Нормативно - правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Углубление рыночных реформ в нашей стране объективно вызывает необходимость определения приоритетов во внешнеэкономической деятельности. Перспективной в этом плане представляется экономическая политика, идущая по пути все большего сосредоточения вывоза сырья в руках государственных структур и одновременного создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по расширению экспорта продукции высокой степени обработки.
Реализация таких подходов лежит через дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования ВЭД, сокращение административных и расширение экономических методов таможенно-тарифного регулирования ВЭД, усиление экспортного и валютного контроля.

Работа содержит 1 файл

Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельнос.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Когда по законодательству не предусмотрено зачисление полученной валютной выручки на счет экспортера, последний представляет в налоговый орган документы (их копии), подтверждающие право на незачисление этой выручки на территории РФ:

    • грузовую таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможенного органа, подтверждающего вывоз товаров в режиме экспорта и таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска экспортируемого товара;
    • копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и других документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров в режиме экспорта.

При поставке товаров  на экспорт трубопроводным транспортом  или линиям электропередачи предоставление копий транспортных, товаросопроводительных, таможенных и (или) документов не обязательно.

Когда реализуются товары (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ) через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения или агентному договору, то для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% экспортер должен предъявить в налоговые органы наряду с документами, указанными выше, и соответствующие договоры или их копии.

Реализация этих же товаров  в рамках погашения задолженности  РФ и бывшего СССР связана с необходимостью помимо представления ранее указанных документов также представить копии, заверенные в установленном порядке соглашения между Правительством РФ и Правительством другого государства об урегулировании данной задолженности, и копии соглашения между Министерством финансов РФ и экспортером о финансировании поставок товаров в счет погашения такой задолженности.

Приведенный выше перечень документов должен быть представлен  экспортером таможенному органу в срок не позднее 180 дней с даты оформления ГТД. Просрочка данного срока снимает льготу по НДС с экспортера. С указанного срока он должен заплатить НДС по соответствующей ставке (10 или 18%). Льгота может быть восстановлена со времени представления им указанных выше документов в налоговые органы.

Подтверждением факта  экспорта является грузовая таможенная декларация с отметкой таможенного  органа, подтверждающего выпуск товаров  за пределы РФ.

Решение о возврате сумм НДС налогоплательщику принимают  территориальные налоговые инспекции или управления МНС РФ соответствующего субъекта РФ.

Территориальные налоговые  инспекции имеют право принимать  решения о возврате сумм НДС только в отношении тех организаций, у которых сумма ежемесячного возмещения не выше 5 млн руб., или организаций традиционных экспортеров.

К последним принято  относить организации:

    • работающие на внешнеэкономическом рынке не менее трех лет;
    • поставляющие свою продукцию в виде энергоносителей, металла, леса и бумаги в страны дальнего зарубежья с ежемесячным объемом поставок не менее 100 тыс. долларов;
    • экспортирующие одну и ту же продукцию в течение указанного выше периода;
    • имеющие постоянных участников в своей предпринимательской деятельности как среди иностранных покупателей, так и среди российских поставщиков;
    • располагающие собственными основными производственными фондами;
    • не имеющие существенных замечаний в части налоговых платежей со стороны налоговых и правоохранительных органов.

Все другие организации, не подпадающие под приведенный перечень, для получения указанной льготы должны обращаться в свое региональное управление МНС РФ.

Налоговыми органами в целях подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0% при экспорте товаров принимаются от экспортеров, реализующих собственную продукцию и использующих особый порядок декларирования, наряду с указанными документами и специальные реестры вывезенных в указанном режиме товаров. Последние должны быть подписаны уполномоченным сотрудником таможенного органа, находящегося в пункте пропуска, заверены его оттиском личной номерной печати, а также подписаны начальником таможни, находящейся в регионе деятельности пункта пропуска, и заверены его гербовой печатью.

Специальный реестр должен включать следующие сведения:

    • номер полной ГТД или полной периодической ГТД или неполной ГТД;
    • номер временной ГТД иди временной периодической ГТД;
    • код товара по ТН ВЭД;
    • наименование товара;
    • другие данные (вес брутто, вид и номер транспортного средства и т.п.).

Экспортируемые предприятием-изготовителем  товары, как уже отмечалось, освобождены от обложения НДС, а суммы уплаченного налога при производстве таких товаров принимаются к вычету. Следовательно, налоговая ставка в режиме экспортируемых отечественных товаров принимается в размере 0%. Однако эта налоговая ставка не применяется при экспорте таких товаров в Республику Беларусь, а при реализации нефти (включая стабильный газовый конденсат), природного газа и в государства-участников СНГ. При экспорте товаров предприятиями, не являющимися изготовителями, возмещаются только суммы НДС, относящиеся к издержкам обращения (т. е. по транспортным, складским и другим подобным услугам). В то же время суммы НДС, уплаченные за сам товар, возмещению или возврату не подлежат.

Поэтому в целях исключения возможных нарушений со стороны экспортера налоговыми органами в данной сфере предпринимательской деятельности установлен более жесткий контроль.

Вычет сумм НДС в отношении  операций по экспорту товаров (работ, услуг) производится только при условии  предоставления экспортером в налоговые органы необходимых документов, а также отдельной налоговой декларации.

Перечень необходимых  документов включает:

    • контракт (копию контракта). При наличии в контракте сведений, содержащих коммерческую тайну, представляется выписка из него. В ней указывается только информация, необходимая для целей налогового контроля, а именно: предмет договора, условия поставки, сроки, цена;
    • выписку уполномоченного банка или ее копию, подтверждающую фактическое поступление выручки от импортера на валютный счет экспортера. При расчете наличными (если такая форма расчетов предусмотрена в контракте) экспортер обязан предоставить в налоговый орган не только выписку (копию выписки), подтверждающую внесение денег на счет экспортера, но и копии 
      приходных кассовых ордеров (ф. № КО-1), подтверждающих исполнение погашения обязательств импортером в 
      такой форме.

В отдельных случаях, четко оговоренных законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, экспортер вправе не зачислять валютную выручку в уполномоченном банке от продажи товаров (работ, услуг) на свой валютный счет.

Такой вариант возможен в следующих случаях:

    1. при оплате заказчиками (нерезидентами) местных 
      расходов резидентов, непосредственно связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, на время строительства;
    2. при проведении зачета встречных требований между участниками ВЭД, являющимися транспортными организациями;
    3. в других случаях (между резидентами и нерезидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами 
      таможенной территории РФ и пр.).

Если экспортер осуществляет указанные эти и другие операции, подпадающие под положения, исключающие  зачисление валютной выручки на валютный счет, то он должен представить в  налоговый орган по месту своей  регистрации документы (их копии), подтверждающие данное право.

По внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям к таким документам относятся международная товаротранспортная накладная, международная авиационная грузовая накладная, международная железнодорожная накладная, акт о приемке товаров и другие документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг) по указанным операциям, на таможенную территорию РФ и их оприходование.

    1. Грузовую таможенную декларацию (ее копию). В 
      ней должны быть отметки как пограничного таможенного органа, через который фактически был осуществлен вывоз товаров, так и таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта. В отдельных случаях и порядке, определяемых МНС РФ по согласованию с Федеральной таможенной службой РФ, при вывозе отдельных товаров экспортер, помимо грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление, должен представить в налоговый орган и специальный реестр фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа РФ.
    2. Копии транспортных, товаросопроводительных и 
      (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов (кроме вывоза товаров трубопроводным 
      транспортом или по линиям электропередачи).

Налоговым законодательством (пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ) любой из указанных выше документов экспортер может представлять в налоговые органы с учетом следующих особенностей:

      • при вывозе товаров судами через морские порты 
        представляется копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой 
        «Погрузка разрешена» пограничного таможенного органа РФ, а также копия коносамента. В нем в графе «Порт 
        разгрузки» должно быть указано место, находящееся за 
        пределами таможенной территории РФ;
      • при вывозе товаров через таможенную границу РФ 
        с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов. В них должны быть отметки таможенного органа, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ;
      • при вывозе товаров через таможенную территорию РФ воздушным транспортом подтверждением вывоза является копия международной авиационной грузовой накладной. В соответствующей графе данного документа должен быть указан аэропорт разгрузки иностранного государства.

Рассмотренный перечень документов (их копии), подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0%, экспортер должен представить в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления вывозимых товаров, выполненных товаров или оказанных услуг. В противном случае они подлежат обложению НДС по ставкам 10% или 18%, что, тем не менее, не исключает возврата этих сумм при предоставлении им необходимых документов. При положительном решении, принятом налоговым органом по согласованию с таможней, об этом в течение 10 дней должен быть поставлен в известность экспортер.

Источником, на основании  которого составляется Декларация по нулевой ставке, является книга продаж. В ней регистрируются счета-фактуры, выписанные на имя иностранного партнера.

Датой, принимаемой к  расчету налогооблагаемой базы по НДС, является последний день месяца, подтверждающий предъявление экспортером в налоговый орган полного пакета документов. Соответственно экспортная выручка при расчете налоговой базы по НДС на указанную дату принимается по курсу иностранной валюты, установленному ЦБ РФ.

Исчисленная таким путем  сумма налоговой базы по НДС по 0% ставке экспортером отражается в книге продаж и в разделе I Декларации.

Сумма НДС по экспорту к возмещению на этом этапе в учете  экспортера должна быть отражена записью:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет  «НДС по экспорту к возмещению».

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Признание налоговым  органом, после рассмотрения представленного  экспортером пакета необходимых  документов, права на возмещение последним суммы НДС позволяет экспортеру сделать в учете бухгалтерскую проводку:

Дебет счета 68 «Расчеты /то налогам и сборам», субсчет  «Расчеты с бюджетом по НДС».

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС по экспорту к возмещению».

Удовлетворение данного  права осуществляется налоговым органом путем перечисления денежных средств из бюджета. 

На сумму полученных денежных средств в учете экспортера согласно выписке банка будет сделана запись:

Дебет счета 51 «Расчетные счета».

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

При непредставлении в течение трех лет со дня окончания соответствующего налогового периода экспортером в налоговый орган необходимых документов для подтверждения права на возмещение НДС по нулевой ставке данная сумма должна быть отнесена им в учете в состав внереализационных расходов:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  «Прочие расходы».

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС по экспорту к возмещению».

Иностранный партнер  может перечислять отечественному товаропроизводителю предварительный аванс. Такие суммы до момента подтверждения реального экспорта являются объектом обложения НДС. Исчисление налога осуществляется по средней расчетной ставке к указанному обороту. В дальнейшем при выполнении российской стороной своих обязательств уплаченные суммы НДС с ранее полученных авансов подлежат возврату (зачету).

Информация о работе Нормативно - правовое регулирование внешнеэкономической деятельности