Назначение и сущность государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены назначение, сущность, функции одного из важнейших звеньев финансовой системы как Российской Федерации, так и других стран, – государственного кредита. Также рассмотрены его отличительные черты и взаимосвязь с другими частями финансовой системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

I. Кредитные отношения и их сущность………………………….4


II. Государственный кредит………………………………………...7

1. Сущность государственного кредита……….8

2. Функции государственного кредита………..10


3. Государственный кредит и
государственный долг………………………..12

4. Государственный кредит и финансы. ………14

5. Управление государственным кредитом……16

Заключение………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………..21

Работа содержит 1 файл

НАЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.docx

— 62.98 Кб (Скачать)
 

    Достижение  этих целей в немалой степени  связано с управлением государственным  долгом, в особенности внешним, состояние  которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России. 

    Соответственно  определяются и задачи системы управления государственным кредитом в России:

    1. минимизация стоимости долга для заемщика;
    2. эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;
    3. усиление инвестиционного характера займов;
    4. регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;
    5. привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
    6. определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.
 

    В управлении государственным кредитом важнейшими являются действия по обслуживанию и погашению государственного долга.  

    Обслуживание государственного долга подразумевает осуществление операций по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, и погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Обслуживание государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ.

    Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

    Наиболее приемлемым является, конечно, своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Но в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигации по регрессивному соотношению и т.п.

    Рефинансирование  — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. 

    Конверсия — это изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).  

    Консолидация  — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией. 

    Унификация  займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель её — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне её. 

    В ряде случаев правительство может  провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, то есть приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной повой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах рассчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте. 

    Отсрочка  погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов. 

    Конверсия, консолидация, унификация государственных  займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Отсрочка же возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу. 

    Государство также может прибегнуть к аннулированию государственного долга. Под ним понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам. 

    Основная  задача управления государственным долгом в современной России – это изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся обстоятельств в наибольшей степени в настоящее время это относится к внешнему долгу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы.

    С уверенностью можно говорить о том, что государственный кредит играет особую роль в экономике современных промышленно развитых стран. Из чрезвычайного источника доходов он давно уже превратился в обычный, регулятивный источник пополнения централизованных публичных денежных фондов.

    Как источник финансирования различных правительственных программ, государственные займы стали альтернативой налогообложению и в этом качестве представляют собой один из важнейших инструментов финансово-экономической политики, проводимой правительством.

    Государственный кредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь  обнаруживается тесная взаимосвязь  между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой  и валютной политикой. В макроэкономическом аспекте государственный кредит может иметь весьма неблагоприятные  последствия в случае неверно  выбранной стратегии и тактики  его использования как финансового  инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен  мультипликативный эффект роста  финансово-кредитной зависимости  государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).

    При правильном же применении государственного кредита в качестве финансового инструмента он способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, а также является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.

    Главное же, для чего используется государственный  кредит в макроэкономическом смысле, — покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия  денежных знаков. Однако давно доказано, что госкредит значительно эффективнее  для балансирования доходов и  расходов бюджета. Государственные  займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих  субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем  самым оптимизируется масса денег в обращении, что важно для экономики государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое  и настоящее. – М.: Финансы и  статистика, 1992.
 
  1. Владимирова М. П., Козлов А. И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
 
  1. Маклакова Т. Г. Учебное пособие по курсу  «Финансы, денежное обращение и кредит». – С.-Пб. 2007.
 
  1. Трофимова Т.Е., Трофимов А.В. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2003.
 
  1. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
 
  1. Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2004.
 
  1. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2004.
 
  1.  Финансы и кредит: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалёвой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
 
  1. Финансы: Учебник / Под ред. В. В. Ковалёва. – М.: Проспект, 2007.

Информация о работе Назначение и сущность государственного кредита