Нетарифные методы государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать различные виды нетарифных ограничений и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ. Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. изучить особенности применения нетарифных инструментов во внешнеторговых отношениях;
2. разработать классификацию форм и разновидностей нетарифных ограничений;
3. определить эффективность применения нетарифных ограничений;
4. проанализировать влияние данных методов ограничения на внешнеторговую политику РФ;
5. рассмотреть эффективность использования нетарифных методов регулирования в российской экономике;
6. выявить перспективные направления использования нетарифных инструментов в РФ.

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных ограничений во внешней торговле.
1.1. Нетарифные ограничения как часть протекционистской политики: понятие и сущность.
1.2. Классификация нетарифных ограничений.
1.3. Эффективность использования нетарифных ограничений.
Глава 2. Нетарифные ограничения в регулировании внешней торговли РФ.
2.1. Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ.
2.2. Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике.
2.3. Перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.

Работа содержит 1 файл

образец.docx

— 90.13 Кб (Скачать)

Импортные квоты в России действуют в целях защиты внутреннего  рынка и часто устанавливаются  после отмены временного запрета  на ввоз отдельных видов иностранной  продукции или проведенных антидемпинговых  расследований, в частности в  отношении импорта из Украины  стальных труб большого диаметра8 (2002 г.). Результатом другого антидемпингового расследовании стало введение с  начала 2003 г. Квоты на импорт мяса (мяса птицы, свинины, говядины) сроком на три  года9. Более того, при импортных поставках в Россию говядины сверх квоты она облагается повышенной таможенной пошлиной в размере 60% (но не менее 0,6 ?/кг). В целях защиты внутреннего рынка также действуют импортные квоты на ввоз спирта этилового, в настоящее время установленные на уровне 10% общего объема его продажи на российском рынке.

В последние года в составе  количественных ограничений импорта  в России используются тарифные квоты (в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном  размере, а в случае превышения установленных  ограничений к товарам применяются  повышенные ставки пошлин), под которые  попадают ввоз риса, сахара-сырца, говядины. Они реализуются через аукционы, организованные Минэкономразвития России. Размер тарифной квоты на сахар-сырец имеет тенденцию к повышению: с 3,65 млн т (в 2001 -2002 гг.) до 3,95 млн т в 2005 г. Ставка таможенной пошлины в рамках квоты установлена на уровне 0,095 ?/кг, или 5% таможенной стоимости. Объемы ввоза сверх квоты облагаются пошлиной в размере 30%.

Лицензирование импорта  в России осуществляется в соответствии с указами Президента РФ, в основном, в отношении ввоза драгоценных  природных камней и металлов, ядерных  материалов (технологии, оборудование, источники радиоактивного излучения, включая отходы), спирта этилового, химических средств защиты растений, продукции, работ и услуг военного назначения в целях контроля. В  отдельные периоды лицензирование импорта осуществляется в целях  защиты отечественных производителей. Так, например, в 1998 – 2000 гг. действовали  квоты и лицензии на ввоз цветных  телевизоров из Японии. В настоящее время в России установлена единообразная система лицензирования в соответствии с международными соглашениями в рамках ВТО.

«Добровольное» ограничение  экспорта в составе нетарифных ограничений  России появилось в середине 1999 г. В связи с результатами антидемпингового расследования в США по поставкам  российской стали на их рынок после  проведенного Международной торговой комиссией. Во избежание высоких  антидемпинговых пошлин Россия подписала  в 1999 г. Всеобъемлющее соглашение об экспорте стали в США, взяв на себя обязательство ограничить ввоз своей продукции по 14 видам на пять лет.

Временные запреты иногда вводятся на экспорт продукции из России, например, мазута в связи  с невыполнением компаниями обязательств по поставкам топлива на внутренний рынок.

 

Эффективность использования  нетарифных ограничений в

российской экономике.

 

Россия несет убытки в  размере свыше $,5 млрд в год из-за нетарифных ограничений на ее товары на международном рынке. По этим признакам Россия является одним из самых дискриминируемых государств мира, занимая 2-е место после Китая. Об этом заявила на заседании коллегии Минпромнауки РФ, рассмотревшей проблемы присоединения России к ВТО, руководитель департамента поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей на товарных рынках и сотрудничества с международными торговыми организациями Минпромнауки РФ Светлана Степанова.

Она сказала, что в России созданы базовые условия для  вступления во Всемирную торговую организацию, однако современное состояние интеграции отечественной экономики в международную  торговлю характеризуется постоянным ухудшением условий доступа российских товаров на рынке зарубежных стран.

Так, на сегодня выдвинуто  более 50 антидемпинговых процедур против изделий российской металлургической промышленности. Антидемпинговые процедуры  проводятся также в отношении  российской химической, текстильной, легкой, целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.

С.Степанова при этом признала, что в настоящее время во многих случаях цены экспорта российской продукции в страны дальнего зарубежья ниже цен продаж на внутреннем рынке. Так, по прокату черных металлов это составляет порядка 40 % по полиэтилену - 50 % по целлюлозе - около 30 % по шинам для грузовых автомобилей - около 30 % а легковых автомобилей - более 50 % по тракторам - более 40 % обуви - в 2 раза, а льняным тканям - более чем в 2 раза.

В предыдущем пункте упоминалось  об экспортных квотах на драгметаллы. На долю России на мировых рынках палладия, например, приходится 70%, платины –  до 20%. Часть драгметаллов, на которые  введена квота, используются для  изготовления ювелирных изделий  на экспорт. Однако их объем не превышает 5% общего выпуска ювелирных изделий  в РФ из-за сложной процедуры лицензирования. Следовательно, с одной стороны, от введения данной квоты Россия не получает ожидаемого эффекта, т.к. импортирующие  драгметаллы страны, вводят ответные меры, как то препятствия в получении  лицензии. С другой стороны, тот факт, что часть выручки от продажи драгметаллов, оставшаяся после сбора государства, должна идти на поддержание производства – и только в этом случае будет разрешен их экспорт – свидетельствует о том, что государство заинтересовано в определенном уровне экспорта и развитии отрасли, т.к., очевидно, получает от этого немалые доходы и считает это достаточно эффективным.

 

Перспективы использования  нетарифных ограничений в

российской экономике.

 

В целях интеграции экономики  России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права участвует в международных  договорах о таможенных союзах и  свободных экономических зонах.

Совершенствование нетарифного  регулирования внешнеторговой деятельности РФ предполагает его гармонизацию с  нормами и правилами ВТО, изменение  и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка  лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых  правовых условий для реализации российскими предпринимателями  прав и возможностей по продвижению  российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений  в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.

Все это позволит в перспективе  получить для российских участников внешнеэкономической деятельности на мировых рынках более справедливые и недискриминационные условия, будет содействовать развитию экспортных возможностей России и улучшению структуры ее экспорта. 
В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов.

Программа предполагает свести воедино и систематизировать  меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.

 

Заключение.

 

В современной практике регулирования  внешней торговли нетарифные ограничения  играют очень важную роль. Большинство  стран мира активно применяют  такие меры, следуя идее протекционизма. Исследователи насчитывают сотни  всевозможных ограничительных мер, применяемых странами, причем в связи  с понижением в результате деятельности в рамках ГАТТ/ВТО уровня тарифных таможенных пошлин в мире использование  нетарифных средств сдерживания внешней торговли имеет тенденцию к росту.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие ВЫВОДЫ:

1. В итоге изучения особенностей нетарифных ограничений было отмечено, что использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли, и что в рамках политики протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми;

2. В разделе 1.2. была выстроена система нетарифных ограничений, включающая меры финансового воздействия и административные инструменты, также было отмечено, что наиболее распространенной классификацией нетарифных инструментов является классификация ВТО;

3. По итогам проведенного анализа эффективности применения нетарифных ограничений можно сделать вывод, что как тарифные, так и нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. Это можно объяснить во-первых тем, что при применении таких методов возникает эффект перераспределения дохода, значит, в результате, всегда некоторой группе населения или государству это будет выгодно. Во-вторых, нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и, следовательно, нетарифные ограничения – мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. В-третьих, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами;

4. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что на сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности РФ представляет собой достаточно отработанный механизм;

5. В разделе 2.3. были рассмотрены перспективы использования нетарифных ограничений в РФ в процессе присоединения России к ВТО. В соответствии с одним из основополагающих принципов системы ГАТТ/ВТО, ограничения экспорта и импорта, должны элиминироваться.

Однако, сейчас, как и до возникновения ГАТТ, в России и  во многих других странах с помощью  нетарифных ограничений продолжает регулироваться значительная доля внешнеторгового  оборота. Ведь, впрочем, и условия как ГАТТ, так и других соглашений, заключенных между странами — членами ВТО, дают немало возможностей для использования нетарифных ограничений в торговле.

Список использованной литературы.

 

1. Федеральный Закон от 08.12.2003 №164 – ФЗ «Об основах  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» (ред.  от 22.08.2004).

2. Постатейный комментарий  к Федеральному Закону «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» / под ред. А.Н. Козырина. // ЗАО Юстицинформ. – 2005.

3. Аконова Е.С. Международная экономика и МЭО. – Ростов н/Д: Феникс. – 2001.

4. Доклад руководителя  Департамента нетарифного регулирования  Минэконоразвития РФ Буйкина Ю.А. от 18.02.2001.

5. Доклад руководителя  Департамента поддержки и защит  отечественных товаропроизводителей  на товарных рынках и сотрудничества  с международными торговыми организациями  Минпромнауки РФ Степановой С. от 10.06.2001.

6. Внешнеэкономическая деятельность  предприятия. Учебник для студентов  вузов, обучающихся по экономическим  специальностям. / под ред. Л.Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2007.

7. Киреев А.П. Международная  экономика. В 2-х ч. Учебное  пособие для вузов. – М.: Международные  отношения. – 2002.

8. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. – М.: «Дело и Сервис». – 2004.

9. Покровская В. В. Внешнеэкономическая  деятельность. Учебник. – М.: Экономистъ. – 2006.

10. Пугель Т.А., Линдерт П. Х. Международная экономика. Учебник: Пер. с англ. – М.: Дело и сервис. – 2003.

11. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. Учебник. – М.: Юристъ. – 2000.

12. Оболенский В. Присоединение  России к ВТО и ее участие  в интеграции. // МЭ и МО. - 2004, №3.

13. Рубан О. Русский бизнес/Промышленная  политика: Перевооружить немедленно. // Эксперт. – 2005. - №33.

14. Татаркин А. Региональные  последствия вступления России  в ВТО. // Эксперт. – 2003. - №5.

15. Шохин А. Экономика  и финансы/за и против. // Эксперт.  – 2005. - №13.

16. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма. // МЭ и МО. – 2003. - №3.

17. http: //www.wto/ (Россия и ВТО)

18. http: //www.есоnomy.gov/ (Минэкономразвития и торговли РФ)

Приложения.

 

Приложение 1.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2003 г. N 48

 

О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ РОССИЙСКОГО  ПТИЦЕВОДСТВА

 

(в ред. Постановлений  Правительства РФ от 19.06.2003 N 348,

от 29.11.2003 N 724, от 30.12.2004 N 880)

 

В целях защиты экономических  интересов российского птицеводства, на основании статей 4 и 6 Федерального закона "О мерах по защите экономических  интересов Российской Федерации  при осуществлении внешней торговли товарами", статьи 15 Федерального закона "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности" и  с учетом решения Комиссии Правительства  Российской Федерации по защитным мерам  во внешней торговле и таможенно-тарифной политике от 30 декабря 2002 г., принятого по результатам расследования, проведенного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация о работе Нетарифные методы государственного регулирования