Небанковские кредитно-финансовые институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования работы является изучение сущности, состава и структуры небанковских кредитно-финансовых институтов.
Задачи данной курсовой работы:
изучить основные формы небанковских кредитно-денежных институтов.
раскрыть роль небанковских кредитно-финансовых институтов в стимулировании инвестиционной деятельности.
дать характеристику небанковских кредитно-финансовых институтов, функционирующих в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 3
Основные формы небанковских кредитно-денежных институтов
5
Роль небанковских кредитно-финансовых институтов в стимулировании инвестиционной деятельности
20
Небанковские кредитно-финансовые институты в Республике Беларусь
28
Заключение 36
Список используемых источников 37
Приложения 38

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа КФУ.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

       Привлечь  сегодня на фондовый рынок свободные  средства страховых компаний проблематично - это все же рисковый рынок. Привлечение  средств Фонда соцзащиты Минтруда также затруднено: очень строгие требования к управлению этими средствами. Поэтому средства этого фонда пока вкладываются только в государственные облигации.

       Создание  паевых инвестиционных фондов предусмотрено программой развития рынка корпоративных ценных бумаг, что и станет основой для образования в стране института коллективных инвесторов. Минэкономики уже занимается разработкой закона об инвестиционных фондах. Предполагается, что эта работа будет завершена до конца 2009 года.

       Актуальная  тема - выход отечественных предприятий на рынки других стран. В частности, еще недавно активно обсуждались проекты по выпуску IPO на зарубежных фондовых площадках. Однако обязательное условие таких проектов - отчетность по стандартам МСФО. То есть предприятиям фактически нужно вести двойную бухгалтерию: по национальным стандартам и по МСФО, что для многих пока затруднительно.

       Недавно Белорусская валютно-фондовая биржа  и Варшавская фондовая биржа заключили  двустороннее соглашение о сотрудничестве. Но чтобы реализовать его, необходимо урегулировать вопрос о фиксации прав собственности в депозитарных системах. Если мы будем выводить акции белорусских предприятий на зарубежные рынки, необходимо заключить договоры между центральными депозитариями двух стран, например Беларуси и Польши.

       Дело  в том, что, когда акции уходят на внешний рынок, белорусская сторона  не всегда сможет узнать о последующих  владельцах акций. Между тем, согласно белорусскому законодательству, к каждому  собранию акционеров необходимо представить  реестр акционеров.

       Помимо  этого, размещение акций на фондовых рынках требует взаимного признания  регуляторами рынков ценных бумаг проспектов эмиссий акций. Поэтому в отношениях с Варшавской биржей также стоит  вопрос взаимного признания проспектов эмиссий - чтобы их не приходилось повторно регистрировать. Зато вопрос о репатриации прибыли инвесторами белорусской стороной давно решен.

       Вопрос  взаимного признания регуляторами рынков ценных бумаг проспектов эмиссий  между тем актуален и для компаний Беларуси и России. Минфины двух стран обсуждали этот вопрос в марте 2009 года на совместной коллегии.

       С Россией в связи с этим недавно  заключили соглашение, в которм дополнительно оговариваем, что без согласия нашего центрального депозитария ни одна белорусская акция никуда не уйдет. То есть Минфин будет отслеживать последующих владельцев всех акций.

       С целью совершенствования инвестиционной деятельности небанковских кредитно-финансовых учреждений в Беларуси в 2009 г. будет подготовлен проект указа президента о создании Государственного финансового института развития (далее ГФИР). Об этом говорится в письме Национального банка Беларуси (далее НБРБ) от 31.12.2008 № 46-02/64, направленном в адрес Премьер-министра Сергея Сидорского.

       Как отмечается в документе, рост негативного  воздействия мирового финансового кризиса и повышение требований к устойчивости и конкурентоспособности белорусских банков наряду с потребностями модернизации белорусской экономики ставят новые задачи перед государством в части форм и методов его присутствия в банковском секторе и влияния на него.

       Обеспечение высоких темпов экономического роста, повышение конкурентоспособности, диверсификация национальной экономики  не могут быть достигнуты без положительной  динамики инвестиционных и инновационных  процессов, консолидации государственных и частных ресурсов на соответствующих приоритетных направлениях. При этом в полной мере должна обеспечиваться устойчивость функционирования банковского сектора, отмечается в письме.  

       Указанные задачи определяют необходимость пересмотра подходов к порядку финансирования приоритетных государственных программ с участием универсальных банков и реализации предложений по созданию специализированного учреждения государственной формы собственности (агентства) для обеспечения льготного финансирования таких государственных программ, поскольку:  

  • задействование крупнейших белорусских банков в их реализации привело к увеличению объема принимаемых банками рисков и ухудшению устойчивости их функционирования;  
  • в связи с планируемой приватизацией крупнейших государственных банков последние не смогут обеспечить льготное финансирование государственных программ в значимых для экономики объемах. Их деятельность в соответствии с принятой практикой коммерческих структур будет сконцентрирована на быстроокупаемых и высокорентабельных инвестициях;  
  • в мировой практике для обеспечения притока инвестиционных ресурсов в отрасли, в которые затруднено привлечение частного коммерческого капитала, создаются и эффективно работают государственные финансовые институты развития. Такие институты, как национальные, так и международные, уже давно являются предпочтительной формой участия государства в банковских системах развитых стран.  

       Государственные финансовые институты развития (банки  развития, фонды развития, корпорации развития, агентства развития и другие, далее — ГФИР) — это специализированные финансовые организации, целью деятельности которых является поддержка долгосрочного финансирования общественно значимых проектов, способствующих экономическому росту, развитию экономики и решению социальных задач.

       Основная  задача ГФИР состоит в отборе и  финансовой поддержке проектов, являющихся приоритетными для развития экономики, однако не получающих необходимых ресурсов со стороны частного сектора, в том  числе из-за своей высокой рискованности, длительных сроков окупаемости, сложности необходимых инструментов поддержки и т.д.  

       Поддержка таких проектов ГФИР может обеспечиваться путем как прямого предоставления кредитов и займов самими ГФИР, в  том числе совместно с частными финансовыми институтами, так и снижения рисков (предоставление гарантий, страхование кредитов и т.п.), делающих важные для государства программы приемлемыми для частных финансовых институтов с точки зрения соотношения доходности и риска.  

       В соответствии с международным опытом к основным операциям, проводимым ГФИР, относятся: кредитование проектов; экспертиза проектов; организация финансирования проектов с привлечением отечественных и международных финансовых институтов и участие в синдицированном кредитовании; предоставление гарантий по операциям кредитования заемщиков коммерческими банками; обслуживание расчетов, осуществляемых в рамках реализации проектов, в финансировании которых принимают участие ГФИР; страхование рыночных рисков национальных экспортеров; осуществление лизинговых операций; оказание консультационных услуг частным финансовым институтам и их потенциальным клиентам; оказание консультационных услуг предприятиям, осуществляющим приоритетные для государства проекты, включая содействие в продвижении их продукции на зарубежных рынках.  

       Сегодня в мире насчитывается около 750 банков развития (без учета межгосударственных), охватывающих своей деятельностью  большинство стран, в том числе  таких экономически развитых государств, как Германия, Япония, Италия, Китай, Индия, Бразилия, Мексика.  

       На  банки развития приходится значительная доля совокупных банковских активов  во многих регионах и странах мира (например, Южная Азия — 12%, Латинская  Америка — 10%, Германия — 8%, а также  выданных национальными банками  кредитов (государства Латинской Америки — в среднем 30%). Во многих странах, как развивающихся, так и развитых, банки развития входят в число крупнейших национальных банков.  

       Создание  ГФИР в Беларуси обеспечит структурную  перестройку банковского сектора, повышение эффективности распределения банковским сектором финансовых потоков и одновременно снижение основных рисков банковского сектора (кредитный риск и риск ликвидности), увеличение степени защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков.  

       ГФИР  позволит повысить избирательность, адресность, эффективность финансирования государственных проектов в отраслях реального сектора, увеличить конкуренцию во всех секторах экономики и, как следствие, стимулировать инновации. Будет устранено квазибюджетное финансирование, что обеспечит высокую прозрачность статистической информации в частности и работы экономики в целом. Можно прогнозировать улучшение оценок международными финансовыми институтами национальной финансовой системы и повышение суверенного рейтинга.  

       При формировании ГФИР, концентрирующего свои усилия только на финансировании приоритетных госпрограмм, возможные негативные последствия реализации проектов не отразятся на других аспектах деятельности данного учреждения ввиду их отсутствия. При этом банковский сектор в гораздо меньшей степени будет подвержен угрозам заражения и формирования системной неустойчивости и в нормальном режиме будет выполнять возложенные на него функции аккумулирования, эффективного перераспределения средств, а также осуществления платежей.  

       По  мнению НБРБ, создание ГФИР выглядит целесообразным в форме небанковской кредитно-финансовой организации (далее — НКФО), выполняющей ограниченный перечень банковских операций.  

       В частности, лицензионные полномочия данной организации не должны включать: осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и /или/ юридических лиц, в том числе банков- корреспондентов; привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); валютно-обменные операции; купля-продажа драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в случаях, предусмотренных законодательством Беларуси; инкассация наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей.

       Основная  деятельность подобной небанковской кредитно-финансовой организации должна быть связана с такими банковскими операциями, как кредитование, выпуск (эмиссия) ценных бумаг, финансирование под уступку денежного требования (факторинг), выдача банковских гарантий, консультационные и информационные услуги.  

       Небанковскую  кредитно-финансовую организацию предлагается создать в виде закрытого акционерного общества с участием правительства Беларуси, облисполкомов и Минского горисполкома.  

       Деятельность  ГФИР должна отвечать не только интересам текущей государственной политики, но и ее среднесрочным и долгосрочным перспективам, включая внутреннюю и внешнюю составляющие.  

       По  оценке НБРБ, государство должно оказывать ГФИР всемерную поддержку и содействие в качестве учредителя, а также через политику стимулирования инвестиционной деятельности, предоставления гарантий и страхования. В частности, необходимы следующие меры: привлечение бюджетных средств для финансирования операций ГФИР; отказ государства как основного учредителя от получения своей доли прибыли; направление всей прибыли в резервный и другие фонды; освобождение от налогов; предоставление гарантий государства по обязательствам ГФИР; предоставление налоговых льгот по доходам от облигаций, эмитируемых ГФИР; установление государственных гарантий по облигациям ГФИР, размещенным на финансовом рынке.  

       Особое  положение по отношению к универсальным (коммерческим) банкам. ГФИР действует  лишь в тех областях, где универсальные  банки или рынок капиталов  в недостаточной степени заинтересованы в кредитовании и финансировании.  

       Основными этапами создания ГФИР в Беларуси являются:  

       1. Подготовка необходимой законодательной  и нормативной базы.  Для осуществления большинства мероприятий по организации деятельности ГФИР потребуется принятие нормативных правовых актов главы государства.  

       В качестве первоочередной задачи рассматривается  подготовка необходимых правовых норм, регламентирующих порядок создания и функционирования данного учреждения. Ускорению процессов формирования ГФИР будет способствовать подготовка в 2009 г. соответствующего проекта указа президента Беларуси.

       В дальнейшем (не ранее 2010 г.) на базе этого  указа следует подготовить соответствующий  законопроект, учитывающий уже имеющийся  практический опыт функционирования ГФИР в Беларуси. Основой для подготовки проекта указа президента Беларуси может послужить российский закон «О Банке развития».  

       2. Проведение организационных мероприятий  по созданию материально-технической  базы ГФИР, кадровому обеспечению  данной структуры.  

Информация о работе Небанковские кредитно-финансовые институты