Направления реструктуризации градообразующих предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время правительство предоставляет большинству промышленных предприятий, в том числе и градообразующих, различные формы субсидий. Однако в долгосрочной перспективе сохранение такого рода помощи и привилегии маловероятно. В первую очередь в связи с тем, что субсидии являются бременем для остальной экономики, снижая уровень жизни людей и уничтожая потенциальные и существующие рабочие места. Результатом проведения текущей промышленной политики является рост издержек упущенных возможностей и предприятий и населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………… …...3

I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ…… ..….4

II. ОПЫТ И УРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

ПРЕДПРИЯТИЙ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ………………………… …….6

III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………….…….10

3.1. Общие предпосылки…................................................................... ........10

3.2. Возможные направления и механизмы реструктуризации

градообразующих предприятий……………………………………….11

3.2.1. Уровень предприятия……………………………………………11

3.2.2. Новая экономическая политика и поддержка

малого и среднего бизнеса………………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ нэб.docx

— 34.66 Кб (Скачать)

     3.2.2. Новая экономическая политика и поддержка развития малого и среднего бизнеса 

     Проводимая  в Беларуси промышленная политика не является эффективной. Мягкие бюджетные  ограничения и попытки поддержать каждое предприятие без предоставления их менеджерам  свободы  принимать  экономические  решения  создало  систему  искаженных стимулов. В  связи с этим реструктуризация градообразующих  предприятий также требует проведения политики дерегулирования.

     Из-за плохого финансового положения  большинства градообразующих предприятий  и их невозможности работать эффективно, задачей является скорее не улучшение  их общего состояния, а сохранение некоторых  частей в форме, когда они могут существовать и работать независимо от помощи правительства. Они могут превратиться в совсем небольшие предприятия с потенциалом для дальнейшего роста, развития и создания новых рабочих мест. Совместные усилия республиканских и местных властей должны быть направлены на создание сети предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), причем не только как результат реструктуризации градообразующих предприятий.

     Привлечение новых компаний является необходимым  условием для успешного завершения реструктуризации. Даже если процесс  реструктуризации градообразующего предприятия  является очень успешным, маловероятно, что новые конкурентоспособные  компании предложат тоже количество рабочих мест на местном рынке  труда. Безработица является неизбежной особенностью процесса трансформации. Таким образом, создание и поддержка  предприятий МСБ  являются жизненно  важными. Диверсификация местных  экономик также является необходимым условием устойчивого развития региона.

     Решение  проблем  градообразующих  предприятий  потребует  значительных  финансовых ресурсов, что означает возможный  рост нагрузки на бюджет. Однако эта  нагрузка будет еще выше в случае отложенных реформ. Потенциальные финансовые источники включают выпуск специальных облигаций и помощь международных организаций.

 

     IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Нерыночная  ориентация промышленности СССР в целом, а также построение предприятий  по принципу полного самообеспечения  привели к тому, что почти 10% всех предприятий Беларуси (с  количеством  занятых  свыше 1000 чел.)  являются  градообразующими.  Эти предприятия, выполняя важную социальную роль, сталкиваются с множеством экономических проблем. Закрытие даже небольшого предприятия  в этой ситуации влечет за собой  безработицу почти  всего  города или поселка, подавляя развитие целого района. Опыт проведения реструктуризации в странах ЦВЕ показывает:

     1. необходимость достижения прозрачности  образования затрат и определения  наиболее выгодных направлений  деятельности предприятия; 

     2. важность разделения производственных  и непроизводственных активов  и предоставление социальных  услуг населению через бюджетные  организации; 

     3. необходимость ясного законодательства  в области приватизации и банкротства; 

     4. важность наличия рыночной институциональной  среды с едиными для всех  «правилами игры», которая создает  соответствующие стимулы для  инвесторов и собственников; 

     5. необходимость крайне ограниченного  вмешательства государства в  области микроэкономических решений  по реструктуризации (текущее управление, принятие решений по поводу  того, какие части предприятия  оставлять, а какие – продавать  или закрывать и пр.).

     Если  предприятие объективно имеет постоянные структурные проблемы, в конечном счете оно должно быть закрыто. При  этом не должно существовать иллюзий  о возможном привлечении иностранных  инвестиций в такие предприятия. Поддержание же таких предприятий  с помощью бюджетных ресурсов, т.е. с деньгами налогоплательщиков, неэффективно и не имеет никакого смысла в долгосрочной перспективе.

     Для улучшения текущей ситуации с  недостатком потенциальных инвесторов правительство как можно быстрее  должно инициировать следующие шаги:

     −  либерализацию экономической политики по улучшению инвестиционного климата  и снижение различных форм государственного регулирования;

     −  внесение поправок в законы «О приватизации»  и «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»;

     −  поощрение независимой оценки активов  предприятий;

     −  реализацию политики дерегулирования, включая поддержку развития МСБ;

     −  дерегулирование национального  рынка труда и разработка соответствующей  социальной политики.

     Процесс реструктуризации градообразующих  предприятий будет сложным и  болезненным. Однако, чем скорее и  интенсивнее пойдет этот процесс, тем  больше появится внутренних стимулов для роста и развития национальной экономики.

 

     ЛИТЕРАТУРА 

  1.  Нешитая А.С. Инвестиции – Высшая школа, 2007.
  2. Лобан Л.А. Реструктуризация предприятия: практикум / Л.А. Лобан. –Минск: БГЭУ, 2007.
  3. Приватизация. Опыт Германии и стран с реформируемой экономикой Центральной и Восточной Европы. М., 2003
  4. http://ipm.by/pdf/pp504r.pdf, «Основные проблемы и направления реструктуризации градообразующих предприятий в Беларуси», - Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента.

Информация о работе Направления реструктуризации градообразующих предприятий