Назначение и сущность государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены назначение, сущность, функции одного из важнейших звеньев финансовой системы как Российской Федерации, так и других стран, – государственного кредита. Также рассмотрены его отличительные черты и взаимосвязь с другими частями финансовой системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

I. Кредитные отношения и их сущность………………………….4


II. Государственный кредит………………………………………...7

1. Сущность государственного кредита……….8

2. Функции государственного кредита………..10


3. Государственный кредит и
государственный долг………………………..12

4. Государственный кредит и финансы. ………14

5. Управление государственным кредитом……16

Заключение………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………..21

Работа содержит 1 файл

НАЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.docx

— 62.98 Кб (Скачать)

    Государственный кредит независимо от формы его существования  имеет, как правило, добровольный характер. Но бывают и примеры отклонения от добровольного характера. Это, например, обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны. 

    Мобилизуемые временно посредством государственного кредита свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т. е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера, тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Функции государственного кредита.
 

    Функции государственного кредита имеют некоторое отличие от функций кредита вообще, перечисленных выше, поэтому их следует рассмотреть отдельно.

    Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

  1. Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах — срочности, возвратности, платности, целевого назначения. С переходом России к рынку распределительная функция претерпела ряд изменений, в частности, изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации — иные государства, международные финансово-кредитные организации, консорциальные структуры и т. п. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения — все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками рынка ценных бумаг, осуществляя заимствования посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке. Соответственно меняется и сам характер государственного кредита — все в большей степени он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных отношений, в основе которых лежит равноположение сторон.
 
  1. Регулирующая  функция государственного кредита имеет две стороны — экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятии, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.
 
  1. Функция учета и контроля государственного кредита за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Государственный кредит и государственный  долг.
 
 

    Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как  следствие, дает большую государственную  задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Таким образом, государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга.  

    Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок. 

    В зависимости от заемщика государственные  займы делятся на размещаемые  центральными и местными органами управления, По месту размещения государственный  кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

    Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

    Различают внешний и внутренний долг.                                                                Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.                       Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

    Также, в зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг.

    Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включал начисленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.  

    Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в следующей форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

По долговым обязательствам Российской Федерации и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования — 10 лет. 

    В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственный кредит и финансы.
 

    Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение.  

    Так, государственный кредит участвует  в формировании и использовании  централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме — привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе.  

    Связь государственного кредита с финансами  заключается в том, что:

  • во-первых, это распределительные отношения (распределение части ВВП);
  • во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство;
  • в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов.
 

    От  финансов государственный кредит отличается прежде всего иными принципами организации, лежащими в его основе: 

  • в отличие, например, от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется па возвратной и, нередко, возмездной основе;
  • движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги н платежи движутся лишь в одном направлении;
  • государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как уже упоминалось выше, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;
  • существование кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;
  • кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;
  • государственный кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.
  1. Управление государственным кредитом. 

    Управление  государственным кредитом является одним из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. 

    Ориентируясь  на дифференцированный уровень прибыли  в различных отраслях или регионах, кредит выступает в роли стихийного макрорегулятора экономики, обеспечивая  удовлетворение потребностей динамично  развивающихся объектов приложения капитала в дополнительных финансовых ресурсах. Однако в некоторых случаях  практическая реализация указанной  функции может способствовать углублению диспропорций в структуре рынка, что наиболее наглядно проявилось в  России на стадии перехода к рыночной экономике, где перелив капиталов  из сферы производства в сферу  обращения принял угрожающий характер, в том числе с помощью кредитных  организаций.  

    Поэтому одна из важнейших задач государственного регулирования кредитной системы  – рациональное определение экономических  приоритетов и стимулирование привлечения  кредитных ресурсов в те отрасли  или регионы, ускоренное развитие которых  объективно необходимо с позиции  национальных интересов.  

    Управление  государственным  кредитом можно определить как совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение. 

    Управление  государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. Основные цели следующие:

    • экономические – обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке;
    • социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;
    • политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности.

Информация о работе Назначение и сущность государственного кредита