических исследований.
Другими отличительными особенностями
подхода Шмоллера как представителя новой
исторической школы Германии были акцент
на изучении конкретных хозяйственных
объектов и учреждений, а не хозяйства
в целом, а также акцент на взаимопереплетении
экономических, моральных и психологических
факторов.
Итак, основываясь на идеях исторической
школы, Шмоллер выступал с критикой формально-дедуктивных
построений классической буржуазной политэкономии.
Согласно Шмоллера созданию экономической
теории должно предшествовать конкретно-историческое
исследование, так как только генетический
подход позволяет установить причинные
связи социальных явлений. Поскольку поведение
экономических субъектов (индивидов и
групп), по Шмоллеру, есть результат взаимодействия
различных факторов, объектом исследования
в экономической науке оказываются намерения
хозяйственных индивидов, уровень развития
техники, характер существующих социальных
институтов, природные и прочие условия.
Шмоллер полагал, что политэкономия
как основная общественная наука включает
в себя психологию, социологию, географию
и тому подобное, поэтому она имеет нормативный
характер и открывает возможность этических
оценок и практических рекомендаций. Критикуя
марксизм с позиции катедер-социализма,
Шмоллер защищал активное государственное
вмешательство в хозяйственную жизнь
с целью поощрения национальной экономики
и смягчения классовых противоречий. Наличие
социальных классов (возникновение которых
Шмоллер связывал с расовыми признаками,
разделением труда и неравномерным распределением
доходов) и борьбу между ними он считал
необходимым условием общественного прогресса.
Однако цель классовой борьбы Шмоллер
видел не в революционном преобразовании
общества, а в достижении компромисса
между борющимися сторонами, которые не
должны нарушать общих этических норм.
Шмоллеру принадлежит ряд исследований
по социально-экономической и политической
истории стран Западной Европы. Шмоллер
подверг резкой критике сами принципы
экономического либерализма, особенно
подчёркивая при этом несостоятельность
механицистских упрощений в концепциях
Локка и Адама Смита. Шмоллер разоблачал
подмену, заключенную в утверждении либералов
о том, что основным мотивом человеческой
деятельности является эгоизм. Шмоллер
прекрасно показал, что в случае либеральных
экономических теорий мы имеем дело не
только с отдельной наукой – экономикой
– но и с особой идеологией, которую он
назвал “экономизмом”. Фактически Шмоллер
впервые ясно показал, что экономические
теории суть не что иное, как приложение
“метафоры часов” или “метафоры дерева”
к экономической сфере, и что, следовательно,
экономическая наука не может претендовать
на статус автономной и изолированной
дисциплины, совершенно не зависимой от
других политических, философских и религиозных
доктрин.
Показывая основные особенности экономических
воззрений Густава фон Шмоллера, можно
подчеркнуть, что лидер новой исторической
школы Шмоллер делал особый акцент на
роли хозяйственного “этоса” (от греческого
“ethos” – обычай, нрав), то есть на моральных
и правовых рамках, в которых функционирует
экономика. Согласно его мнению, процесс
экономического (и в целом общественного)
развития заключается в постепенном подчинении
правовым и моральным нормам всех естественно
сложившихся общественных отношений между
людьми. Примерами таких норм являются
право частной собственности, запрет рабства
и расовой дискриминации и так далее. Наличие
хозяйственного этоса является необходимым
условием для существования свободного
обмена денежного обращения, разделения
труда и других характеристик рыночной
экономики. Все экономические отношения
являются производными от этических и
правовых аспектов: например, спрос на
товар представляет собой частицу конкретной
истории этических отношений у данного
народа в данный момент времени
Шмоллер критиковал классическую политическую
экономию прежде всего за игнорирование
её представителями этического характера
хозяйственных явлений и повышения роли
правовых и моральных норм по мере экономического
развития. Особенно важным элементом подхода
Густава фон Шмоллера является его учение
о роли государства. По его мнению, это
учреждение, находящееся как бы “над”
интересами различных социальных групп
и классов. Именно государство создаёт
значительную часть хозяйственного этоса
(особенно то, что связано с правовой системой).
Во всем учении о хозяйственном этосе
можно усмотреть зачатки концепций старого
и особенно нового институционализма.
Так, само понятие хозяйственного этоса
близко неоинституциональному термину
“институциональная среда”, а описание
роли государства похоже на трактовку
некоторых новых институционалистов этого
учреждения как организации, отвечающей
прежде всего за спецификацию и защиту
прав собственности.