Направления реструктуризации градообразующих предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время правительство предоставляет большинству промышленных предприятий, в том числе и градообразующих, различные формы субсидий. Однако в долгосрочной перспективе сохранение такого рода помощи и привилегии маловероятно. В первую очередь в связи с тем, что субсидии являются бременем для остальной экономики, снижая уровень жизни людей и уничтожая потенциальные и существующие рабочие места. Результатом проведения текущей промышленной политики является рост издержек упущенных возможностей и предприятий и населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………… …...3

I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ…… ..….4

II. ОПЫТ И УРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

ПРЕДПРИЯТИЙ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ………………………… …….6

III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………….…….10

3.1. Общие предпосылки…................................................................... ........10

3.2. Возможные направления и механизмы реструктуризации

градообразующих предприятий……………………………………….11

3.2.1. Уровень предприятия……………………………………………11

3.2.2. Новая экономическая политика и поддержка

малого и среднего бизнеса………………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ нэб.docx

— 34.66 Кб (Скачать)

     Действия, описанные выше, дают первое впечатление  об уровне экономического риска и  опасности, с которой предприятие  сталкивается. Например, система соотношения  затрат позволяет руководству предприятия  определить, является ли предприятие  перегруженным долгами. Если да, то нужно определить, может ли краткосрочная  жизнеспособность предприятия быть обеспечена за счет дальнейшей деконцентрации, переговоров с кредиторами и  пр. Система соотношения затрат также  покажет, столкнется ли компания с неизбежным кризисом ликвидности. В этом случае следует определить, можно ли миновать кризис с помощью краткосрочных  кредитов

банка, гарантий правительства и пр. Такой  анализ может быть болезненным для  руководства и работников, поскольку  с большой вероятностью будет  обнаружено, что продукция предприятия имеет низкое качество при высокой цене, что активы переоценены и т.д. Тем не менее, это является наиболее важной предпосылкой для разработки успешной концепции реструктуризации.

     Концентрация  на  наиболее  важных  видах  деятельности  должна  сформировать  основу стратегического плана оздоровления предприятия. Менее существенные виды деятельности должны быть перегруппированы в новые предприятия, которые  могут, как новые поставщики, обслуживать  основные виды деятельности. В этом случае новые компании будут в  состоянии диверсифицировать свою деятельность и найти других покупателей. Общая концепция реструктуризации должна быть разработана до того как  дальнейшие (потенциально необратимые) действия будут предприняты. Однако, поскольку в течение реализации процесса реструктуризации многие действия могут быть пересмотрены и переделаны, основные элементы и цели должны быть четко определены с самого начала. Кроме того, общая концепция является также совершенно необходимым инструментом для конструктивного  вовлечения  в  общий процесс модернизации и  реструктуризации «третьих партий» (правительство, банки, кредиторы, потенциальные инвесторы и пр.).

     4)Отделение производственных активов от непроизводственных.

     Четкое  отделение социальной сферы приватизируемых  предприятий является необходимой  частью реструктуризации. Социальные услуги должны предоставляться бюджетными организациями. Однако отделение социальной сферы вовсе не препятствует эффективному и технически прогрессивному сотрудничеству между предприятием и городской  администрацией. Они несут совместную ответственность за создание соответствующих  рамочных условий для развития привлекательного и экономически успешного города, привлечение новых инвесторов на градообразующее предприятие и  стимулирование диверсификации местной  экономики.

     5)Модернизация оборудования и местной инфраструктуры.

     В некоторых случаях модернизация  оборудования  в  области наиболее  выгодных направлений  деятельности может быть завершена до приватизации предприятия. Отдельные промышленные отрасли сильно зависят от существующей технологической и логистической  инфраструктуры, поддерживающей их высоко комбинированные и ресурсоемкие производственные циклы (например,  химическая  промышленность), не  говоря  уже  о  том,  что  такую «инфраструктуру» нельзя приватизировать. Опыт других стран показывает, что  такие предприятия становятся интересными  для потенциальных инвесторов только в случае предварительных инвестиций. Если этот сектор обещает потенциальный  рост в будущем, возможно, правительству  целесообразно сделать первоначальные инвестиции в развитие местной инфраструктуры с целью усиления и поддержки  модернизации предприятия. Тот же подход применим и в случаях сильного загрязнения окружающей среды как  результата предыдущей производственной деятельности. Восстановление причиненного ущерба окружающей среде зачастую  является  предпосылкой  приватизации,  поскольку  частные  инвесторы  не  хотят принимать на себя затраты в экологическую инфраструктуру, а концентрироваться на основной компетенции предприятия.

     Однако  главный урок переходных экономик состоит  в том, что чем раньше государство  начинает построение рыночной экономики  и реструктуризацию предприятий, тем  быстрее трансформация  приносит  ощутимые  выгоды  всем  группам  общества.  И  наоборот,  чем  дольше  откладываются процессы реформ,  тем продолжительнее  и  сильнее будет неизбежный спад.

 

III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 

     3.1. Общие предпосылки 

     Инвестиционный  климат Беларуси нуждается в значительном улучшении. Это отражается в различных  индексах и отчетах, которые производят мониторинг текущей ситуации в Беларуси (ЕБРР, МВФ, Всемирный Банк, Freedom House и  др.). Беларусь имеет низкие рейтинги, характеризующие успех продвижения  экономических реформ среди пост-социалистических стран и многие рейтинги с каждым годом только ухудшаются. Следовательно, для того, чтобы подготовить основу для реструктуризации градообразующих предприятий, правительству нужно провести базовые экономические реформы, касающееся государственной поддержки реального сектора и значительного уменьшения его регулирования.

     В настоящее время белорусским  правительством создана сложная  и непрозрачная система субсидирования с искаженной экономической мотивацией. Однако правительству необходимо  сконцентрировать  свои  усилия  на  создании  рыночной  институциональной  среды.

     Предприятия сами по себе найдут наилучшие решения, касающиеся их деятельности. Государству нужно только направлять эти процессы, обеспечивая макроэкономическую стабильность, защиту прав собственности и верховенство закона.

     Существующее  законодательство не стимулирует процессы финансовой реструктуризации и едва ли может быть использовано для целей  поиска новых собственников для  предприятий. Однако проблемы градообразующих  предприятий нужно решать, поскольку  их игнорирование сегодня увеличит прямые и косвенные издержки будущих  реформ и вероятность социальных конфликтов в обществе.

     Процесс реструктуризации градообразующего предприятия  должен базироваться на следующих принципах:

     −  распределение ответственности  и отделение социальной инфраструктуры от производственной сферы;

     −  переговоры между правительством и  инвестором;

     −  жесткие бюджетные ограничения, которые будут означать не конец  каких-то льгот для предприятия, а смену принципа их получения, поскольку  льготы будут зависеть от результатов  реализации процессов реструктуризации;

     −  свобода предприятия в принятии управленческих решений;

     −  возможность внешних инвесторов принимать участие в реструктуризации (открытые рынки).

     В качестве отправной точки процесса поиска решений проблем конкретных предприятий можно рассматривать  два сценария действий:

       1)  Потребности в продукции градообразующего предприятия в настоящее время нет, но есть достаточные основания полагать, что она может возникнуть. В этом случае помощь правительства должна быть направлена на сохранение и поддержку в развитии и реструктуризации данного предприятия;

     2)  Потребности в продукции данного предприятия в настоящее время нет, и нет достаточных оснований полагать, что она может возникнуть. Такие предприятия нужно закрывать. В этом случае помощь правительства должна быть направлена на содействие переселению экономически активных граждан, их переобучению, привлечению новых предприятий в район и пр.

     В решении проблем реструктуризации  градообразующих предприятий должны быть вовлечены, наряду с республиканскими органами власти, еще четыре субъекта действия: собственники и руководители градообразующего предприятия; его  работники; население города; городские  власти. Процесс реструктуризации должен быть начат, только если от работников и руководителей предприятия  исходит инициатива снизу для  осуществления реструктуризационных  мероприятий,  а  также  существования  реалистичной  программы действий как базиса стратегического плана  по реструктуризации. В течение всего  процесса реструктуризации градообразующего предприятия населению, как наиболее заинтересованной и вовлеченной  в процесс изменений группе, должна регулярно предоставляться вся  информация, касающаяся осуществления  реструктуризации.  

     3.2. Возможные направления и механизмы реструктуризации градообразующих предприятий 

     3.2.1 Уровень предприятия 

     Гарантия  устойчивой работы градообразующих  предприятий подразумевает их реструктуризацию. Она состоит из действий, направленных на улучшение качества менеджмента, участвующего в эффективной реструктуризации, разработку механизмов реструктуризации предприятия, определения последовательности проведения мероприятий по реструктуризации. Реструктуризации градообразующих  предприятий может происходить  по следующей схеме:

     1) Поиск аудиторской компании и оценщиков

     Крупные  предприятия  следует  оценивать  международным  экспертам;  небольшие  предприятия могут быть оценены  местными, но обязательно, независимыми экспертами. Потенциальные инвесторы  будут  заинтересованы в привлечении  профессиональных аудиторских компаний для получения достоверных данных. Главным здесь являются не финансовые источники для внешней оценки, а доверие к независимой оценке. Следует особо подчеркнуть, что государственные служащие не должны влиять на результаты таких оценок.

     2) Реалистичная оценка активов предприятия и поиск потенциальных «точек роста»

     Желание властей рассматривать приватизацию как дополнительный источник бюджетных  доходов очень часто приводит к завышению цены предприятия. Проблема здесь заключается  в  том,  что  реальное  состояние  производительных  и  непроизводительных  активов большинства предприятий, как правило, имеет мало общего с их балансовой оценкой. Поэтому первыми шагами в реструктуризации является реальная оценка их имущества и определение потенциальных «точек роста». Они особенно важны в том случае, если будет доказана невозможность  спасения целого предприятия  как производственной  единицы.

     Более того, независимые аудиторы и бухгалтеры должны обеспечить прозрачность образования  затрат и финансовых потоков (платежи, структура затрат, долги и пр.).

     3) Отделение производственных активов предприятия от непроизводственных

     Как уже было отмечено, градообразующие  предприятия, как правило, перегружены  социальными объектами, которые  они должны финансировать. Однако такие  затраты на амортизацию «капитала» увеличивают общие затраты и даже иногда делают предприятие убыточным. Инвестор не должен покупать градообразующие предприятие со всей социальной инфраструктурой (теплицы, дома культуры, пионерлагеря и пр.). Такая инфраструктура должна быть передана на баланс местным властям или – если они прибыльны – продана.

       4) Приватизация

     В настоящий момент темп приватизации в Беларуси очень низок. Она происходит в виде формального акционирования, когда все активы и принятие решений  остаются в сфере государственного контроля. Пролонгация чековой приватизации приведет к еще большим проблемам в экономике. Государство, как главный акционер, ничего не изменяет в функционировании предприятий.

     Более того, государственные предприятия  имеют больше возможностей получить различные виды государственной  помощи. Это значительно сокращает  количество предприятий, желающих быть приватизированными.

     Однако  главным шагом в процессе реструктуризации градообразующих предприятий является их приватизация. Она может быть проведена в несколько этапов. Устойчиво неплатежеспособные предприятия  могут быть проданы первыми на открытых для всех прозрачных конкурсах. Это может включать в себя аукционы, соглашения между кредиторами о  разделении собственности или инициирование  процедуры банкротства. Некоторые  предприятия, если это привлечет  инвестора, могут быть проданы за символическую цену. Все это, наравне  с другими мерами по улучшению  инвестиционного имиджа Беларуси, создаст положительные примеры. Такие предприятия могут быть проданы в первые 1-1,5 года.

     Одновременно  может начаться, хотя это потребует  больше времени для процедур оценки и пр., процесс приватизации предприятий  с числом работников выше 5000. В последнюю  очередь правительство может  приватизировать большие, стратегически  важные предприятия через процедуру  инвестиционных переговоров. Главными вопросами на переговорах между  возможным стратегическим инвестором и правительством являются количество людей, которые будут сокращены  в результате реорганизации, объем  инвестиций и размер возможных субсидий. Будущая цена градообразующего предприятия должна быть определена на основе всех эти факторов.  

Информация о работе Направления реструктуризации градообразующих предприятий