Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 01:16, курсовая работа
Всемирный Банк (ВБ) с 1978 г. публикует ежегодные Отчеты о мировом развитии (World Development Reports), в которых проводит межстрановые сравнения; периодически он публикует также так называемые Мировые таблицы (Word Tables). Альтернативным источником информации являются так называемые Пенсильванские мировые таблицы (Penn World Tables) http://pwt.econ.upenn.edu/, составляемые под руководством Р.Саммерса и А.Хестона, в которых содержится информация (по годам) о более, чем 130 странах мира: численность населения, обменный курс, реальный ВВП и уровень цен, рассчитанные четырьмя способами, компоненты ВВП и др.) В частности, в Пенсильванских мировых таблицах даются реальные ВВП стран, рассчитанные для различных стран с помощью единых цен отдельных товаров и услуг, а не простым пересчетом через действующий номинальный обменный курс, а также ВВП в сопоставимых ценах, рассчитанные при помощи обменных курсов при условии паритета покупательной способности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика промышленности развивающихся стран…………………….6
Экономические проблемы развивающихся стран………………………………8
Дифференциация развивающихся стран…………………………………….13
Особенности структуры экспорта и импорта развивающихся стран……...16
Причины отрицательного платежного баланса в развивающихся странах..23
Проблема внешнего долга развивающихся стран………………………..…26
Низкий уровень выпуска на душу населения в некоторых развивающихся странах…………………………………………………………………………33
Почему развивающиеся страны могут отказаться от девальвации для устранения торгового дефицита…………………………………………….. 34
Заключение……………………………………………………………………….36
Литература………………………………………………………………………38
Из данной таблицы видно, что до 1981 года балансы по счетам текущих операций сводились с профицитом. Печальный факт наступившего дефицита можно объяснить рядом причин. В начале 1980-х и 1990-х годов произошли резкие спады производства, которые повлекли спад мировой торговли. Снизились цены на сырье, в том числе и на нефть, что ударило по экспорту развивающихся стран. Возрос протекционизм развитых стран по отношению к экспорту развивающихся стран. Счета движения капиталов, за счет которых компенсировалось отрицательное сальдо по счетам текущих операций, изменились в худшую сторону взаимодействием нескольких факторов. Во-первых, произошло сильное бегство капиталов из развивающихся стран. Приведем таблицу, отражающую чистый отток капитала за 1976-1985гг.
Таблица 6.Чистый отток капитала за 1976-1985гг.
| 1976-1982(млрд. долл.) | 1983-1985(млрд. долл.) |
Аргентина | 2 | (1) |
Боливия | 1 | 0 |
Бразилия | 3 | 7 |
Венесуэла | 25 | 6 |
Мексика | 36 | 17 |
Уругвай | 1 | 0 |
Эквадор | 1 | 1 |
Индия | 6 | 4 |
Индонезия | 6 | (1) |
Малайзия | 8 | 4 |
Нигерия | 7 | 3 |
Филиппины | 7 | 2 |
Южная Африка | 13 | 4 |
Южная Корея | 6 | 6 |
В скобках- чистый приток капитала.
Источник- World Economic Outlook
За первую половину 1980-х годов размер бегства капитала только из пяти стран: Венесуэлы, Аргентины, Бразилии, Мексики и Филиппин составил почти 80 млрд. долларов и более 100 млрд. долларов за десятилетний период (1976-1985гг.) [8]. Также на счета движения капиталов отрицательно повлияло сокращение международными банками кредитов. (Это было связано с неуплатами по предыдущим долгам). И, наконец, еще более сложная проблема развивающихся стран, сказавшаяся отрицательно на счетах движения капиталов, - рост внешнего долга, переродившийся в кризис.
До начала 1970-х годов сумма долга была сравнительно небольшая и в основном представлена кредитами иностранных государств и международных финансовых институтов, таких, как МВФ, Всемирный банк и региональные банки развития. Большинство таких заимствований осуществлялось на льготных условиях, с низкой процентной ставкой и использовалось на реализацию конкретных проектов развития и оплату импорта инвестиционных товаров [4]. В конце 1970-х – начале 1980-х годов положение изменилось: коммерческие банки, использующие избыток нефтедолларов стран ОПЕК, стали предоставлять развивающимся странам нецелесообразные кредиты для покрытия дефицитов платежных балансов и поддержки экспортных отраслей. Рассмотрим эту проблему подробнее.
К 1974 году развивающиеся страны начали укреплять свои позиции в мировом хозяйстве. Для поддержания темпов роста на достаточно высоком уровне многие страны значительно увеличили импорт, прежде всего инвестиционных товаров, нефти и продовольствия. В 1974-1979 годах в связи с высоким скачком цен на нефть, инициированным ОПЕК, и глобальной рецессией, многие развивающиеся страны были вынуждены увеличить заимствования за рубежом для поддержания высоких темпов роста. Развивающиеся страны не желали обращаться за помощью к официальным источникам, например к МВФ, опасаясь требований реорганизации экономики. Поэтому страны среднего уровня развития и новые индустриальные страны обратились к коммерческим банкам и другим кредиторам, которые и начали предоставлять нецелесообразные кредиты для поддержания платежных балансов. Коммерческие банки в это время сосредоточили у себя излишки валюты стран - членов ОПЕК (в 1980 году эти излишки составили 115 млрд. долл.) Развитые страны предъявляли незначительный спрос на кредиты, т.к. имели низкие темпы роста. В связи с этим коммерческие банки стали предоставлять займы развивающимся странам. Эти займы предоставлялись на доступных льготных условиях. В результате внешний долг развивающихся стран вырос со 180 млрд. долл. в 1975 году до 406 млрд. долл. в 1979году, увеличиваясь ежегодно на 20%. Надо заметить, что часть этого долга была предоставлена не на льготных условиях, т.е. сокращены сроки погашения, рыночные процентные ставки часто менялись. В 1971 году удельный вес нельготных займов составил 40% от всего объема внешнего долга, в 1975 – 68%, а в 1979 году уже 77%.
Приведем схему движения нефтедолларов:
Экспорт нефти странами ОПЕК | ||
Европа, Япония и США перечисляют долларыОПЕК за приобретенную нефть |
Страны ОПЕК депонируют Полученные доллары в Коммерческие банки США и Европы |
Банки Европы и США инвестируют нефтедоллары ОПЕКа в развивающиеся страны, увеличивая их задолженность |
Развивающиеся страны-должники платят по обслуживанию долга | ||
Рынок евродолларов |
Привлечение иностранного капитала увеличивает возможности экономического развития, но эти возможности реализуются лишь если инвестиции правильно направлены, а за полученные кредиты надо расплачиваться. Рост внешнего долга означает рост издержек на его обслуживание, которые включают выплату основной суммы и выплату процентов, что обусловливается соглашениями и представляет собой фиксированный вычет из дохода и сбережений страны- должника. При увеличении суммы долга или при увеличении процентной ставки возрастают расходы по его обслуживанию, которые выплачиваются в иностранной валюте. Таким образом, обязательства по обслуживанию внешнего долга выполняются либо за счет экспортной выручки и сокращения импорта, либо предпринимаются новые заимствования за рубежом. Обычно большая часть обязательств по обслуживанию внешнего долга покрывается за счет дохода от экспорта. Но в условиях, в которых оказались развивающиеся страны: росте процентных ставок и сокращении экспорта, возникают проблемы с погашением внешней задолженности. С такими проблемами и столкнулись развивающиеся страны. Рассмотрим масштабы долгового кризиса развивающихся стран 1970-1991гг.
Таблица 7.
| 1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 |
Весь внеш. Долг млрд.долл. | 68,4 | 180 | 635,8 | 949 | 1050 | 1173 | 1194 | 1222 | 1281 | 1348 |
Выплаты по обслуж. Долга (млрд.долл.) | 11 | 25,8 | 102,4 | 128 | 131 | 141 | 151 | 147 | 145 | 152 |
Отношение долга к эксп.това- ров и услуг(%) | 99,4 | 76,4 | 81,9 | 154,5 | 180,4 | 167 | 148,2 | 135,3 | 126 | 125,7 |
Отношение обслуживания долга к эксп.това- ров и услуг(%) | 13,5 | 9,5 | 13,2 | 20,9 | 22,5 | 20,1 | 18,8 | 16,3 | 14,3 | 14,2 |
Отношение долга к ВВП(%) | 13,3 | 15,4 | 24,4 | 36,4 | 39 | 38,5 | 36,4 | 33,3 | 31,5 | 32,6 |
Источник- World Economic Outlook
За двадцать лет, как видно из таблицы, внешний долг развивающихся стран увеличился с 68,4 млрд. долл. (1970год) до почти 1500 млрд. долл.(1991год), что составляет порядка 2000%. А выплаты по его обслуживанию в1991 году достигли 152 млрд. долл.
За период накопления долга проявилась сильная тенденция к бегству частного капитала из обремененных тяжелыми долгами развивающихся стран. Сумма потерь в результате бегства капитала составила примерно половину всех заимствований развивающихся стран за период 1976-1985 годов. Считается, что 62% роста долга Аргентины и 71% роста долга Мексики произошли в результате бегства капитала из этих стран.
Отметим, что само по себе отношение размера долга к ВВП у развивающихсф стран в целом не было угрожающим. Проблема состояла, прежде всего, в отрицательном текущем счете.
В этой критической ситуации у развивающихся стран оставалось два выхода. Один - сокращение импорта, проведение жесткой налоговой и монетарной политики. Но такой вариант привел бы к замедлению темпов роста и достижения целей развития. Другая возможность - привлечение новых внешних заимствований для финансирования дефицитов счетов по текущим операциям. Этим путем и пошли в 1980-е годы развивающиеся страны, продолжая привлекать крупные кредиты. В результате их обязательства по обслуживанию внешних долгов к 1990 году приняли неимоверные размеры. При этом некоторые страны, такие как Боливия, Нигерия, Аргентина, Эквадор, Перу имели в 1980-х годах отрицательные темпы роста. Они с огромным трудом выплачивали даже проценты по задолженности из своих экспортных доходов, и конечно, уже не могли рассчитывать на получение кредитов на международных рынках. Более того, как только исчезли источники частного кредитования, развивающимся странам с 1984г. пришлось выплачивать коммерческим банкам на 10,2 млрд. долл. больше, чем они получали займов. Если учесть выплаты МВФ и Всемирному банку за ранее полученные кредиты, чистый приток ресурсов размером 35,9 млрд. долл. в 1981 году в развивающиеся страны сменился его оттоком размером в 35,2 млрд. долл. в 1988 году.
Развивающиеся страны – должники были вынуждены обратиться к частным международным банкам для проведения переговоров о погашении внешней задолженности. В основе переговоров было обсуждение возможности реструктуризации долга - продления сроков основного долга и процентов по нему, а также - получение доступа к новым источникам финансирования на более благоприятных условиях. Однако для получения такой возможности было необходимо провести успешные переговоры с МВФ, так как это служило сигналом частным банкам о восстановлении кредитоспособности и намерении задолжавших стран расплачиваться по накопленным долгам. Но должники должны были принять условия МВФ о жесткой стабилизационной политике, представленной следующей программой:
Информация о работе Неравномерность экономического развития и дифференциация развивающихся стран