Некоммерческая коммерция

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:49, реферат

Описание работы

Неправительственным организациям, которые у нас часто называют некоммерческими (НКО), нужны деньги. Ждать милостей от могущественного государства, богатого бизнеса, щедрого фонда или милосердного населения имеют основания, возможности и желание далеко не все из них. Деньги приходится зарабатывать. Некоммерческие организации всё в больших масштабах начинают заниматься коммерческой деятельностью. Бросающийся в глаза парадокс, содержащийся в последней фразе - результат неудачно выбранного термина "НКО", а не принципиальное противоречие. Чтобы решить свои финансовые проблемы, а значит добиться стоящих перед ними целей, организации третьего сектора могут и зачастую вынуждены производить и продавать товары и услуги. Об этом говорит опыт работы НКО в развитых государствах. Идёт процесс коммерциализации третьего сектора и у нас в стране.

Работа содержит 1 файл

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОММЕРЦИЯ опросы.doc

— 114.00 Кб (Скачать)


НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОММЕРЦИЯ

Растущая коммерциализация третьего сектора - это факт, и, очевидно, неизбежный. Вне зависимости от того, нравится он кому-то или не нравится.

Неправительственным организациям, которые у нас часто называют некоммерческими (НКО), нужны деньги. Ждать милостей от могущественного государства, богатого бизнеса, щедрого фонда или милосердного населения имеют основания, возможности и желание далеко не все из них. Деньги приходится зарабатывать. Некоммерческие организации всё в больших масштабах начинают заниматься коммерческой деятельностью. Бросающийся в глаза парадокс, содержащийся в последней фразе - результат неудачно выбранного термина "НКО", а не принципиальное противоречие. Чтобы решить свои финансовые проблемы, а значит добиться стоящих перед ними целей, организации третьего сектора могут и зачастую вынуждены производить и продавать товары и услуги. Об этом говорит опыт работы НКО в развитых государствах. Идёт процесс коммерциализации третьего сектора и у нас в стране.

Какие формы коммерческой деятельности наиболее часто используются неправительственными организациями в России? Успешно ли? И какие имеет "виды на будущее" российский третий сектор сегодня в связи с этим своим источником финансирования? Поиску ответов на эти вопросы было посвящено исследование "Коммерческая деятельность НКО; практика и модели", проведенное САF Россия в ноябре 1997 — марте 1998 гг. в рамках проекта "Тhe National Lottery Charities Board".

ДОГОВОРИМСЯ О ТЕРМИНАХ

Коммерческой, в самом широком смысле, может быть названа деятельность неправительственной организации, приносящая доход. Это определение приходится давать с осторожностью, поскольку в рыночной сфере коммерция существует только в том случае, когда она приносит прибыль (а не доход). Предприятия же третьего сектора могут себе позволить быть убыточными или работать без прибыли — при равенстве объёма выручки от продаж своей продукции и издержек на её выпуск. В специальной литературе коммерческая деятельность НКО в широком смысле этого понятия отражена в статистике, разбивающей денежные доходы этих организаций на категории "Доходы от оказания платных услуг", "Доходы от коммерческой деятельности" и "Финансовая поддержка местной власти" (см., например, отчет САР Россия по теме: "Опыт и проблемы финансирования НКО России").

При этом первые две категории доходов целиком и явно являются результатом коммерческой деятельности, а третья должна быть разбита по крайней мере на две составляющие - на доходы, представляющие собой оплату товаров и услуг, выполненных по заказу властей, и доходы, представляющие собой трансферты (выплаты "ни за что") из местных бюджетов.

Платные услуги, оказываемые НКО, в большинстве случаев являются продолжением основной деятельности этих организаций. Объём услуг определённого вида, "производимых" НКО "для себя", то есть для своих членов (общественными организациями) или подопечных (благотворительными организациями), расширяется и реализуется по рыночным ценам. Однако, если рассуждать строго формально, исходя из предложенного выше определения коммерческой деятельности, когда услуги оказываются не бесплатно, пусть даже членам или клиентам организации и по ценам, не превышающим себестоимости (то есть не обеспечивающим прибыли), мы имеем дело именно с платными услугами. Из всего множества самых разнообразных платных услуг, предоставляемых организациями третьего сектора, стоит выделить стоящие несколько особняком услуги финансовые. За рубежом при НКО создаются иногда их собственные кредитно-финансовые учреждения. Эти учреждения можно разделить на два типа. Часть их функционирует по принципу широко распространенных в нашей стране в дореформенные времена касс взаимопомощи, а часть представляет собой миниатюрные банки, отличающиеся от коммерческих тем, что кредиты в них можно получить легче и по более низким ставкам. Эти учреждения выполняют две задачи - и материальной поддержки семьи при решении бытовых проблем, и формирования начального капитала для развертывания малого бизнеса. Последняя функция особенно характерна для финансовых учреждений, создаваемых соседскими сообществами.

Коммерческую деятельность НКО в узком понимании этого термина следует, очевидно, трактовать как осуществление выпуска товаров и услуг, не предназначенных непосредственно для достижения целей организации, но обеспечивающие получение ею прибыли. Иначе говоря, речь идёт о несвязанном бизнесе. В данном случае задачей, которую призвано решать производство третьего сектора, является извлечение прибыли. Отличием такого предприятия от "обычной" функционирующей на рынке фирмы является то, что полученная прибыль не поступает в доход владельцев предприятия, а полностью используется на цели, которые преследует создавшая данное предприятие неправительственная организация.

В некоторых случаях неправительственные организации создают собственные организационно сформированные и юридически оформленные производственные подразделения - предприятия третьего сектора.

Говоря о странах Запада, здесь следует в первую очередь упомянуть соседские сообщества, для которых создание под своей эгидой малых предприятий особенно характерно. В России же в наши дни одним из основных или, во всяком случае, наиболее прибыльных видов коммерческой деятельности НКО является торговое посредничество. Им занимаются преимущественно благотворительные организации, которые по закону или в обход него, "в виде исключения", получают налоговые, прежде всего таможенные, льготы. Как известно, эта деятельность в нашей стране нередко не только не имеет отношения к благотворительности, но и носит полукриминальный, если не просто криминальный характер. Не случайно в ходе анкетирования, проведенного несколько лет назад в нескольких городах России, на вопрос о целях создания общественных организаций 30% опрошенных дали ответ: "Чтобы их руководители могли "крутить" свои дела". Но и при безукоризненном законопослушании НКО государство обычно ограничивает масштабы их коммерческой деятельности, не относящейся непосредственно к задачам неправительственных организаций. Характер этих ограничений определяется разделением в законодательстве коммерческой деятельности НКО на связанный и несвязанный бизнес.

БИЗНЕС В ТЕПЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Условия, в которых функционирует производство, относящееся к третьему сектору экономики, если сравнивать их с жестокой средой "нормального" бизнеса, выглядят просто оранжерейными. В конкурентной рыночной борьбе предприятия НКО имеют большую фору.

Во-первых, издержки производства в третьем секторе зачастую покрываются за счёт различного рода спонсоров. Это и льготы при аренде помещений и оборудования, и скидки при оплате сырья, топлива и энергии, и безвозмездный труд волонтёров. Это, что не менее существенно, предоставляемые государством общественным и благотворительным организациям налоговые льготы. Льготы эти многообразны и варьируют в зависимости от вида деятельности организации, занимающейся производством. Они, естественно, неодинаковы в разных странах, а иногда и в разных регионах одной страны. В результате в предельном случае, когда издержки производства для НКО сводятся к нулю, это производство может оказаться вообще беззатратным, что немыслимо в обычном бизнесе.

Во-вторых, как уже упоминалось, бизнес НКО может себе позволить быть убыточным. Такая ситуация возникает, когда целью производства организации третьего сектора является удовлетворение потребностей своих членов или подопечных. Тогда производимые товары и услуги могут продаваться соответствующему контингенту потребителей, но продаваться по ценам, которые ниже себестоимости. В этом случае НКО компенсирует свои затраты на выпуск продукции частично. Естественно, такого просто не может быть в рыночном секторе. Мало того, позволяющие себе работать в убыток предприятия НКО создают на рынке ситуацию неравноправной конкуренции относительно коммерческих или государственных фирм, выпускающих ту же продукцию.

Есть в коммерческой деятельности НКО и ещё один специфический момент. Продукция, произведенная на предприятии третьего сектора, может передаваться потребителям безвозмездно, за символическую плату, по себестоимости или по цене, включающей в себя прибыль. При этом предприятия данного типа могут позволить себе то, что в бизнесе называется дискриминацией покупателя: цена товара или услуги для членов неправительственной организации может быть установлена ниже, чем для остальных покупателей, безвозмездное распределение благ может касаться лишь определенной части клиентов этой организации и т. д. То есть, в третьем секторе могут действовать правила, аналогичные классическому объявлению "Пиво отпускается только членам профсоюза".

КОМУ ЭТО НАДО?

Проблема самостоятельного зарабатывания денег неправительственными организациями становится всё актуальнее. Однако зачастую экономическая эффективность вступает здесь в конфликт с эмоциональным восприятием общественной или благотворительной организации. Коммерческая деятельность НКО вызывает у многих подозрения в корыстолюбии. Почему занялись бизнесом отечественные некоммерческие организации? В ходе проведенного нами исследования мы попытались это выяснить.

Мы предложили участникам нашего исследования обозначить, в чем видят они, исходя из собственного опыта и наблюдений, задачи коммерческой деятельности третьего сектора.

Параллельно работникам некоммерческого сектора России был задан почти тот же вопрос, но в чуть изменённой формулировке; "Почему Вы в своей организации начали заниматься коммерческой деятельностью?".

Таким образом, в первой формулировке вопрос касался интересов организации, а во второй - интересов её руководителей. В идеале эти интересы должны совпадать. На практике же они представляют собой то, что математики называют пересекающимися множествами, - для части лидеров НКО мотивы их деятельности совпадают с задачами возглавляемых ими организаций, для других, мягко говоря, не совсем, третьи же вообще в качестве целей своих организаций рассматривают удовлетворение их собственных интересов.

Сопоставим сведённые в таблицы ответы на упомянутые вопросы (см. табл. 1 и 2).

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИМ СЕКТОРОМ ПРИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Таблица 1

N

Задачи

Приоритет (в % от количества опрошенных)

1

Обеспечение материальными благами собственных сотрудников

17

2

Личное обогащение руководства НКО

5

3

Финансовый «задел» на будущее

16

4

Расширение возможностей для реализации благотворительных программ (например, финансовой и материальной помощи нуждающимся)

19

5

Расширение возможностей для осуществления социальных программ (сравните с предыдущей формулировкой)

9

6

Расширение возможностей для осуществления образовательных программ

7

7

Расширение возможностей для осуществления программ в области медицины и здравоохра­нения

5

8

Стать независимой структурой (например, от бизнеса и государства)

19

9

Другие

3

При анализе табл. 1 не могут не настораживать две ее верхние графы, имеющие, так сказать, "корыстный характер": двадцать два процента респондентов считают, что данное законом НКО

МОТИВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НКО

Таблица 2

Мотивы

Приоритеты (в % от числа опрошенных)

1

Обеспечение финансовой устойчивости НКО

23

2

Желание реализовать профессиональные способности

11

3

Достижение материального успеха персонала ("Перестать быть бедным")

17

4

Утверждение авторитета среди других НКО

7

5

Стремление к финансовой независимости НКО (от государственных и коммерческих структур)

17

6

Коммерческая деятельность, "вынуждаемая" обстоятельствами

2

7

Чувство уверенности за будущее

7

8

Стремление увеличить объем финансовых пожертвований

6

9

Стремление к "предпринимательскому" риску

5

10

Затрудняются сформулировать

5

право заниматься предпринимательской деятельностью используется как возможность повышения личного благосостояния членов организации. Согласитесь, 22% —это много! И то, что такое представление о задачах коммерческой деятельности НКО является достаточно распространенным в отечественном третьем секторе, косвенно подтверждают результаты нашего социологического опроса. Большинство опрошенных работников некоммерческих организаций заявило, что они хотели бы получаемую прибыль направлять на повышение своего финансового благосостояния, чтобы получать зарплату свыше восьми (!) тысяч рублей. Заметим при этом, что по данным исследования "Опыт и проблемы финансирования НКО" — проведенного САF Россия в 1997\98 г. — на сегодня средняя заработная плата у персонала НКО составляет около полутора тысяч рублей (что, примерно, на 40% выше, чем "обычная" зарплата государственного служащего — учителя, врача и т.п.). Конечно, недооценивать такие настроения было бы неправильно.

Информация о работе Некоммерческая коммерция