Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Переход к рынку России в 1990-х гг. заострил проблемы занятости и добавил к ним новые. Рыночные реформы означали отмену большей части административных ограничений, действовавших в сфере занятости при прежнем экономическом режиме. Были законодательно определены права и обязанности работников, работодателей и государства применительно к новым условиям. Централизованное планирование как метод регулирования спроса и предложения рабочей силы отошло в прошлое. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, наряду с государственным возник и начал бурно развиваться новый частный сектор.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность рынка труда, его типология и структура.

1.1 Определение рынка труда.

1.2 Рынок труда и заработная плата.

1.3 Товара «труд».

2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России.

2.1. Механизм саморегулирования рынка труда.

2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России.

2.3. Правовое регулирование рынка труда.

2.4. Деятельность профсоюзов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

стеб на тему экономика рынка.docx

— 28.03 Кб (Скачать)

2.4. Деятельность  профсоюзов. 

Профессиональный  союз (сокращенно профсоюз) представляет собой массовую общественную организацию, которая объединяет на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они  обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового  законодательства, за состоянием техники  безопасности на предприятиях, заключают  с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

Но основная задача деятельности профсоюза –  повышение заработной платы. В связи  с этим видный американский экономист  П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для  достижения этой цели.

Профсоюзы могут  ограничивать предложение труда. Это  достигается, например, введением высоких  иммиграционных барьеров, содействием  принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока  учёбы при подготовке к той  или иной профессии.

Профсоюзы могут  добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия.

Профсоюзы могут  вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос  на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в  результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет  заработная плата.

В некоторых  случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата  возрастает в обмен на согласие профсоюза  вносить определенные изменения  в производственный процесс, которые  могут привести к увеличению производительности труда. 
 

Существует 2 типа контрактов, заключающиеся между  руководствами предприятий и  профсоюзами:

Контракт на оплату.

Контракт на количество.

Рассмотрим их на микроуровне, чтобы легче понять их сущность.

При подписании контракта на оплату профсоюз, как  правило, требует повышения з/п, в  результате з/п будет выше равновесной  и предложение на рынке труда  выше спроса на труд, значит часть работников окажется не востребованной.

При подписании контракта на количество (нанятых) профсоюз, обычно, для повышения ставки оплаты труда требует установить количество нанятых меньше равновесного уровня. Таким образом з/п также искусственно повышается, но также часть работников остается за бортом. Теперь они уже  должны предъявлять претензии профсоюзу, а не предприятию.

В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность  форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих  пор большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей  жизненно важные для работников социальные функции. Но как показал предыдущий пример, чрезмерное вмешательство в  рыночные отношения и нарушение  механизмов саморегулирования, иногда, могут навредить. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении как  вывод хочу сказать, что рынок  труда это не только отношения  между наемными работниками как  субъектами предложения труда и  предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи  этого труда. Так как рынок  труда испытывает колоссальное влияние  со стороны различных субъектов  трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей  посредством специализированных организаций  и законодательного регулирования  трудовых отношений, и предпринимательские  объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка  труда, считая ситуацию на нем общей  для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда  в целом только тогда может  быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого  из его сегментов. Примером может  быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и  переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка  труда. Целенаправленное государственное  регулирование в этой области  в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может  быть по-настоящему эффективной.

 Что касается, степени вмешательства государства  в рыночную экономику, и конкретно  в сферу трудовых отношений.  Применительно к странам с  развитой рыночной социально  ориентированной экономикой этот  вопрос актуален только в тот  момент, когда начинается отток  капитала за границу, обусловленный  чрезмерным налоговым прессом  на предпринимателей (основной источник  финансирования социальных программ  и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике  с присущим ей крупным государственным  сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики  рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем  составе, и сильный «теневой»  сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно  сначала реформировать все сферы  экономической, политической и социальной жизни общества 
 
 
 
 

Информация о работе Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России