Нормативно-правовое регулирование отрасли связи в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных задач работы «Нормативно-правового регулирование отрасли связи в России» является предоставление полной информационно нормативно-правовой документарной поддержки повседневной деятельности предприятий и организаций отрасли "Связь". А к таковой, помимо выполнения своих непосредственных специализированных задач, относятся также ведение бухгалтерского учета, делопроизводства, работа с контрагентами, кадровая работа и т.п. Поэтому, помимо вопросов осуществления специализированных видов деятельности предприятий связи, в настоящей работе освещаются также вопросы, так или иначе связанные с организацией внутренней и внешней деятельности этих предприятий

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы нормативно-правового регулирования в области связи 6
1.1. Организация государственного регулирования деятельности в области связи 6
1.2. Государственный надзор за деятельностью в области связи 10
1.3. Услуги связи 11
Глава 2. Об основном законе отрасли 19
2.1. О предметной сфере нормативно-правового регулирования 19
2.2. Новшества в законодательстве о связи 23
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

Нормативно-правовое регулирование .doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Служебная электросвязь используется для целей  оперативно-технического и административного  управления сетями связи и не может  быть использована для оказания услуг  связи на условиях договора возмездного оказания услуг связи. Операторы связи предоставляют служебную электросвязь в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области связи. (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ).

     Оказание  услуг связи для государственных  или муниципальных нужд осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг связи, заключаемого в форме государственного или муниципального контракта в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в объеме, соответствующем объему финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи.

     Федеральный орган исполнительной власти в области  связи по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в  ведении которых находятся сети связи специального назначения, предназначенные для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, вправе установить дополнительные требования к сетям связи, входящим в состав сети связи общего пользования и используемым для оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка (введена Федеральным законом от 26.07.2006 N 132-ФЗ).

     В случае, если обязанность по оказанию таких услуг связи в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд возлагается Правительством Российской Федерации на оператора связи, указанные требования должны быть выполнены в сроки, установленные государственным контрактом на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка[6, с. 17].

     Действие  пункта 2 статьи 51.1 в редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ распространяется на отношения, возникшие из заключенных  до дня вступления в силу Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ государственных контрактов и иных договоров на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

     Цены  на услуги связи, оказываемые для  нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, должны определяться государственным контрактом исходя из необходимости компенсации экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием данных услуг связи, и возмещения обоснованной нормы прибыли (рентабельности) от капитала, используемого при оказании данных услуг связи.

     Действие  пункта 3 статьи 51.1 в редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ распространяется на отношения, возникшие из заключенных  до дня вступления в силу Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ государственных контрактов и иных договоров на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Изменение цен на услуги связи, оказываемые для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, и условий оплаты оказанных услуг связи допускается в порядке, установленном государственным контрактом, не более чем один раз в год.

     Действие  пункта 4 статьи 51.1 в редакции Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 26.07.2006 N 132-ФЗ государственных контрактов и иных договоров на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

     При исполнении государственного контракта  на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства  и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный  контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.

 

Глава 2. Об основном законе отрасли

     2.1. О предметной сфере  нормативно-правового регулирования

 

     Принятие  Государственной Думой в первом чтении новой редакции многострадального закона "О связи" вновь дало толчок для раздумий и предложений. Так, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей внес на рассмотрение парламентариев корректировки, изменяющие само видение структуры и механизмов реализации закона. Но существует и масса формальных вопросов к новой редакции закона, которые могут породить серьезные проблемы при его реализации. Здесь представлена точка зрения юриста на некоторые принципиальные аспекты и формулировки этой редакции, которые могли бы стать подспорьем при доработке новой редакции закона Комитетом Думы по энергетике, транспорту и связи для второго чтения[1, с. 17].

     В новой редакции федерального закона "О связи" (далее - редакция) сделана  попытка усилить комплексность  и системность законодательства о телекоммуникациях, создать условия для дальнейшего ускоренного развития инфраструктуры отрасли, разрешить выявившиеся с 1995 г. нестыковки старой редакции. Недаром количество статей в нем возросло с 44 (в действующем законе "О связи") до 69 (в законопроекте).

     По  мнению Минсвязи России, он полностью  гармонизирован с европейским телекоммуникационным законодательством, свидетельством чего являются положительные заключения международных организаций, включая  МСЭ. Хотя продвижение вперед налицо, значительное количество вопросов осталось без должного законодательного регулирования, а многие положения вызывают вопросы не только с практической точки зрения, но и с позиций юридической науки, формальной логики и здравого смысла.

     Так, безусловными требованиями к любому закону являются строгое и точное следование положениям Конституции  РФ, а также согласованность с  действующим законодательством. Кроме  того, его положения должны как  минимум не снижать достигнутый  уровень законодательного регулирования отношений в области связи. Исходя из этих критериев, попытаемся сделать анализ положений преамбулы и главы 1 закона. Заложенные в них формулировки, неся на себе "дух закона", будут иметь определяющее значение при подготовке ведомственных нормативных актов и толковании остальных статей закона.

     Законопроектом  предполагается установить правовые основы деятельности в области связи  в Российской Федерации или под  ее юрисдикцией, права и обязанности  лиц, участвующих в деятельности в области связи или пользующихся услугами. Однако, если действующий закон "О связи" определяет связь как неотъемлемую часть производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации, функционирующую на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, который предназначен для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи, то в новой редакции отсутствуют как определение ключевого понятия "связь", так и ее предназначение.

     Это не позволяет с достаточной определенностью  говорить о сущности, содержании и  сфере регулируемых отношений и, следовательно, очертить сферу нормативно-правового регулирования нового закона. Вопрос этот принципиально важный, обусловленный разграничением применения норм различных отраслей права и законодательства. А в России, как в федеративном государстве, это имеет еще и конституционное значение.

     В новой редакции, как правило, говорится о связи в целом, и можно предположить, что предметом его нормативно-правового регулирования являются деятельность и общественные отношения в области и электрической, и почтовой связи.

     Однако, как и действующий закон "О  связи", новая его редакция в  основном посвящена отношениям в области электросвязи, в том числе регулированию использования ограниченных ресурсов (радиочастотного и номерного), а нормы, касающиеся почтовой связи, занимают в общем объеме нормативного материала незначительное место. И недаром.

     Помимо  закона "О связи", в России с 1995 г. действует специальный ФЗ "О  почтовой связи", содержащий свой понятийный аппарат и свое регулирование. Кстати, в нем содержатся и определение  термина "почтовая связь", и ее предназначение. Область же информатизации является предметом регулирования ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"[2, с. 14].

     Видимо  более правильным было бы разделение правовых норм, регулирующих отношения  в электросвязи (телекоммуникациях), почтовой связи и информатике, и изменение названия редакции на закон

     "О  телекоммуникациях (электросвязи)". Использование термина "телекоммуникации" давно стало повсеместным и  в законодательстве, и в документах  Минсвязи России (как концептуальных, так и нормативных), и в актах  международного права, и в документах Европейского Союза (ЕС). Во многих странах СНГ, Балтии и ЕС приняты законы именно о телекоммуникациях.

     В ст. 3 новой редакции указывается, что  отношения в области связи, не урегулированные в данном законе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области связи. Выделение и введение такой отдельной отрасли права, которая регулировала бы отношения в области связи, не имеет под собой достаточных теоретических и правовых оснований. Напротив, можно утверждать, что это комплексная отрасль законодательства, включающая нормы различных отраслей права. Ведь далеко не все отношения, возникающие в сфере связи, регулируются законами и актами, посвященными области связи.

     Например, правовое и имущественные отношения участников гражданского оборота в области связи регулируются гражданским законодательством. А в соответствии с определением радиочастотного спектра как ограниченного естественного, т. е. природного ресурса (ст. 44 Устава МСЭ), регулирование его использования необходимо осуществлять нормами природноресурсного права. Указанные отрасли законодательства обладают своими особенностями нормативно-правового регулирования.

     При всей специфичности радиочастотного  ресурса и необходимости учета  положений международно-правовых актов (Устава, Конвенции и Административных регламентов МСЭ), вряд ли было бы правильным отказываться от общих подходов теории и практики регулирования использования природных ресурсов, наработанных в России.

     При определении источников нормативно-правового регулирования и их места в системе законодательства следует учитывать, что радиочастотный ресурс используется как в электросвязи, так и в не связанных с ней отраслях (медицина, наука, промышленность, оборона, сфера быта и др.). Поэтому представляется более обоснованной точка зрения о разработке и принятии отдельного федерального закона о государственном регулировании использования радиочастотного ресурса. Подобные законы приняты, например, в Узбекистане и Украине.

     Необходимо  также отметить, что ст. 3 новой редакции относит к сфере действия закона "О связи" регулирование любых отношений, находящихся в юрисдикции РФ и связанных с созданием и эксплуатацией всех сетей и сооружений связи, оказанием различных услуг электрической и почтовой связи, использованием радиочастотного спектра.

     Столь всеобъемлющая формула наводит  на мысль, что предлагаемая модель публичного регулирования на территории России всякой (любой) деятельности в области  связи не допускает никакой саморегуляции, например, использования широко известных правовых методов частноправового и локального регулирования. Такой подход напоминает государственную "всерегламентацию" хозяйственной, общественной и частной жизни, последствия каковой, нам хорошо знакомы.

     В новых (рыночных) условиях более эффективно было бы законодательно отделить те области деятельности в сфере связи, которые действительно требуют исключительно публичного государственного регулирования, от областей, где общество и граждане могли бы свободно реализовывать конституционное право на использование своих способностей для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности. В таких областях они могли бы действовать по своему усмотрению, применяя как средства частноправового (локального) регулирования, так и иные средства социального регулирования и контроля.

     2.2. Новшества в законодательстве  о связи

 

     8 февраля 2006 года Государственная  Дума приняла в окончательном  чтении поправки в федеральный  закон "О связи", отменяющие  оплату телефонного соединения вызываемым абонентом[3, с. 24].

     Принимая  во внимание актуальность и социальную значимость нормативно-правового регулирования отношений, связанных с оказанием услуг телефонной связи, Комитет поддержал концепцию указанного проекта федерального закона и рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении. "Поправки дополняют закон простой распространенной во всем мире нормой - "платит звонящий" (CPP - Calling Party Pays), то есть, оплату телефонного соединения осуществляет только вызывающий абонент", - сообщил Владимир Горбачев.

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование отрасли связи в России