Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 01:16, курсовая работа
Всемирный Банк (ВБ) с 1978 г. публикует ежегодные Отчеты о мировом развитии (World Development Reports), в которых проводит межстрановые сравнения; периодически он публикует также так называемые Мировые таблицы (Word Tables). Альтернативным источником информации являются так называемые Пенсильванские мировые таблицы (Penn World Tables) http://pwt.econ.upenn.edu/, составляемые под руководством Р.Саммерса и А.Хестона, в которых содержится информация (по годам) о более, чем 130 странах мира: численность населения, обменный курс, реальный ВВП и уровень цен, рассчитанные четырьмя способами, компоненты ВВП и др.) В частности, в Пенсильванских мировых таблицах даются реальные ВВП стран, рассчитанные для различных стран с помощью единых цен отдельных товаров и услуг, а не простым пересчетом через действующий номинальный обменный курс, а также ВВП в сопоставимых ценах, рассчитанные при помощи обменных курсов при условии паритета покупательной способности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика промышленности развивающихся стран…………………….6
Экономические проблемы развивающихся стран………………………………8
Дифференциация развивающихся стран…………………………………….13
Особенности структуры экспорта и импорта развивающихся стран……...16
Причины отрицательного платежного баланса в развивающихся странах..23
Проблема внешнего долга развивающихся стран………………………..…26
Низкий уровень выпуска на душу населения в некоторых развивающихся странах…………………………………………………………………………33
Почему развивающиеся страны могут отказаться от девальвации для устранения торгового дефицита…………………………………………….. 34
Заключение……………………………………………………………………….36
Литература………………………………………………………………………38
1) Отмена или либерализация валютного и импортного контроля.
2) Снижение обменного курса местной валюты.
3) Жесткая внутренняя инфляционная программа, включающая контроль за кредитами банков с целью повысить их процентные ставки и увеличить величину резервов; правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем сокращения расходов, прежде всего, в социальной сфере на поддержку беднейшей части населения и на продовольственные субсидии, наряду с увеличением налогов и цен на продукцию государственных предприятий; контроль за заработной платой, чтобы ее рост отставал от темпов инфляции (т.е отказ от индексации заработной платы); снятие различных форм контроля за ценами и поощрение свободы рынков.
4) Поощрение иностранных инвестиций и открытие экономики страны мировому хозяйству.
Несмотря на такие пункты данной программы, как девальвация, отказ от индексации заработной платы, которые могли вызвать недовольства местного населения, правительства развивающихся стран сочли более выгодным принять условия МВФ, чем отказаться от выплаты обязательств по долгу. Таким образом, МВФ нес ответственность за внедрение этой программы.
В начале 1980 годов многие развивающиеся страны были не в силах поддерживать финансовые резервы и обратились к МВФ за дополнительными кредитами. МВФ в свою очередь, не желая рисковать, кредитовал данные страны специальными правами заимствования (СПЗ). СПЗ представляют собой созданный МВФ денежный инструмент, который может служить резервами центрального банка развивающейся страны.
К сожалению, при всех усилиях МВФ проблем долгового кризиса решить не удалось. Проблема внешнего долга развивающихся стран превратилась в мировую проблему. Возникли опасения, что крупные должники, такие как Аргентина, Бразилия и Мексика задержат выплаты, а некоторые другие страны, образовав картель должников, откажутся от выплаты своих внешних долгов. Эти действия нанесли бы ущерб развитым странам.
В марте 1989 года Николас Брейди выдвинул свой план долговой политики. В этот план входили такие пункты, как предоставление коммерческими банками развивающимся странам – должникам различных форм финансовой поддержки для уменьшения основной суммы долга и выплат по его обслуживанию, получению новых кредитов. МВФ и мировой банк должны были содействовать развивающимся странам, выступая в качестве гарантов перед коммерческими банками или давая кредиты развивающимся странам для накопления резервов. Также план Брейди включал возможность частичного списания долгов некоторых стран одновременно с финансовой поддержкой МВФ и мирового банка, гарантирующих выплату оставшейся задолженности. Развивающиеся страны, наделенные такой привилегией, были обязаны принять жесткие адаптационные программы. План Брейди по уменьшению внешнего долга развивающихся стран основывался на использовании рыночного механизма, хотя и не давал прямых рекомендаций по его воплощению .
После переговоров в рамках плана Брейди в июле 1989 года было достигнуто соглашение с Мексикой, в апреле 1992 года с Аргентиной, в июне 1992 года с Бразилией. После этих действий банки смогли закрыть свои счета по долгам развивающихся стран, и вместе с этим крупнейшие страны-должники, а также некоторые другие развивающиеся страны, наконец -то преодолели долговой кризис.
Политика МВФ спасла коммерческие банки развитых стран от кризиса. Но к сожалению, многие развивающиеся страны вышли из долгового кризиса с пошатнувшейся экономикой. Для большинства стран Африки и некоторых стран Латинской Америки выход на мировой рынок капитала сильно ограничен или совсем отсутствует. Обремененные огромной задолженностью развивающиеся страны, особенно африканские, оказались вовлечены в порочный круг. Они вынуждены выплачивать долги, отвлекая ресурсы от экономического развития. Быстрое экономическое развитие для них- единственный шанс выбраться из долговой западни.
Одним из объяснений различий в выпуске на душу населения стран являются различия в их социальных инфраструктурах. Под социальной инфраструктурой подразумеваются институты, политики правительства, определяющие среду, в которой формируются навыки работников, и в которой фирмы накапливают капитал и выпускают продукцию. Социальная инфраструктура призвана защищать выпуск от различных неблагоприятных отклонений, что повышает выпуск на одного рабочего. Примерами отклонений могут служить воровство, покровительство мафии для частных агентов, экспроприация, чрезмерное налогообложение, коррупция. Страны с коррумпированным правительством, жесткими ограничениями в торговле, правительственными барьерами в производстве не смогут достигнуть высокого уровня выпуска на одного работника, если как норму по этому показателю рассматривать Западную Европу, США, Южную Азию. Многими из этих недостатков обладают наименее развитые страны, особенно для них характерны препятствия в торговле и коррумпированность правительства. Также различия в социальной инфраструктуре стран являются причиной различий в накоплении капитала, уровне образования, продуктивности и, как следствие, большого различия в доходах.
Существует несколько отрицательных последствий проведения девальвации, которое призвано устранить торговый дефицит. Во-первых, как уже упоминалось, развивающиеся страны сталкиваются с барьерами на импорт в развитых странах. Таким образом, при девальвации рост экспорта развивающихся стран ограничен, а их импорт падает, так как зарубежные товары стали относительно дорогими. Поэтому при девальвации выпуск в развивающихся странах может упасть.
Во-вторых, развивающиеся страны, как правило, имеют огромные внешние долги, а также – проценты по их обслуживанию. Все долговые обязательства выражены в иностранной валюте [2]. И очевидно, что при девальвации все внешние долги станут дороже, или вовсе непосильны, для развивающейся страны. С такой проблемой столкнулась Бразилия в 1982 году.
Еще одним негативным последствием девальвации является рост уровня цен, т.е. инфляция, а также падение реальной заработной платы и связанное с этим недовольство рабочих.
В четвертых, в развивающихся странах значительную долю правительственных доходов составляют тарифы (так в международной экономике называют налоги, в частности, на импорт). Но девальвация поднимет цены на импортируемые товары, а вместе с этим возрастут и тарифы, которые пойдут в доход государству. Это уменьшит располагаемый доход частного сектора, и следовательно, ухудшит его положение.
Заметим, что многие фирмы и предприятия развивающихся стран зависят от импортируемых сырья и материалов. А проведение девальвации может сделать недоступными цены на эти товары, в связи с чем пострадают компании страны. Как пример, можно привести проведение девальвации в Мексике в 1982-83гг., после чего местные компании, зависящие от импорта, сократили выпуск.
Другим отрицательным последствием девальвации является необходимость индексировать заработную плату рабочим, в результате чего увеличиваются издержки фирм, и фирмы отвечают на это сокращением предложения. В 1983г. в Бразилии из-за огромной инфляции индексация заработной платы производилась каждые две недели.
И наконец, некоторые развивающиеся страны вообще не могут самостоятельно проводить девальвацию, так как попали под диктат МВФ и обязаны выполнять установленные соглашения.
Развивающиеся страны – особая категория государств, сохраняющих, хотя и в разной степени, определенные общие признаки социально-экономического отставания, в том числе многоукладность хозяйства, традиционные формы собственности и общественных институтов, низкую производительность общественного труда.
В ходе социально-экономического развития эта общность претерпевает существенные изменения, усиливается расслоение на подгруппы.
Различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействие мирового хозяйства способствуют дифференциации развивающихся стран.
Социально-экономические стратегии развивающихся стран ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур, изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство. Методом достижения этих целей в большинстве развивающихся стран стала индустриализация по двум основным моделям – импортозамещающая и экспортоориентированной.
Социально-экономические процессы в развивающихся странах в возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от развитых к развивающимися странам, растущим значением мировой торговли, а также активностью ТНК.
Значительную остроту на рубеже тысячелетий в развивающихся странах приобрели неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для всего населения Земли.
Нехватка внутренних ресурсов, спад цен на основные сырьевые экспортные товары, рост неопротекционизма со стороны развитых стран, затрудняющий расширение экспорта развивающихся стран, усиливают необходимость внешних заимствований.
Поступления средств по межгосударственным программам помощи развитию и от международных финансовых организации, привлечение частного иностранного капитала расширяют финансовые и технические ресурсы развивающихся стран. В то же время ограниченная эффективность использования заемных средств и растущие выплаты по внешней задолженности стали постоянным фактором, осложняющим социально-экономическое положение.
2
1. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1998.
2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М., 1999.
3. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики. М., 1997.
4. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. М., 1998.
5. Градобитова Л.Д. Транснациональные корпорации в современных МЭО. Учебное пособие. М.: МГИМО, 1998.
6. Дюмулен И.И.. Всемирная торговая организация. М., 1997.
7. Киреев А. Международная экономика. М., 1997.
8. Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 1998.
9. Николаеа И.П. Мировая экономика. Москва. 2000г.
10. Шлихтер С.Б. Лебедев С.Л. Мировая экономика. Курс лекций. 1998г. с.31.
2
Информация о работе Неравномерность экономического развития и дифференциация развивающихся стран