Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:34, контрольная работа
Для того, чтобы страна осуществляла внешнюю политику, или добивалась успехов на мировой арене, она должна располагать целым набором внешнеполитических ресурсов, иными словами, внешнеполитическая линия страны определяется ее национальными государственными интересами, которые связаны с конкретными целями. Такими как:
- существование нации, в качестве свободного и независимого государства
- обеспечение роста и национального благосостояния
- предотвращение военной угрозы или ущемление суверенитета, сокращение союзов, достижение выгодного положения на международной арене
- обеспечение внешних условий, способствующих свободному включению страны в мировую экономику и политику
- защита экономических, социальных и гуманитарных прав своих граждан.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Внешнеполитические ресурсы РФ: материальные ресурсы ..
Географические ресурсы………………………………….
Демографические ресурсы……………………………….
Экономические ресурсы…………………………………
Военные ресурсы.…………………………………………
Глава 2 Нематериальные ресурсы………………………………………
2.1 Политические ресурсы…………………………………….
2.2 Социальные ресурсы………………………………………
2.3 Репутационные ресурсы…………………………………..
2.4 Идеологические и культурные……………………………
2.5 Информационные…………………………………………..
2.6 Научные, научно-технические и образовательные……..
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………..
Я хочу подробнее остановиться на демографической ситуации в Забайкальском крае как субъекта РФ.
В Забайкальском крае впервые за последние 16 лет в 2009 году специалисты регистрируют прирост населения. Связано это со снижением смертности (на 8%), миграции (на 30%) и повышением рождаемости. В 2006 году естественный прирост населения составил 236 человек. По данным Забайкалкрайстата, на начало 2008 г. в регионе проживало 1 млн 118,9 тыс. человек, а на 1 декабря 2009 года составила 1 миллион 117 тысяч 200 человек. Удалось преодолеть тенденции роста смертности, снижения рождаемости и улучшить демографическую ситуацию в крае. Отмечается рост численности трудовых ресурсов Забайкальского края. В роддомах края доказывают статистикой: рожать стали больше. Причем по второму, третьему и даже четвертому разу. На свет стали чаще появляться двойни и тройни. Главное, что в большинстве случаев это здоровые дети.
В областном центре открываются торговые точки, строятся дома. Ежедневно на рынке труда появляются новые вакансии. Как следствие этого, за последние годы в Читу увеличился приток трудоспособных граждан. А вот покидают столицу Забайкалья все меньше людей. Так в 2004 году уехали из Читы более трех тысяч человек, а в 2006 - всего 742. По мнению экономистов, такой благоприятной ситуации удалось достигнуть и за счет реализации национальных проектов: образования, здравоохранения и других. Сегодня в Чите идет разработка главного стратегического документа комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования городского округа «город Чита». В 2006 году была принята комплексная программа по улучшению демографической ситуации. Результаты ее реализации не заставили себя долго ждать.
Общий объём финансирования муниципальной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Чите на 2009-2015 годы», составляет почти 1,2 млрд рублей.
Исходя, из этих данных можно сделать вывод, что демография Забайкальского края начала улучшаться, рождаемость стала превышать смертность, соответственно демографическое положение всей России улучшается.
1.3 Экономические ресурсы
Существуют различные оценки нынешнего экономического потенциала России. Наш валовой внутренний продукт, рассчитанный по текущему обменному курсу, сопоставим с голландским – порядка 350 млрд. долл. или 1,1% мировой экономики (США – более 10 трлн. долл.) В пересчете по паритету покупательной способности (ППС) рубля картина выглядит более благополучно – 1085 млрд. долл. в 2000 г. (2,5% от общемирового уровня). Россия (по ППС) представляет собой девятую крупнейшую экономику мира (между Великобританией и Бразилией) с перспективой, по оценкам экспертов, к 2015 г. выйти на 6 место (2250 млрд. долл.), уступая лишь США, Китаю, Японии, Индии и Германии. По объему ВВП на душу населения Россия с показателем 7, 5 тыс. долл. находиться на 56 месте в мире (сопоставимо с показателем Мексики или Ливана). Прогнозы дают нам 16,2 тыс. долл. к 2015 г., что будет соответствовать месту в конце пятой десятки.
Ситуация в российской экономике – далеко не блестящая, но лучше, чем была несколько лет назад. С 1999 г. ВВП рос в среднем на 6,5 % в год, что заметно выше среднемировых показателей. Хотя многие эксперты связывают этот рост лишь с высокими ценами на энергоносители и с импортнозамещением после дефолта 1998 г., существовали и другие важные внутренние факторы. «Россия пережила бум производительности труда, по сравнению с которым рост производительности в США выглядит летаргическим» - пишут известные американские экономисты А. Аслунд и П. Бун. Кроме того, следует учитывать, что из-за наличия большой «серной зоны» и несовершенства статистического учета, реальные размеры российской экономики больше, чем это фиксируют государственные органы.
Если СССР в последние десятилетия своего существования зависел от импорта зерна, то в 2002/2003 сельскохозяйственном году Россия продала 15 млн. тонн и стала третьим в мире экспортером пшеницы после США и ЕС. В советские времена внешний долг страны постоянно рос, а только за 1999-2002 г. он сократился со 166 до 119 млрд. долл. наша страна улучшила свою кредитную историю, с 1998 г. обходится практически без внешних заимствований. Положительное торговое сальдо России в начале XXI в. ежедневно измерялось 40-50 млрд. долл.: в 2002 г. экспорт составил 106,1 млрд. долл., импорт – 60,8 млрд. долл. Впервые за многие годы наблюдалось положительное сальдо между вывозом и ввозом капитала.
ВВП России, рассчитанный по паритету покупательной способности, достиг 1,2 триллиона евро (1,5 трилиона долларов) в 2004 году. Таким образом, Россия по объему ВВП стала девятой страной в мире и пятой в Европе. Если темпы экономического роста сохранятся, то экономика России, как ожидается, станет крупнейшей в Европе после Германии (1.9 трилиона евро) и окажется на шестом месте в мире в ближайшие несколько лет.
В 2005 году, по данным Госстат, номинальный ВВП России достиг 765 миллиардов долларов (21.7 триллиона рублей), что равно 1.748 трилионам долларов, если рассчитывать по паритету покупательной способности. Темпы инфляции составили 10.9%. консолидированный бюджет страны составил 38.6% ВВП: 675 млрд долларов.
На 11 августа 2006 года, золото-валютный запасы России достигли 277 млрд долларов и, как прогнозируется, достигнут 350-450 млрд долларов к концу 2007 года.
По прогнозам, ВВП России в 2007 году вырастет до примерно 1.2 триллиона долларов в номинальном выражении (31.2 триллиона рублей) и до приблизительно 2-2.5 триллионов долларов по паритету покупательной способности.
Россия экспортирует, в основном, энергоносители и полезные ископаемые, импортирует машины и оборудование, потребительские товары.
Внешнеторговый оборот России вырос в 2005 году на 32,1 % — до 339,8 млрд. долл. (по данным Федеральной таможенной службы). Положительного сальдо увеличилось на 34,6 % — до 142,8 млрд. долл. Товарооборот России со странами дальнего зарубежья вырос в 2005 на 37,3 % — до 288,3 млрд. долл. Товарооборот России со странами СНГ увеличился в 2005 на 9,2 % и составил 51,5 млрд. долл.
Внешнеторговый оборот России с ЕС в 2005 составил 177 млрд. долл., или 52,1 % от всего товарооборота РФ. На страны СНГ в 2005 г. приходилось 15,2 % российского товарооборота (в 2004 г. — 18,3 проц), на страны ЕвразЭС — 7,8 % (10,3 проц), на страны АТЭС — 16,2 % (16,8 проц).
Основными торговыми партнёрами России в 2005 г. среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 33,0 млрд. долл., Нидерланды — 26,5 млрд. долл., Италия — 23,5 млрд. долл., Китай — 20,3 млрд. долл., Турция — 12,6 млрд. долл., Польша — 11,4 млрд. долл., Швейцария — 11,3 млрд. долл., Великобритания — 11,0 млрд. долл., США — 10,9 млрд. долл., Финляндия — 10,7 млрд. долл.
Экспорт России в 2005 году составил 241,3 млрд. долл. и по сравнению с 2004 годом увеличился на 32,9 %. Импорт России в прошлом году увеличился по сравнению с 2004 годом на 30,4 % и составил 98,5 млрд. долл.
По данным Всемирного банка, для осуществления экспорта в России нужно оформить 8 документов и собрать 8 подписей, что занимает не менее 29 дней (импорт — 8 документов, 10 подписей, 35 дней). Для сравнения: в Германии для экспорта и импорта требуется оформить 4 документа и 1 подпись за 6 дней; в Азербайджане — свыше 40 подписей, 70 дней.
При всем этом РФ остается экономическим гигантом постсоветского пространства, реально удерживает ведущую роль в хозяйственных связях СНГ, в их интеграционных объединениях.
В данное время экономическая политика Российской Федерации направлена на укрепление связей с Беларусью и Казахстаном, на создание единого таможенного союза и укрепление рубля, как единой торговой валюты. А также развитием новых отношений с новыми странами.
1.4 Военные ресурсы
Россия сохраняет огромный, хотя во многом и остаточный, военный потенциал. Оборонные расходы, постоянно снижаясь, к 2001 г., по оценкам СИПРИ, составили 43,9 млрд долл. – в 4 раза меньше, чем у европейских членов НАТО и в 6 раз меньше, чем у США
Официально военный бюджет на 2003 г. Составил 345 млрд руб., что соответствует 11 млрд долл. По обменному курсу и около 44 млрд долл. По ППС. Военный бюджет 2009 года, впервые составляет более 1 триллиона рублей.
Россия ядерная сверхдержава, одна из двух стран, способных уничтожить все живое на планете, а по количеству ядерных боезарядов (с учета тактических) продолжает занимать первое место в мире. Но она не в состоянии заметно модернизировать или поддерживать в прежнем состоянии потенциал сдерживания как из-за экономических трудностей, так и из-за того, что основные мощности по производству тяжелых баллистических ракет остались на Украине. Кроме того, ядерное оружие в силу своей крайне ограниченной применимости не может быть само по себе использовано в качестве значимого, прямого внешнеполитического аргумента.
Численность военнослужащих действительной службы сократилась в 4-5 раза и составила 1004 тыс. чел., меньше, чем в Китае (2,47млн), США (1,4млн), Индии (1,3 млн), и Северной Корее (1082 тыс). Россия отказалась от большого количества баз за рубежом – в Восточной Европе, Вьетнаме, на Кубе, сохранив ограниченное военное присутствие (22 тыс чел) в Армении, Грузии, Молдове, Таджикистане, Украине, Киргизии. Кроме того, небольшие контингенты (всего 7,4 тыс чел) участвовали в силах по поддержанию мира в Боснии и Косово.
У России по- прежнему больше, чем у всех, танков и бронемашин. В тех компонентах военной силы, в которых доминируют США – авиация, флот, космические аппараты – Россия оказывается второй. То есть страна обладает относительно крупными и неплохо оснащенными обычными вооруженными силами, однако они не модернизировались в течение десятилетия и уже не имеют решающего превосходства над ведущими странами и их союзами.
РФ входит в число ведущих экспортеров вооружений, являясь основным поставщиком современного оружия в две великие державы – Китай и Индию. Ее доля в общем объеме мировых поставок оружия, по оценке СИПРИ, составила 17% в период 1996-2001 гг., а в последующие годы проявились тенденция к росту этого экспорта.
Что касаясь, ядерного оружия России, то стоит отметить, что 8 апреля 2010 года президентами стран США и России был подписан договор о нераспространение ядерного оружия.
ГЛАВА 2 Нематериальные ресурсы РФ:
2.1 Политические ресурсы:
Главный политический
ресурс – эффективно функционирующее
и реализующее адекватно
В определенной степени эти недостатки компенсировались ресурсом исторического наследия. Он состоит в наличии политического класса, привыкшего мыслить глобальными категориями; граждан, считающих Россию великой державой; сохраняющемся в мире восприятии страны как важнейшего фактора мировой политики.
В годы президентства В.В Путина в функционирование внешнеполитического механизма произошли существенные позитивные сдвиги. Россия сохранила немалые, хотя и ослабленные после распада СССР внутренние институциональные ресурсы, основанные на высоком профессионализме МИД, СВР, экспертно-аналитического сообщества. Однако по-прежнему стоит ряд вопросов, о которых говорил В.В. Путин на расширенном совещании с участием послов в МИД России 12 июля 2002 г.: «Скажу прямо – как в координации внешнеполитической, так и внешнеэкономической деятельности – проблем еще очень много. Прежде всего это сбои в организации межведомственного взаимодействия. Даже самые очевидные, текущие поручения министерствам и ведомствам по факту еще часто «перекладываются» на другие минестерства, и даже – на Администрацию президента…Просим бы помнить о другом: внешнеполитический актив страны формируют далеко не одни лишь федеральные ведомства. Он складывается в том числе из усилий отечественных компаний и бизнес-сообществ. Из деятельности регионов, активно развивающих сегодня приграничное сотрудничество и межрегиональной сотрудничество».
Международные
институциональные ресурсы
Участие в “Группе
восьми” – одно из важных направлений
реализации стратегического курса
России на укрепление многосторонних
начал в международных
В данное время Россия поддерживает дипломатические отношения со 191 государством, имеет диппредставительства в 144 странах. У России нет дипотношений с Грузией (с 2008 года), Бутаном, Тувалу и Соломоновыми Островами.
2.2 Социальные ресурсы
Страна с консолидированным обществом, качественным человеческим капиталом, объединенная единством воли и веры, уверенная в себе и в своих ценностях, всегда выступала более сильным внешнеполитическим игроком, чем государство атомизированное, неорганизованное и лишенное ясных целей. Роль социальной организации как внешнеполитического ресурса резко увеличивается в современную эпоху, когда структуры гражданского общества – религиозные, правозащитные, экологические, благотворительные и иные, оказывают растущее влияние на формирование политики, выработку законов, состояние умов и даже принимают прямое участие в работе ведущих международных институтов.
Современное российское общество пережило стресс «потери страны» и оказалось дезориентацию, дезорганизовано, расколото мировоззренчески. Самая существенная слабость российского общества – отсутствие национально-государственной идентичности, которое, по определению А.Ю. Мельвиля, означает «субъективный выбор и осознание господствующими элитами своих долгосрочных целей, интересов и средств их достижения». Этот выбор, будучи транслированным на массовый уровень, представляет собой «концентрированное и устойчивое, как правило передаваемое через поколения национально-государственное самосознание, которое основывается на определенном консенсусе, существует как надполитическое явление и в современном понимании возникает в эпоху формирования наций-государств». Критерии консолидированной оценки элитой (не говоря уже об обществе) важнейших внешнеполитических событий, долгосрочные мировоззренческие ориентиры в общественном сознании отсутствуют. Общество способно сплачиваться в знак протеста против того или иного международного события (бомбардировки Югославии, несправедливость российских спортсменов на Олимпиаде в Солт-Лейк Сити, война в Ираке, война Северной Осетии и Грузии, различные теракты), но до сих пор проявляло равнодушие к каким-либо позитивным содержательным внешнеполитическим целям.