Нематериальные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Для того, чтобы страна осуществляла внешнюю политику, или добивалась успехов на мировой арене, она должна располагать целым набором внешнеполитических ресурсов, иными словами, внешнеполитическая линия страны определяется ее национальными государственными интересами, которые связаны с конкретными целями. Такими как:
- существование нации, в качестве свободного и независимого государства
- обеспечение роста и национального благосостояния
- предотвращение военной угрозы или ущемление суверенитета, сокращение союзов, достижение выгодного положения на международной арене
- обеспечение внешних условий, способствующих свободному включению страны в мировую экономику и политику
- защита экономических, социальных и гуманитарных прав своих граждан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Внешнеполитические ресурсы РФ: материальные ресурсы ..
Географические ресурсы………………………………….
Демографические ресурсы……………………………….
Экономические ресурсы…………………………………
Военные ресурсы.…………………………………………
Глава 2 Нематериальные ресурсы………………………………………
2.1 Политические ресурсы…………………………………….
2.2 Социальные ресурсы………………………………………
2.3 Репутационные ресурсы…………………………………..
2.4 Идеологические и культурные……………………………
2.5 Информационные…………………………………………..
2.6 Научные, научно-технические и образовательные……..
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………..

Работа содержит 1 файл

готово.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1 Внешнеполитические ресурсы РФ: материальные ресурсы ..

    1. Географические ресурсы………………………………….
    2. Демографические ресурсы……………………………….
    3. Экономические ресурсы…………………………………
    4. Военные ресурсы.…………………………………………

Глава 2 Нематериальные ресурсы………………………………………

2.1 Политические  ресурсы…………………………………….

2.2 Социальные  ресурсы………………………………………

2.3 Репутационные  ресурсы…………………………………..

2.4 Идеологические  и культурные……………………………

2.5 Информационные…………………………………………..

2.6 Научные, научно-технические и образовательные……..

Заключение………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………..

 

                                                                        ВВЕДЕНИЕ

Внешняя политика – общий курс государства в международных делах, который регулирует отношение данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, с применением различных средств и методов (важнейшими из которых является дипломатия), неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Для того, чтобы  страна осуществляла внешнюю политику, или добивалась успехов на мировой  арене, она должна располагать целым  набором внешнеполитических ресурсов, иными словами, внешнеполитическая линия страны определяется ее национальными государственными интересами, которые связаны с конкретными целями. Такими как:

- существование  нации, в качестве свободного  и независимого государства

- обеспечение  роста и национального благосостояния 

- предотвращение  военной угрозы или ущемление суверенитета, сокращение союзов, достижение выгодного положения на международной арене

- обеспечение  внешних условий, способствующих  свободному включению страны  в мировую экономику и политику

- защита экономических,  социальных и гуманитарных прав своих граждан.

- сохранение  и укрепление оборонного потенциала  в пределах необходимых для  защиты национальной безопасности  страны.

Все эти задачи диктует необходимость по-разному  строить отношения с отдельными странами. Достижение этих целей и  дополнения этих задач зависит от внешнеполитических ресурсов страны и от адекватного осознания национальных приоритетов политического класса.  

Под внешнеполитическими  ресурсами понимают совокупность факторов силы государства, которые могут  быть использованы для проведения целенаправленных действий и достижения желаемых результатов на международной сцене.

Внешнеполитические  ресурсы подразделяются на материальные и нематериальные.

К материальным ресурсам относятся:

- географические  – величина территории, местоположение, значимость для транспортных коммуникаций, благоприятное окружение.

- демографические  – численность населения, его  качественные характеристики, размещение.

- экономические  – потенциал народнохозяйственного  комплекса, его способности создавать  преимущества перед другими странами, поддерживать военную мощь, осуществлять экономическую экспансию.

- военные –  уровень обороноспособности, возможность  применять или проецировать военную  силу за пределами своей территории.

Нематериальные  ресурсы включают в себя:

- политические – эффективное государство,  система альянсов, конструктивные отношения с ведущими мировыми центрами силы; сюда же относятся институциональные ресурсы (международные и внутренние) – участие в международных организациях, оказывающих влияние на глобальное или региональное управление, наличие внутри страны действенной системы выработки и реализации внешнеполитических решений.

- социальные  – сплоченность общества, наличие  осознанной поддержки внешнеполитического  курса со стороны населения;  его готовность, в случае необходимости, нести жертвы для реализации этого курса;

- репутационные  – возможность оказывать воздействие  на международные процессы силой престижа, авторитета лидеров;

- идеологические  и культурные – способность  влиять на умонастроения, интеллектуальный климат, духовную жизнь других государств;

- информационные  – степень включенности в глобальное  информационное пространство, возможность  воздействовать на мировые информационные  потоки, обеспечить собственную  элиту необходимой для принятия решений информацией;

- научные, научно-технические  и образовательные – наличие  и воспроизводство интеллектуального  потенциала, способного обеспечить  высокий уровень развития экономики,  военных технологий, а также выработку  рационального геополитического  поведения.

Все внешнеполитические ресурсы (и каждый из них) могут делиться на позитивные и негативные. Позитивные – это те, которые позволяют  достигать собственных целей; они  наиболее значимы. Негативные – способность  создать проблемы оппоненту, помешать реализации его замыслов.

На протяжение человеческой истории иерархия различных внешнеполитических ресурсов изменялась. В современном мире происходит снижение зависимости базовых геополитических характеристик – местоположения, ландшафтов, количества населения, обеспеченности полезными ископаемыми. Сохраняют и, вероятно, еще долго будут сохранять свое значение военные потенциалы государств. И в то же время налицо скачкообразное повышение роли невоенных ресурсов, прежде всего экономических, научно-технических, информационных. Борьба в мире идет за контроль не столько над территориями, сколько над транснациональными финансовыми, интеллектуальными потоками, за воздействие на принятие решений в глобальном масштабе.

В своей курсовой работе, я хочу затронуть тему приоритетов и ресурсов внешней политики России. Основным материалом для написания работы послужила статья Никонова из учебника А.В. Торкунова  «Современные международные отношения и мировая политика» и ресурсы интернета. Основной упор в курсовой работе, я сделала на демографические ресурсы Российской Федерации, а именно на Забайкальский край, как субъект РФ и экономическую ситуацию страны за последние годы. Цель моей курсовой: выявить положение внешнеполитических ресурсов РФ в данное время, и какое место Россия занимает на мировой арене. 

Обычно принято  считать, что Россия по своим внешнеполитическим ресурсам многократно уступает СССР. Признавая их ограниченность, следует  заметить, что не все изменения  последнего десятилетия имели однозначно позитивную направленность; по ряду параметров Россия своих позиций не теряла или даже сумела их укрепить.

 

ГЛАВА 1

Внешнеполитические  ресурсы РФ: материальные ресурсы.

1.1 Географические ресурсы:

Территория  Российской Федерации (17 млн. кв. км.) заметно  меньше, чем СССР (22,5 млн. кв.км). Однако, составляя уже не 1/6, а лишь 1/8 часть суши, Россия по-прежнему является самой крупной страной в мире. При этом ее географический  центр заметно сместился на северо-восток – из Новосибирской области в Эвенкийский автономный округ (Красноярский край), а центр сосредоточения населения – с 52ْ  северной широты на 55ْ30' северной широты. Страна оказалась пространственно «отодвинутой» от Западной и Центральной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии, потеряла непосредственной выход на границы многих государств этих регионов.

Геополитическое окружение России никогда не отличалось спокойствием и миролюбием. Ни одно государство мира не могло сравниться с ней по количеству соседствующих стран, многие из которых к тому же находились во взаимно враждебных отношениях или отличались нестабильностью. Сейчас от многих традиционных источников нестабильности Россия отделена новыми независимыми государствами, но геополитическое соседство по-прежнему далеко от оптимального. В некоторых из бывших союзных республик вспыхнули политические и этнические конфликты, породившие потоки беженцев в Россию. Правовая назафиксированность значительной части границ породила ряд территориальных споров. Впервые в истории  мы столкнулись с проблемой сообщения с эксклавной территорией, на положении которой оказались Калининградская область.

Осложнилась ситуация с движение товаропотоков между нашей страной и многими из ее основных торговых партнеров. Транспортные пути на Юг теперь пересекают новые независимые государства Центральной Азии и Закавказья; на Запад – Беларусь, а также Украину и Прибалтийские государства, где остались крупнейшие порты на Черном море и Балтике.

Вместе с тем Россия по–прежнему в значительной степени зависят транзитные коридоры в Евразии. Постоянная борьба за альтернативные, в обход нее, пути транспортировки, скажем, энергоносителей, на самом деле отражает уже существующую ключевую роль России. В последние годы возникла возможность развития новых транзитных маршрутов, которые по политическим соображениям были невозможны во времена холодной войны. Начался активный авиационный транзит, в том числе кроссполярный. Существуют планы развития транспортных путей между   Европой и Средним Востоком, проект транссибирской железнодорожной артерии, связывающей экономические гиганты Европейского союза и АТР. Однако развитие этих транспортных магистралей упирается в наличие сложившейся, привычной системы перевозок; в особенности структуры торговли ведущих стран между собой, в которой преобладает высокотехнологичная продукция, не требующая больших объемов перевозок; в неразвитость российской транспортной инфраструктуры. В стране – плохие порты, изношенные флот и парк подвижного состава; нет ни одной автомобильной магистрали международного уровня (кроме окружной дороги вокруг Москвы).

Факторы обширности территории и наличия на ней девственных лесных массивов делают Россию глобальным экологическим донором. Эта роль стала более заметной в последнее десятилетие, когда в результате спада производства страна на треть сократила выбросы парниковых газов, что составляло 60% общемирового уменьшения уровня загрязнения. От России зависит вступление в силу Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Появились возможности контролировать собственные экологические преимущества в экономические и политические дивиденды.

        Именно географическое положение, хотим мы того или нет, обрекает Россию на то, чтобы быть внешнеполитическим фактором если   не на глобальном уровне, то как минимум в масштабе северного полушария. «Мы с вами присутствуем и в Европе, и в Азии, и на Севере, и на Юге, - говорил Президент В.В. Путин на расширенном совещании с участием послов в МИД России 12 июля 2002 г. – Естественно, что тем есть наши интересы ».

 

1.2 Демографические ресурсы:

Население СССР составляло к моменту его распада   289 млн. чел., из них около 150 млн. приходилось на РСФСР. В 1990-е гг. Россия пережила ситуацию, которую демографы называют «черный крест»: увеличение смертности при сокращении рождаемости. При этом ухудшались показатели здоровья населения на фоне роста алкоголизма, наркомании, числа сердечно-сосудистых заболеваний и деградации системы здравоохранения.  В последние годы ситуация стала выравниваться, но тенденции к уменьшению населения не переломлена. Перепись населения 2002 г. установила, что  в Российской Федерации проживают более 145 млн. человек (2,4% от числа жителей планеты), и это делает ее седьмой наиболее населенной страной в мире – после Китая (1,3 млрд.), Индии (1,03 млрд.), США (281млн.), Индонезии (203 млн.), Бразилии(170 млн.). в том же году Россию обошел Пакистан (145,% млн.), и шансов догнать его нет – в Пакистане в среднем рождается 503 ребенка на 100 женщин, а в России – 125 детей, что ближе к европейским показателям. Падение численности населения было бы еще более заметным, если бы не массовая миграция в Россию. По количеству въехавших в страну иммигрантов за последние десятилетие мы заняли второе место в мире, отставая только от США и опережая Германию. Более 7 млн. человек получили российское гражданство (главным образом – русские и русскоязычные из стран СНГ), тогда как Россию покинули, уехав на постоянное проживание за рубеж, около 3 млн. человек. На территории РФ живет также до 3-4 млн нелегальных мигрантов из бывших союзных республик и до 400 тыс. китайцев. Миграционного пополнения населения из стран СНГ (Казахстан,  Узбекистан, Киргизия), по оценке демографов, Россия по-прежнему может ожидать до 2010-2015 гг. Этот приток позволит резкого сокращения населения, которое, тем не менее, продолжится. Особенно остро демографическая проблема стоит на слабозаселенном Дальнем Востоке, где 7 млн. россиян проживают по соседству с демографически перенаселенным Китаем.

Россия очень  сильно отличается от СССР по этноконфессиональному  составу населения. Если и в Российской империи, и в Советском Союзе русские составляли меньшинство, то в Российской Федерации их больше 80% жителей. Подобное изменение дало основание некоторым специалистам говорить о трансформации России впервые в своей истории в нацию-государство. В принципе это изменение может означать как вероятность обретения новой идентичности на национальной основе, так и опасность более гомогенный состав населения оставляет меньше возможностей для внешнеполитического лоббирования со стороны этноконфессиональных меньшинств. 

Информация о работе Нематериальные ресурсы