Нормативно - правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Углубление рыночных реформ в нашей стране объективно вызывает необходимость определения приоритетов во внешнеэкономической деятельности. Перспективной в этом плане представляется экономическая политика, идущая по пути все большего сосредоточения вывоза сырья в руках государственных структур и одновременного создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по расширению экспорта продукции высокой степени обработки.
Реализация таких подходов лежит через дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования ВЭД, сокращение административных и расширение экономических методов таможенно-тарифного регулирования ВЭД, усиление экспортного и валютного контроля.

Работа содержит 1 файл

Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельнос.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Во внешнеэкономической деятельности нередко возникают обстоятельства, когда в момент заключения говора его участники не могут знать таможенную стоимость вывозимых товаров за пределы таможенной территории РФ.

В данной ситуации следует  руководствоваться «Правилами применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации», утвержденными приказом ГТК от 27.08.97 г. № 522. Ими определено, что в случае таможенного оформления и корректировки таможенной стоимости вывозимых с таможенной территории РФ товар цены на которые, согласно условий внешнеторговых контрактов, формируются на основе биржевых котировок цен, но на дату оформления документов на вывоз товаров их таможенная стоимость не известна, так как внешнеторговым контрактом не установлены фиксированные цены товаров, то возможно указание в ГТД временной (условной) 
оценки этих товаров. Она указывается в графе 45, а в 
графе «С» производится запись «ТС уточняется. Дата представления декларантом документов «____»_______».

В дальнейшем декларант в пределах срока действия определения указанной оценки, установленного таможенным органом, должен представить последнему все необходимые документы, подтверждающие или уточняющие цену на вывозимые товары за границу. В перечень таких документов включаются:

    • счета-фактуры;
    • расчеты цен на экспортируемые товары, заверенные в установленном порядке руководителем и главным бухгалтером организации-экспортера с приложением исходной информации, являвшейся основанием для такого расчета;  
    • акты приема-передачи вывозимых товаров, коносаменты и другие документы, подтверждающие обоснованность расчета окончательной стоимости этих товаров.

Соблюдение декларантом  срока действия временной (условной) оценки вывозимых товаров в пределах срока исполнения текущих валютных операций или срока, зафиксированного в соответствующем разрешении таможенного органа, на отсрочку платежа позволяет этому органу принять решение об окончательной величине таможенной стоимости таких товаров без проведения проверки поступления валютной выручки от их экспорта и без представления документов, подтверждающих поступление всей валютной выручки. Эта функция возложена на отдел контроля таможенной стоимости (ОКТС) территориального таможенного органа, осуществлявшего оформление данных товаров. Причем в указанном случае непоступления валютной выручки на момент корректировки таможенной стоимости товаров не рассматриваются как нарушение таможенных правил.

Льготный по сути своей  порядок подачи декларантом «упрощенной» декларации (без уплаты платежей, без определенных документов) распространяется на таможенный режим экспорта и выпуск для внутреннего потребления с разрешения таможенного органа.

Основанием для особого  декларирования перемещаемых товаров в обоих направлениях через таможенную территорию РФ в указанных выше режимах является невозможность декларанта на момент подачи декларации предъявить таможенному органу достоверную информацию:

    • о количестве перемещаемых товаров;
    • их таможенной стоимости;
    • иной, непосредственно зависящей от количества перемещаемых товаров;
    • о транспортных средствах, на которых перемещаются эти товары;
    • о стране назначения.

Эта информация должна быть предоставлена декларантом в сроки, установленные таможенным органом на основании обязательства заявителя.

Минимальный перечень данных, позволяющий декларанту использовать упрощенную процедуру таможенного оформления, должен содержать сведения о:

    • товаре, перемещаемом через границу;
    • таможенном режиме;

По усмотрению таможенного  органа указанный перечень данных может быть расширен в целях экономической, политической и военной безопасности страны.

Применение особого  порядка декларирования не освобождает декларанта от предоставления в таможенный орган наряду с особой декларацией и платежных документов, подтверждающих платежи по данной партии товара или внесения на депозит таможни сумм обеспечения таможенных платежей.

С 1 января 2004 г. в стране действует срок таможенного оформления товаров в пределах от 1 до 3 дней, против 10 дней, имевших место ранее. И хотя с указанного времени Россия остается единственной страной в мире, где определен срок таможенного оформления ввозимого и вывозимого товара, тем не менее, подобное сокращение сроков позволит снизить расходы участников ВЭД, связанные с хранением товаров на таможенных терминалах и простоем транспортных средств.

Допускается условный выпуск товаров с последующим предоставлением  необходимых документов при условии  обеспечения уплаты таможенных платежей.

В процессе оформления ГТД  и КТС следует руководствоваться п. 3 Типовой технологической схемы отражения на бумажном и электронном носителях корректировок таможенной стоимости товаров в процессе таможенного оформления, утвержденной приказом ГТК РФ от 03.07.98 г. с учетом следующих особенностей заполнения указанных документов.

В частности, при оформлении ГТД в графе 43 в правом подразделе графы зачеркивается проставленный ранее признак корректировки «3» и указывается — «2».

В процессе заполнения КТС  в графе 1 указывается код типа корректировки 2/2000/2. Графа 43 не заполняется, а в графе 45 в левом ее подразделе указывается уточненное значение таможенной стоимости вывозимого товара, описанного в графе 1. В правом подразделе графы 45 показывается значение соответствующей графы 45 ГТД, указывающей временную (условную) оценку вывозимого товара. Декларация таможенной стоимости (ДТС) не заполняется. Декларанту выдается третий экземпляр оформленной КТС.

В последнее время  при декларировании товаров все  большее применение получают таможенные операции, совершаемые в электронной форме. При ее использовании декларант или по его поручению таможенный брокер заявляет в электронном виде необходимую информацию, подлежащую указанию в таможенной декларации на бланках формы ТД1 (ТД2) в соответствии с выбранным таможенным режимом. 

Электронная декларация вместе с описью документов в такой же форме передается в таможенный орган посредством электронного способа обмена информацией. Если в ходе последующей проверки таможенный орган не устанавливает какие-либо нарушения в части достоверности представленной информации в электронном виде, такой декларации присваивается регистрационный номер. С этого момента он становится документом, имеющим юридическое значение. После этого лицу, декларирующему товары, направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками об их выпуске. 

Заключению контракта  и отгрузке товаров всегда 
предшествует большая подготовительная работа, связанная с изучением конъюнктуры рынка и поиском «своего» покупателя. Поэтому затраты на маркетинговые исследования являются составной частью контрактной  
цены товара. 

Заключение контракта  является основанием для экспортера оформить паспорт сделки (ПС). Форма  паспорта сделки приведена ниже. Он составляется в двух экземплярах и вместе с оригиналом и заверенной соответствующим образом копией контракта передается в уполномоченный банк.

Первый экземпляр паспорта сделки остается в уполномоченном банке, а второй экземпляр с отметками банка возвращается в бухгалтерию экспортера.

Если в процессе выполнения договорных обязательств 
участники ВЭД вносят какие-либо изменения или дополнения в условия контракта, которые вызывают корректировку данных, содержащихся в паспорте сделки, то экспортер обязан дополнительно представить в банк следующие документы:

    • оригиналы и копии изменений (дополнений) к контракту;
    • переоформленный паспорт сделки в двух экземплярах.

Таким образом информация, представленная в указанных документах, позволяет банку осуществлять валютный контроль за полнотой и своевременностью поступления валютных средств от импортера.

К заполнению паспорта сделки предъявляются определенные требования. Несоблюдение их, равно как и нарушение  установленных сроков хранения, влечет административный штраф на должностных  лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, а на юридических лиц от 400 до 500 МРОТ.

Паспорт сделки не представляется при помещении товаров под таможенные режимы международного таможенного транзита, перемещении припасов и иные специальные таможенные режимы.

Не требуется также  предоставления ПС и указаний сведений о его реквизитах (номер и дата) в таможенной декларации при декларировании товаров, за которые не предусмотрена оплата или получение иного встречного предоставления в погашение обязательства по договору.

Аналитический учет экспортных товаров ведется по партиям в разрезе стран и контрактов. Учетной партией принято считать однородные товары, отфактурованные одним счетом, отправленные по одним или нескольким транспортным документам в одном направлении. В тех случаях, когда не представляется возможным сохранить первоначальную партию, устанавливается новая учетная, партия по этапам движения продукции, например, в пути < в страну СНГ, в портах и на складах СНГ, в пути за границей и т. п. Соответственно в текущем учете должны быть открыты аналитические счета.

Регистрация контрактов оформляется сертификатом, а в случае таможенного оформления этих товаров в нескольких таможенных органах — дубликатами сертификата.

Процедура выдачи сертификата  на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предусматривает предварительное рассмотрение Уполномоченным МВЭС РФ представленных экспортером-продавцом следующих документов:

    • заявления;
    • проекта сертификата; 
    • подлинника и копии контракта, заверенной в установленном порядке;
    • справки ГВЦ Госкомстата РФ о присвоенных кодах 
      (ОКНО, ОКОНХ и др.);
    • данных о планируемом объеме поставок на текущий год;
    • договора комиссии в подлиннике, если продавец предусматривает поставку товара на экспорт через посредника.

Подлинники документов с отметкой Уполномоченного Министерства экономического развития и торговли – департамента, занимающегося внешнеэкономическими связями, — о выдаче сертификата возвращаются заявителю вместе с сертификатом.

Сертификат оформляется в одном  или нескольких экземплярах в зависимости от того, заключен контракт на поставку одного или нескольких видов товаров. Срок действия сертификата устанавливается в соответствии со сроком действия контракта. 

Дополнительные условия, внесенные  участниками контракта в процессе его исполнения и оказывающие принципиальное значение на содержание сделки, вызывают необходимость оформления нового сертификата. В противном случае таможенный орган вправе запретить выпуск такого товара за пределы таможенной территории страны. Если дополнительные условия не играют существенной роли, экспортер может ограничиться письменным заявлением на имя Уполномоченного Министерства торговли РФ, который письменно подтверждает свое согласие на вывоз данной партии товара с сообщением об этом таможенному органу. Письмо Уполномоченного прилагается к сертификату экспортера и служит неотъемлемой его частью.

Экспортер оплачивает оформление сертификата  в размере стоимости экспортной лицензии. При нарушении установленного порядка экспорта сертификат может быть аннулирован.

Определяющим принципом учетной  политики предприятия, формирующим момент продажи, выступает дата предъявления указанных выше документов покупателю или предъявления их в уполномоченный банк, получения наличных денег, предоставления покупателем векселя, коммерческого кредита или другого документа, гарантирующего оплату.

Счет выписывается в иностранной  валюте по контрактной стоимости с отсрочкой платежа, чаще всего в форме переводного векселя (тратты). Может также иметь место выписка платежных документов по открытому счету.

В счетах, выписываемых на имя покупателя, НДС по товарам как собственного производства, так и приобретенным, а также работам и услугам не указывается. Льгота распространяется и на услуги по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации.

С вступлением в действие с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса РФ определено, что участники ВЭД по экспортным операциям в процессе реализации товаров (кроме нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, экспортируемых в страны СНГ) при условии фактического их вывоза за пределы таможенной территории РФ применяют налоговую ставку по НДС в размере 0%.

Основанием для обоснования  данной льготы является предоставление ими в налоговые органы следующих  документов:

    • контракта (копии контракта). В том случае, если содержащаяся в них информация представляет коммерческую тайну, то вместо копий полного текста представляется выписка из контракта в части информации, необходимой для целей налогового контроля (об условиях поставки, сроках, цене, виде продукции);
    • выписки уполномоченного банка о подтверждении фактического поступления экспортной выручки от иностранного партнера. При получении выручки наличными в налоговый орган представляется выписка банка, подтверждающая зачисление экспортером данной суммы в российский банк, зарегистрированный в налоговом органе, а также приходные кассовые ордера (их копии) об оприходовании денежных средств, полученных от иностранного партнера.

Информация о работе Нормативно - правовое регулирование внешнеэкономической деятельности