Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Переход к рынку России в 1990-х гг. заострил проблемы занятости и добавил к ним новые. Рыночные реформы означали отмену большей части административных ограничений, действовавших в сфере занятости при прежнем экономическом режиме. Были законодательно определены права и обязанности работников, работодателей и государства применительно к новым условиям. Централизованное планирование как метод регулирования спроса и предложения рабочей силы отошло в прошлое. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, наряду с государственным возник и начал бурно развиваться новый частный сектор.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность рынка труда, его типология и структура.

1.1 Определение рынка труда.

1.2 Рынок труда и заработная плата.

1.3 Товара «труд».

2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России.

2.1. Механизм саморегулирования рынка труда.

2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России.

2.3. Правовое регулирование рынка труда.

2.4. Деятельность профсоюзов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

стеб на тему экономика рынка.docx

— 28.03 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

1. Сущность рынка  труда, его типология и структура. 

1.1 Определение рынка труда. 

1.2 Рынок труда  и заработная плата. 

1.3 Товара «труд». 

2. Необходимость  и возможность регулирования  рынка труда на современном  этапе развития рыночной экономики  в России. 

2.1. Механизм  саморегулирования рынка труда. 

2.2. Государственное  регулирование рынка труда и  его необходимость в России. 

2.3. Правовое  регулирование рынка труда. 

2.4. Деятельность  профсоюзов. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда  как экономическая категория  долгое время рассматривался как  явление, присущее лишь капиталистическим  странам, а безработица – как  следствие господствующих отношений  на рынке труда, возникающих в  результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время  считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости  в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь  в него все трудоспособное население  по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда  и приоритет общественного над  личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Но реальность показывала другое: существовали огромные по масштабам диспропорции в занятости между различными регионами, которые официальная  статистика, разумеется скрывала.

Переход к рынку  России в 1990-х гг. заострил проблемы занятости и добавил к ним  новые. Рыночные реформы означали отмену большей части административных ограничений, действовавших в сфере  занятости при прежнем экономическом  режиме. Были законодательно определены права и обязанности работников, работодателей и государства  применительно к новым условиям. Централизованное планирование как  метод регулирования спроса и  предложения рабочей силы отошло в прошлое. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, наряду с государственным возник и начал бурно развиваться  новый частный сектор. Трудовая деятельность утратила обязательный характер, который  она имела в плановой экономике, исключительное право распоряжаться  своими способностями к труду  было признано за самими работниками. Признание контрактной природы трудовых отношений потребовало углубленной разработки законодательства об индивидуальных и коллективных договорах и усиления роли судебной системы в контроле их исполнением. Искусственные барьеры на пути перемещения рабочей силы (такие как институт прописки и т. п.) были ликвидированы или значительно ослаблены. Широкое распространение получили самозанятость и вторичная занятость. Предприятия получили свободу в определении численности и состава занятого персонала, а также в установлении уровня и степени дифференциации заработной платы. Ужесточение бюджетных ограничений, ставшее следствием рыночных реформ, ослабило стимулы к накоплению излишков рабочей силы. Произошел отход от принципа гарантированной занятости, была признана неизбежность существования такого экономического явления как безработица. Как следствие, возникла и начала функционировать система страхования по безработице (была создана Федеральная служба занятости, учрежден Фонд занятости, определен порядок отчисления страховых взносов и т. д.).

На эволюцию российского рынка труда не мог  не наложить серьезного отпечатка  трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, России, как и странам ЦВЕ, не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т. п. она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.

1. Сущность рынка  труда, его типология  и структура

Рынок труда, как  и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной  частью рыночной экономики. На нем предприниматели  и трудящиеся совместно ведут  переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий  труда и заработной платы.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что  рабочая сила как «совокупность  физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая  личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей  силы, где ее ценой является заработная плата.

С развитием  капитализма, переходом его в  монополистическую стадию усложнились  экономические связи и экономические  отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей  силы. Рабочее движение привело к  расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и  гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и  т.п.

Изменилось отношение  к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей  силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно  включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.

Сейчас рынок  труда представляет собой систему  общественных отношений, отражающих уровень  развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими  на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими  словами, рынок труда – это  механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

Просто говоря, на рынке труда существуют три  основных агента предприниматели, профсоюзы  и государство. Государство же выступает  в качестве работодателя на государственных  предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы  развития.

В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма  регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования  рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно  осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые  программы предприятий, предусматривающие  переподготовку кадров в связи с  планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти  составные части рыночного механизма  регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении  в зависимости от экономических  и исторических условий развития данной отрасли.

1.2 Рынок  труда и заработная плата.

Заработная плата  определяется и в широком, и в  узком смысле этого слова, что  связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата – это оплата труда работников самых различных  профессий, будь то неквалифицированные  рабочие, или люди профессий, труд которых  требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или  работники сферы услуг. При таком  подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.

В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование  единицы труда в течение определенного  времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.

Различают номинальную  и реальную заработную плату. Номинальной  заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течение определенного периода времени. Реальная заработная плата – это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги.

 

WP=WH/P 

Wр- реальная з/п

Wн - номинальная з/п.

 P - уровень цен на товары. 
 

1.3 Товара  «труд».

Продажа труда  может иметь место лишь при  условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться  своими способностями к труду. С  другой стороны, юридическая свобода  не вынуждает его продавать свой труд; эта необходимость появляется лишь тогда, когда он не имеет всего  необходимого для ведения своего собственного хозяйства как источника  получения всех нужных для жизни  благ.

Исходя из всего  вышесказанного, можно выделить следующие  основные особенности товара «труд»:

собственник и  носитель этого товара – человек  со всеми его правами и обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель  не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок  труда.

труд – это  товар производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим.

Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозможно хранить, как  другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а, следовательно, и средств к существованию, которые  нужны ему постоянно. 

2. Необходимость  и возможность регулирования  рынка труда на современном  этапе развития рыночной экономики  в России.

2.1. Механизм  саморегулирования рынка труда. 

К основным рычагам  саморегулирования рынка труда  относятся цена труда, соотношение  платежеспособного спроса на него и  его предложение и конкуренция.

На рынке труда  ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда  ту часть населения, которая не имеет  других источников к существованию. Высокий уровень заработной платы  увеличивает предложение труда  во всех сегментах рынка труда: расширяет  потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности  и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных  наемных работников. Увеличиваются  налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет  возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким  уровнем заработной платы на рынке  труда.

Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются  налоговые поступления и т.д.

2.2. Государственное  регулирование рынка труда и  его необходимость в России.

«Чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики» - так  говорил Адам Смит. Согласно его  трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением  к прибыли.

Но в работах  Дж.М. Кейнса эта теория подверглась  критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования  в условиях совершенной конкуренции  применительно к рынку труда  внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в  условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства  в трудовые отношения, считал, что  только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного  спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда  не должна замыкаться на поиске оптимальной  глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства  не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность  рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень  занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности  работников, а созданием новых  рабочих мест, снижением потребности  населения в рабочих местах и  т.п.

В заключение следует  отметить, что само по себе наличие  должным образом подготовленного  закона не достаточно, чтобы заметно  повлиять на общественное сознание. Хороший  закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в  современных условиях массовые нарушения  прав работников связаны часто не с отсутствием законодательных  актов, а с простым неисполнением  закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантированные государством права работников должны защищаться прежде всего путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.

Информация о работе Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России