Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:33, курсовая работа
Цикличность — это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса. Наконец, цикличность — важнейший фактор экономической динамики, один из детерминантов макроэкономического равновесия. Из-за сложных, взаимопересекающихся трендов различных компонентов цикличности зачастую крайне трудно выделить отдельные циклы. Наиболее характерная черта цикличности — движение — происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность — форма прогрессивного развития.
Введение……………………………………………………………….............3
Глава 1.Цикличность экономического развития………………………...…....4
1.1.Понятие и сущность экономических циклов……………………...........4
1.2.Фазы экономического цикла………………………………………..........7
1.3.Типы экономических циклов…………………………………….…........11
1.4.Причины экономических циклов…………………………………..........14
Глава 2.Особенности экономического цикла в Республике Беларусь….......23
Заключение………………………………………………………….........…..31
Литература……………………………………………………………...........32
Экономический цикл Беларуси: актуальные особенности 2006 года
ВВП млрд.р.
3026064
702161
366830
191839
121403
79231
65067
49992
36565
26138
17173
9134
1995 1996 1997
1998 1999 2000
2001 2002 2003
2004 2005 2006
Рис. 5. Экономический цикл Беларуси 1995-2006г
Общая экономическая ситуация в Беларуси складывается сейчас под воздействием внутренних и внешних циклов, которые оказывают воздействие на положение предприятий страны, рост доходов и направленность финансовых потоков.
На внешних рынках присутствует заторможенность, ожидания связываются с глобальными процессами, среди которых есть и мощный фактор - рынок нефти. Наша экономика пока реагирует небольшими повышениями цен на нефтепродукты, но самое главное - впереди. Внутренний рынок находится под влиянием инерции роста доходов 2005 года. Где скрыты пружины увеличения продаж, что следует принимать во внимание? Конечно, нужен особый "экономический навигатор", которого пока у бизнесменов нет. Однако, по ряду объективных параметров уже можно ориентироваться на белорусской экономической местности [3].
Качественных изменений в
Это большой показатель
для нашей страны. На чем основывается
оптимизм - вопрос специальный, но за счет
повышения доходов можно
Сигналы экономики, обращенные к деловым людям, заключены в основных параметрах макроэкономики. К началу года общий экономический цикл представлял собой следующее.
Диаграмма 1
Самый "сильный" показатель - рост продаж на внутреннем рынке, чем отличились домашние хозяйства. Внутренняя торговля пока остается самым динамичным сегментом белорусской экономики. Это показательно, так как общий ритм изменений находится на уровне 4%, что относится к ВВП, промышленности, инвестициям.
К
концу года резко приросли
показатели импорта и экспорта.
Это хорошо, но мы находимся
до сих пор в полосе
Данный
вывод по оценке
Внутренний рынок
Как развивался внутренний
рынок последние годы - вопрос очень
интересный. Это захватывающая история,
о чем свидетельствует
Диаграмма 2
Да, прошлая "пятилетка" с 1996 по 2000 года была лучшей с точки зрения прироста продаж на внутреннем рынке. Конечно, это было следствием очень плохой "пятилетки" реформенных лет, но каждому времени - свое. Со стартом нового столетия идет и процесс упорядочения внутреннего рынка. Страна стала более потребительской, доля заработной платы в издержках предприятий повысилась до 16%, люди стали зарабатывать свыше 100 долларов в месяц и потребительские стереотипы менялись достаточно динамично.
Конечно, увеличивать
продажи ежегодно на 20% уже невозможно,
но белорусское правительство пола
Внешние рынки
С начала года внешняя торговля становится для нас испытательным полигоном. На внешних рынках растет конкуренция, что прямо сказывается и на развитии нашего бизнеса.
Что происходит с внешними продажами, и каковы изменения можно увидеть на графической диаграмме 3.
Диаграмма 3
Трудно утверждать, что наша экспортная траектория круто направлена вверх и мы имеем успехи по продвижению наших товаров по всем векторам. Пока наибольшие разочарования приносит деятельность на российском рынке, где до последнего времени были благоприятные ценовые условия. Мы их не использовали, стали покупать в год у россиян их товаров на 1.5 млрд. долларов больше, чем они приобретают нашей продукции. При этом своих товаров мы вывозим столько, сколько и в прошлом году, а закупать стали на 7% больше, причем это относится и к физическому объему российской продукции и сырья.
При явных неуспехах на восточном векторе, есть более или менее утешительные новости "на западном фронте" нашей внешней экономической деятельности. Самые большие экспортные "поля" после России выросли в Латвии и Великобритании, что весьма симптоматично. Конечно, анализ показывает, что такой прирост достигнут за счет продажи нефтепродуктов, да и в ущерб традиционным товарам из Беларуси. Но это тоже результат, так как меняется и внешний рынок. Известно, что с 2005 года, например, Великобритания и другие европейские страны становятся большими потребителями энергоресурсов, нефти, газа. Это важная тенденция развития европейских рынков, и ее надо учитывать и нашим экспортерам.
Аналогично, следует отметить и то, что в экспорте страны более успешно развивается продажа услуг. Это наша "фишка" на будущее. Надо также понимать, что традиционные транспортные услуги пока занимают первое место по продажам на внешних рынках, то быстро стали развиваться деловые и государственные услуги.
В следующем году самая
большая психологическая и
Таблица 3.Основные показатели
социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы1
(в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
Показатели |
Годы |
2010 год в процентах к 2005 году | |
2006 |
2010 | ||
Валовой внутренний продукт* |
107 – 108,5 |
108,5 – 110 |
146 – 155 |
Продукция промышленности* |
106,5 – 108 |
108 – 109,5 |
143 – 151 |
Продукция сельского хозяйства |
106 – 108 |
106,5 – 108 |
134 – 145 |
Инвестиции в основной капитал |
113 – 114 |
111 – 112 |
165 – 175 |
Производство потребительских товаров |
108 – 109 |
109 – 110 |
150 – 157 |
в том числе: |
|||
продовольственных |
108,5 – 109,5 |
109 – 110 |
151 – 158 |
непродовольственных |
107,5 – 108,5 |
109 – 110 |
150 – 157 |
Объем внешней торговли товарами и услугами** – всего |
108,3 – 109,3 |
109,8 – 110,8 |
153 – 160 |
в том числе: |
|||
экспорта |
108,5 – 109,5 |
110 – 111 |
155 – 162 |
импорта |
108 – 109 |
109,5 – 110,5 |
151 – 158 |
Реальные денежные доходы населения |
107 – 108,5 |
109,5 – 110,5 |
149 – 156 |
Реальная заработная плата |
108 – 109 |
109,5 – 110 |
152 – 158 |
Розничный товарооборот |
109 – 110,5 |
110 – 111 |
157 – 165 |
Платные услуги населению |
108-109 |
110 – 111 |
154 – 161 |
Снижение энергоемкости |
(-6) – -(-7) |
(-5,5) – (-7) |
(-26) – (-30,4) |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв.метров |
3,7 – 4,2 |
4,5 – 5 |
118 – 132 |
Дефицит республиканского бюджета, процентов к ВВП |
-1,5 |
-1,5 |
* С учетом индекса физического объема продукции промышленности.
** По методологии платежного баланса.
Именно ведомству Николая Корбута предстоит предложить решение практически нерешаемой задачи. Профинансировать все расходы с минимальным дефицитом бюджета, сохранить темпы роста ВВП на уровне 8 – 10% и инвестиций на 10 – 15%, не допустить роста инфляции и банкротства 20 – 30% предприятий. И все это без привычного энергетического гранта из России в размере 13 -15% ВВП.
«При этом до 2010 года стоит задача увеличить ВВП в полтора раза, среднюю заработную плату довести до 500 долларов, уровень малообеспеченности сократить в два раза. К 2009 году должна быть сбалансирована внешняя торговля и обеспечен выход на устойчивое положительное торговое сальдо», – подчеркнул А.Г.Лукашенко [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для экономики характерны колебания объема национального продукта, занятости и уровня цен. Хотя экономические циклы всегда имеют одни и те же фазы – пик, спад, подъем, оживление, - циклы отличаются друг от друга по интенсивности и продолжительности.
Хотя для объяснения циклического развития экономики использовались такие исходные причинные факторы, как технические новшества, политические события, накопление денежной массы, обычно считается, что непосредственной детерминантой объема национального производства и занятости является объем общих расходов.
Все секторы экономики по-разному и в разной степени подвергаются воздействию экономического цикла. Цикл оказывает более сильное влияние на объем продукции и занятость в отраслях, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, чем в отраслях, выпускающих товары кратковременного пользования.
Объективные основы ведения бизнеса заключаются в динамике делового цикла, общей экономической ситуации. Лидирующее положение в динамике занимает внутренняя торговля, которая имеет возможности и для дальнейшего роста. Сама структура белорусской экономики такова, что третичный сектор должен развиваться быстрее других сегментов экономики.
С другой стороны, мы должны осознавать, что есть и естественные ограничения для роста продаж на внутреннем рынке. Активизация покупок происходит на фоне роста импорта, который опережает собственное производство потребительских товаров. Итоги такой динамики будут работать против национального реального сектора. Обнаружение этого - вопрос времени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория: Макроэкономика.
Часть III. Мн.: БГЭУ, 2000 -150с
2. Вводный курс по экономической теории.- М.: Инфра-М., 1997.
3. Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики.- М.1989.
4. Курс экономической теории: учебник – под ред. Чепурина М. Н., 2002, стр. 415
5. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стенли Л.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика.- М., 1996.
6. Маевский В. И. Кондратьевские циклы, экономическая эволюция и экономическая динамика. М.- ИЭРАН, 1994.
7. Полетаев А. В., Савельева И. М. –Циклы Кондратьева и развитие капитализма.- М., Наука, 1993.
8. Послание Президента
Республики Беларусь А.Г. Лукаш
9. Уэсли Митчелл "Экономические
циклы: проблема и ее
10.Леонид Заико, Президент Аналитического
центра "Стратегия"