Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:34, контрольная работа
Для того, чтобы страна осуществляла внешнюю политику, или добивалась успехов на мировой арене, она должна располагать целым набором внешнеполитических ресурсов, иными словами, внешнеполитическая линия страны определяется ее национальными государственными интересами, которые связаны с конкретными целями. Такими как:
- существование нации, в качестве свободного и независимого государства
- обеспечение роста и национального благосостояния
- предотвращение военной угрозы или ущемление суверенитета, сокращение союзов, достижение выгодного положения на международной арене
- обеспечение внешних условий, способствующих свободному включению страны в мировую экономику и политику
- защита экономических, социальных и гуманитарных прав своих граждан.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Внешнеполитические ресурсы РФ: материальные ресурсы ..
Географические ресурсы………………………………….
Демографические ресурсы……………………………….
Экономические ресурсы…………………………………
Военные ресурсы.…………………………………………
Глава 2 Нематериальные ресурсы………………………………………
2.1 Политические ресурсы…………………………………….
2.2 Социальные ресурсы………………………………………
2.3 Репутационные ресурсы…………………………………..
2.4 Идеологические и культурные……………………………
2.5 Информационные…………………………………………..
2.6 Научные, научно-технические и образовательные……..
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………..
Российское гражданское общество все еще весьма слабо, чтобы стать весомым фактором на международной сцене. Наоборот, наша страна оказывается в сфере действия зарубежных неправительственных организаций, таких как «Гринпис» или благотворительные фонды-грантодатели.
А человеческий
капитал – все еще
2.3 Репутационные ресурсы
Имидж Российской Федерации в последнее десятилетие страдал как от остаточных фобий времен холодной войны («агрессивное диктаторское государство, традиционно угрожающее соседям»), так и от новых образов: страна в состоянии распада, деградации и нищеты, управляемая некомпетентными и коррумпированными чиновниками, обуреваемая планами «возрождения империи». Часть этих образов была подчеркнута из российских СМИ и в какой-то мере отражала реальность. Вместе с тем в имидже России сохранился ряд обветшалых стереотипов, поддерживаемых некоторыми представителями западной элиты, профессионально специализирующимися на враждебности к России. Репутации нашей страны серьезный урон нанесли чеченская война, «дело ЮКОСа»
Однако нельзя не заметить, что в последние годы отношение к России за рубежом меняется в лучшую сторону. Это объясняется готовностью Москвы и столиц западных стран окончательно оставить в прошлом наследие холодной войны, осознанием общности интересов в противодействии глобальным угрозам и многих базовых ценностей, среди которых права человека, терпимость, верховенство Закона. За вступление России в НАТО осенью 2002 г. выступали 60% европейцев и 68% американцев. Отношение зарубежной прессы к России по-прежнему страдает предубеждением, однако восприятие нашей страны стало гораздо более спокойным. Как отмечал И.С. Иванов, «на смену внутреннему настрою на конфронтацию с Москвой, на смену глухому отторжению, которое мы чувствовали в течение 90-х годов, сегодня приходит иное – понимание складывающейся новой общности держав».
2.4 Идеологические и культурные ресурсы
Идеология – мощный инструмент как внутренней, так и внешней политики. Идеология, несущая в себе элементы универсальности, привлекательности для народов различных стран, может выступать механизмом укрепления международного имиджа, обретения искренних сторонников в мире. Так, западные страны добиваются внешнеполитических успехов не в последнюю очередь с помощью идеологий либеральной демократии, общества потребления и т.д. Советский Союз располагал множеством идейных союзников благодаря идеологиям коммунизма и пролетарского интернационализма.
В современной России отсутствует мировоззренческое единство. Ни одна из идеологии ( либерально-демократическая, коммунистическая, национальные) не является доминирующей в подчёркнуто деидеологизированном общественном сознании. В роли объединяющей идеи нередко предлагаются лозунги «Великой России». В принципи они способны консолидировать общество, но приемлемы исключительно для внутреннего потребления, поскольку не могут иметь много сторонников за пределами страны.
Довольно ограничены
возможности использования
2.5 Научные, научно-технические и образовательные ресурсы
В СССР существовала уникальная модель организации науки, которая была построена на мобилизации и концентрации ресурсов для выполнения приоритетных государственных программ, связанных в основном с обороной, но не подчиняясь требованиям экономической целесообразности, учета соответствия затрат реальными результатам. Эта система в одночасье рухнула. «Исторически переживаемого нашей наукой кризиса относятся к концу 1991 года, когда доля ассигнований в гражданскую научно-техническую сферу была обвальным образом сокращена в четыре раза, с характерного для индустриальных стран уровня -2 процента от ВВП до -0,5 процента от ВВП- типичного уровня слаборазвитых стран третьего мира, - писал бывший министр науки и технологий РФ В.Е. Фортов. - …Ни одна отрасль в России не подвергалась такому сильному разрушению!». Произошла большая «утечка мозгов» - более половины из покинувших Россию 3 млн граждан составили лица с высшим и незаконченным высшим образованием.
Понеся ощутимые потери, отечественная наука, тем не менее, смогла выжить. По индексу исследовательской активности, измеряемому количеством публикаций и их цитируемостью, Россия занимает 8 место (3,52% всех научных публикаций в мире, что больше, нежели в Австралии или Китае, но в 10 раз меньше, чем в США). При значительном снижении доли бюджетного финансирования увеличились расходы со стороны предпринимательского сектора, зарубежных источников, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, создаваемых при ведомствах. Начал формироваться частный сектор научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. «Утечка мозгов» приостановились и даже начинает поворачивать вспять как из-за перенасыщения интеллектуального рынка западных стран, так и расширившихся возможностей для применения своих талантов в самой России.
Академическая и прикладная наука о международных отношениях, система подготовки кадров профессиональных международников во многом повторили судьбу отечественной науки в целом. Научное общество, за исключением отдельных своих представителей, оказалось отстраненным от механизма выработки решений, институты РАН оставались без заказов. Однако подавляющее большинство специалистов страну не покинули, а качество образования даже улучшилось за счет введения в процесс обучения всего богатства мировой общественной мысли и исчезновения пропагандистского компонента.
2.6 Информационные ресурсы.
За последние
десятилетия возникло новое мировое
коммуникативное сообщество. Выпадение
или недостаточная включенность
в глобальное информационное пространство
чреваты непоправимым отставанием
или утратой возможности
Хотя темпы развития информационной сферы в России высоки, она всё ещё заметно отстаёт от развитых стран в уровне телефонизации (33 млн стационарных телефонов), числе пользователей Интернетом и мобильным телефонами ( соответственно 17,5 млн в 2002г., 34 млн- в 2003г.). После распада СССР образовались большие бреши в сфере защиты информации. Оказались во многом демонтированы механизмы внешнеполитической пропаганды. «Для страны квинтэссенцией беспомощности в информационной сфере стала первая чеченская компания, когда Вооружённые силы, полностью выполнявшие свой долг, получали оплеухи от кого не попадя», - подчёркивал министр обороны С.Б Иванов. Только в последние годы начала создаваться система собственного информационного воздействия на другие страны на новой, неидеологической основе.
Внешнеполитические ресурсы – совокупность факторов силы государства, которые могут быть использованы для проведения целенаправленных действий и достижения желаемых результатов на международной сцене.
Внешнеполитические ресурсы Российской Федерации очень разнообразны и нисколько не уступают внешнеполитическим ресурсам СССР. В современное время эти ресурсы все больше развиваются.
Внешняя политика России в ближнем зарубежье – это прежде всего налаживание взаимовыгодных, эффективных и всесторонних отношений со странами СНГ, ядром которого может стать союз славянских государств и Казахстана. “Основной приоритет на данном направлении – это поддержание в регионе политической стабильности и климата добрососедства, единого экономического и военно-стратегического пространства”, создание единого таможенного союза между Беларусью, Казахстаном и Россией и укреплением рубля, как единой региональной валюты.
Политика России в “дальнем зарубежье” направлена на обеспечение ее интересов как великой державы, развитие взаимовыгодных отношений со всеми развитыми странами мира, активное сотрудничество с традиционными партнерами и соседями (Китай, Индия, Иран, Турция, арабские государства и др.), широкое использование своего геополитического статуса тихоокеанской державы и др.
В целом геостратегическое положение России в современном мире следует признать нормальным для осуществления глубокой модернизации общества и обеспечения его национальных интересов. Решение основных задач, стоящих перед ней на рубеже третьего тысячелетия, зависит преимущественно от развития внутренней политики и ее субъективных факторов. Известный российский политолог А. С. Панарин полагает, что Россия может сыграть важную объединительную, синтезирующую роль в глобальной политике XXI в. Он пишет: “Что касается России – страны, живущей на перекрестке великих миров Востока и Запада, Севера и Юга, то у нее нет иного способа избежать распада по линиям водораздела указанных миров, как предложить народам Евразии новый мощный суперэнергетический синтез. Таким синтезом может стать новая мироустроительная идея, обращенная в будущее”
Россия нужна всему мировому сообществу как «цивилизационная самоценность», как лидер огромного евразийского пространства, обеспечивающего стабильные и плодотворные отношения между великими цивилизациями Запада и Востока. Мир нужен России как источник современного опыта социально-экономического и политического развития, как важнейший потенциал содействия в радикальной модернизации, как благоприятная среда, в которой идет поиск ее новой идентичности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: