Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:49, реферат
Неправительственным организациям, которые у нас часто называют некоммерческими (НКО), нужны деньги. Ждать милостей от могущественного государства, богатого бизнеса, щедрого фонда или милосердного населения имеют основания, возможности и желание далеко не все из них. Деньги приходится зарабатывать. Некоммерческие организации всё в больших масштабах начинают заниматься коммерческой деятельностью. Бросающийся в глаза парадокс, содержащийся в последней фразе - результат неудачно выбранного термина "НКО", а не принципиальное противоречие. Чтобы решить свои финансовые проблемы, а значит добиться стоящих перед ними целей, организации третьего сектора могут и зачастую вынуждены производить и продавать товары и услуги. Об этом говорит опыт работы НКО в развитых государствах. Идёт процесс коммерциализации третьего сектора и у нас в стране.
Согласно данным таблицы 2 тридцать три процента (!) ответивших в качестве мотивов развёртывания коммерческой деятельности руководимыми ими российскими неправительственными организациями назвали интересы, которые следует признать личными (см. строки 2, 3, 9). Результат впечатляющий и неутешительный.
Что же касается формулировок ответов в части, касающейся целей некоммерческих организаций, достигаемых с помощью собственного бизнеса, то они представляются вполне логичными и естественными.
Заметим, что 17,5 % респондентов указали на то, что создание производственных структур при своих организациях являлось для них самоцелью. Речь вот о чем: коммерческое предприятие третьего сектора часто является не только источником финансирования деятельности организации, но и решением целого комплекса проблем, стоящих перед ее членами, у которых нет возможности найти работу в другом месте: инвалидами, женщинами с малолетними детьми, пенсионерами, несовершеннолетними и, конечно, теми людьми, которые, имея специальное образование, не были востребованы в своих профессиональных сферах деятельности. Работа на условиях полного рабочего дня с обязательной явкой на службу для большинства из них может быть неприемлемой. Предприятие же, организованное НКО, нередко предоставляет надомную работу, работу с неполным рабочим днем, с гибким графиком. В нашем отечественном некоммерческом секторе существуют предприятия, обеспечивающие работой (а следовательно заработком и возможностью самореализации!) людей с различными тяжелыми недугами. И такого рода коммерческая деятельность третьего сектора может оказаться незаменимой в депрессивном районе, где многие жители страдают от бедности и безработицы.
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ НКО: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Обследование 1997 года, проведенное в Архангельске, Нижнем Новгороде, Тольятти и Челябинске и охватившее более 200 некоммерческих организаций (см. отчёт "Эффективность работы некоммерческих организаций в регионах России. Материалы социологического исследования. САF, Российское представительство, 1997."), дало любопытную информацию об их источниках финансовых средств, приведённую в табл. 3.
Наше обследование показало уже более высокий процент организаций, получающих доходы от различного рода коммерческой деятельности. Эта величина в 1998 году достигла уже 58%.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Таблица 3
Источники средств | Процент назвавших |
Пожертвования | 54 |
Доходы от коммерческой деятельности, включая оказание платных услуг | 36 |
Финансовая поддержка местной власти | 40 |
Проценты от банковских вкладов | 7 |
Зарубежный грант | 10 |
В последние годы начало развиваться сотрудничество между неправительственными и правительственными (прежде всего локального уровня) организациями. Местные власти всё охотнее привлекают организации третьего сектора для решения разнообразных задач. Во многих случаях эти организации выступают фактически в роли фирмы на подряде, выполняя конкретные задания за конкретную плату. Взаимодействие этого типа получило название "социальный заказ". В качестве социального заказа может выступать и создание рабочих мест, и обучение людей новым профессиям, и проведение конференции, и организация природоохранных мероприятий, и многое другое.
Московские власти, быстро улавливающие современные тенденции, не только приняли за несколько последних лет городские законы об общественных организациях и о социальном заказе, но и планируют создание центра социального партнерства, неправительственного фонда поддержки общественных организаций, специализированного информационного центра.
Гранты, предоставляемые фондами под выполнение той или иной работы, - это, по существу, тоже производственные заказы (а не благотворительность). Выполняя эти заказы, НКО также выступают в роли подрядной организации, мало чем отличаясь в данной ситуации от любой коммерческой фирмы.
Помещение свободных денег в банк с целью получения процентов - это тоже коммерция.
Значит, все строки табл. 3, кроме первой, относятся в той или иной степени к деятельности НКО, которую можно считать коммерцией. Вывод достаточно очевиден - коммерциализация третьего сектора в нашей стране является свершившимся фактом.
В ходе описываемого обследования был задан вопрос о том, какие именно виды собственно коммерческой деятельности осуществляют попавшие в выборку организации третьего сектора. Ответы на этот вопрос сведены в табл. 4.
НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА
Таблица 4
№ | Виды коммерческой деятельности | количество НКО, занимающихся ею (в % от числе опрошеных) |
1 | Образовательные услуги | 24 |
2 | Консультации | 20 |
3 | Медицинские услуги | 9 |
4 | Проведение выставок, ярмарок | 7 |
5 | Лотереи | 3 |
6 | Народные промыслы | 10 |
7 | Изготовление и продажа товаров народного потребления | 14 |
8 | Посредничество (все виды) | 3 |
9 | Издательская деятельность | 6 |
10 | Другое | 4 |
Как видно из этой таблицы, в 60% случаев наши НКО зарабатывают деньги на платных услугах (строки 1,2,3,4,8). Наблюдающуюся тенденцию к росту этой доли в динамике следует, очевидно, считать положительным моментом - в развитых странах именно этот вид коммерческой деятельности является наиболее характерным для организаций третьего сектора. Как и следовало ожидать, платные услуги чаще всего тесно связаны с направлениями деятельности НКО. Консультации, образование, медицинская помощь обычно лежат в русле основной деятельности неправительственных организаций.
Изготовление и продажа товаров народного потребления как вид коммерческой активности наиболее часто характерен для организаций, члены которых являются инвалидами, и для НКО, объединяющих многодетные семьи.
Любопытно, что среди видов коммерческой деятельности, которые респондентам было предложено отнести к графе "Другое", в половине ответов фигурировали платные экологические программы. Выяснилось, что такого рода бизнес - программами занимаются, как правило, организации, имеющие высокий рейтинг у местных органов власти и поэтому получающие от них определенные бюджетные отчисления для проведения различного рода "экологических мониторингов" (требующих, кстати, весьма трудоемких затрат). При этом НКО, осуществляющие подобные работы, выигрывают конкурсы на проведение специальных экологических работ. применяя "демпинг", т.е. заметно снижая общую стоимость работ по сравнению с запрашиваемой бизнес - структурами.
Заметную долю в деятельности, попавшей в графу "Другое", составляют бытовые услуги. Очевидно, здесь мы имеем дело с выходом на рынок общественных и благотворительных организаций, основной задачей которых является помощь людям, неспособным себя обслуживать.
ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК - ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ
Опыт развития бесприбыльных организаций показал, что их успешной работе способствуют не только коммерциализация, но и профессионализация. Очевидно, время общественников-пенсионеров, бескорыстно, но малоэффективно тратящих свои силы и время на благое дело, проходит. К управлению в третьем секторе всё чаще привлекаются профессиональные менеджеры узкой специализации.
Правда, профессионализм управления благотворительной или общественной организацией воспринимается иной раз как вымогательство, а иной раз как бюрократизм. И, тем не менее, названные тенденции, вероятно, определят дальнейшее развитие третьего сектора.
Даже когда речь идёт о связанном бизнесе, осуществляемым НКО, не говоря уже о несвязанном, вести этот бизнес должны не идеологи благотворительности, не борцы за интересы какой-либо группы людей, не врачи, не педагоги и не художники. Это дело менеджера профессионала. То же касается, кстати, и проблемы фандрайзинга, да и практически всех сторон деятельности некоммерческого сектора. Это осознают и сами руководители НКО, многие из которых ощущают настоятельную необходимость в специальном образовании (см. уже упоминавшийся отчёт "Опыт и проблемы финансирования НКО России").
Некоторое представления об уровне профессионализма в руководстве коммерческой деятельностью в отечественном третьем секторе дают ответы на ещё один вопрос, заданный нашим респондентам в ходе описываемого обследования. Руководителям НКО было предложено оценить по пятибалльной шкале эффективность своей деятельности в этой области (максимально возможная эффективность - 5 баллов, абсолютно неэффективная деятельность - 1 балл). Ответили на этот вопрос всего 89% от общего числа опрошенных. Представляется, что в высоком профессиональном уровне остальных одиннадцати процентов респондентов, оказавшихся в принципе неспособными дать оценку результатам собственной работы, приходится усомниться. Что касается сумевших ответить, их ответы распределились следующим образом (см. табл. 5 и рис. 1):
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА
Таблица 5
Балл | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Процент от числа опрошенных | 6 | 12 | 15 | 37 | 19 |
Самокритичность руководства НКО вызывает уважение, но результат опроса выглядит крайне неутешительно. Более половины респондентов считают свою деятельность в сфере бизнеса заслуживающей оценки ниже "тройки". Менее 1/5 респондентов оценили эту деятельность как успешную. Это, конечно, грустно, но объяснимо. И бизнес, и благотворительность, и общественные организации в России практически ещё только формируются, причём формируются в условиях жестокого экономического и социального кризиса. Так что не будем слишком строгими к лидерам наших НКО.
НЕТ РЫНКА БЕЗ ПОКУПАТЕЛЯ
Рассмотрев проблемы производства в организациях третьего сектора, нельзя не коснуться вопроса о том, кто покупает произведенные ими товары и услуги. Этот вопрос для любого предпринимателя весьма важен, он является одним из ключевых для маркетинговых исследований. А бизнес в НКО, несмотря на всю свою специфику, всё равно остаётся бизнесом.
В нашем обследовании представителей НКО спрашивали, кто чаще всего является потребителями продукта их коммерческой деятельности. Ответы распределились следующим образом (см. табл. 6):
ПОТРЕБИТЕЛИ ТОВАРОВ И ПЛАТНЫХ УСЛУГ РОССИЙСКИХ НКО
Таблица 6
№ | Потребители услуг | % |
1 | Население | 28 |
2 | Работники некоммерческого сектора | 26 |
3 | Военнослужащие и члены их семей | 6 |
4 | Государственные структуры | 7 |
5 | Частные лица | 23 |
6 | Частные предприниматели и фермеры | 7 |
7 | Коммерческие организации | 3 |
В этой таблице настораживает то, что значительную долю потребителей рыночной продукции третьего сектора составляют структуры, сами входящие в него, и люди, намеревающиеся в нём работать (см. строки 2 и 5). Получается, что третий сектор платит сам себе. Это, с одной стороны, вызывает сомнения относительно эффективности коммерческой деятельности сектора в целом, а с другой - наводит на размышления на тему, описываемую поговоркой "Рука руку моет".