Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:46, курсовая работа
Политэкономическая структура представляет собой прежде всего структуру экономики как целостную совокупность разнообразных производительных сил, пропорционально распределенных по сферам, территориям, видам собственности. Политэкономическое видение структуры лежит в основе стратегии и тактики размещения личных и вещественных факторов производства по регионам — субъектам Федерации, экономическим зонам, территориальным комплексам [3, C.194].
Результатом первого этапа должно стать оживление производства в отраслях, смежных с традиционными экспортными сферами, улучшение финансово-экономического положения части машиностроительных предприятий, что позволит им активизировать инновационную деятельность и начать программы модернизации своего производства, расширяя спрос на продукцию других отраслей.
Создание и расширение системы ипотечного кредитования в совокупности с ростом реальных доходов населения сможет обеспечить более высокие темпы роста жилищного строительства и соответствующий спрос на продукцию строительства, промышленности строительных материалов, мебельной промышленности и т.п. Увеличится спрос на продукцию сферы услуг, в том числе в новых, быстро растущих секторах, связанных с информатизацией. С учетом возможных ресурсных ограничений для энергоемкого экономического роста структурная политика будет ориентироваться на опережающее развитие неэнергоемких отраслей. В частности, ключевым вопросом эффективного развития рынка продуктов и услуг «мягких» технологий (в частности, программного обеспечения) является защита интеллектуальной собственности.
Задачи следующего этапа будут связаны с закреплением позитивных тенденций, заложенных на первом этапе реализации программы. Одновременно с продолжением процессов технического перевооружения отраслей-экспортеров расширение инвестиционной активности будет осуществляться в электроэнергетике и отраслях тяжелого машиностроения. Последние, получив импульс к развитию за счет спроса со стороны отечественных отраслей и осуществив на первом этапе первоочередные меры по повышению конкурентоспособности своей продукции, смогут расширить рынки сбыта за счет наращивания объемов экспортных поставок, прежде всего в страны СНГ и быстро развивающиеся страны Азии и Африки. Расширение экспорта продукции этих отраслей потребует государственных мер политической, организационной и экономической поддержки внешнеэкономической деятельности.
Улучшение
финансового положения части
крупных предприятий в
В среднесрочной перспективе важнейшим инструментом структурной политики будет реализация федеральных целевых программ. Начиная с 2002г. финансирование федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе новых подходов, призванных обеспечить комплексное решение важнейших государственных проблем, эффективную организацию совместной работы органов государственной власти и предприятий, консолидацию в этих целях финансовых средств, прежде всего внебюджетных.
Разработка и реализация федеральных целевых программ осуществляется в соответствии с их перечнем, одобренным Правительством. Программы, предусмотренные указанным перечнем, ориентированы на решение проблем в ключевых секторах экономики и отвечают четкой системе критериев: соответствие решаемой проблемы долгосрочной стратегии государства, преобладание расходов на НИОКР и расходов капитального характера в структуре финансирования программы, межотраслевой и межведомственный характер решаемой проблемы, невозможность решения проблемы в краткосрочном периоде, количественная определенность результатов реализации, значительный мультипликативный эффект от реализации программы, невозможность решения проблемы другими способами и необходимость участия федерального правительства, обязательная увязка с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программы.
Система критериев предопределяет приоритеты программно-целевого финансирования в среднесрочной перспективе: развитие инфраструктуры, новое поколение, реформа правосудия, безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды, новая экономика, региональный паритет.
Повышению доли внебюджетных источников финансирования программ будет способствовать улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.
Другим механизмом активной структурной политики выступает система закупок продукции для государственных нужд. Целенаправленная государственная политика размещения заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и новой продукции позволяет не только удовлетворить назревшие общегосударственные потребности в тех или иных товарах и услугах, но и косвенным образом формировать новые кооперативные технико-производственные и экономические связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками и субподрядчиками. Это может предопределить образование крупных межотраслевых технико-производственных или региональных комплексов.
Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами эффективной структуры, которая бы с наименьшими ресурсными тратами позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества путем увеличения доли домашнего имущества (стимулирование кредитов для жилищного строительство), путем снижения уровня дифференциации доходов населения (установление прогрессивной шкалы налогообложения), путем повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.
Проведение
целостной государственной
Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:
-
топливно-энергетический
-
отрасли обрабатывающей
-
отрасли обрабатывающей
В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).
Таким
образом, основной целью структурной политики
государства на следующее десятилетие
должно стать содействие повышению конкурентоспособности
производства отечественных товаров и
услуг на внутреннем и мировых рынках
и обеспечение структурного маневра в
сторону повышения доли отраслей, производящих
продукцию с высокой степенью переработки,
и отраслей сферы услуг.
3.2.
Использование зарубежного
Проведение структурных преобразований в промышленности России невозможно без учета соответствующего мирового опыта и тенденций международного разделения труда. Последние 10-15 лет характеризуются бурным экономическим ростом в бывших колониальных государствах Юго-Восточной Азии (Индонезии, Таиланде, Малайзии, Вьетнаме), упрочением позиций в мировой экономике промышленно развитых стран (США, Японии, Германии, Франции, Швеции и др.) и резким спадом промышленного и сельскохозяйственного производства в странах СНГ и некоторых государствах Восточной Европы (Болгария, Румыния, Польша). Важную роль в этом играют проводимая в названных странах промышленная политика и осуществляемые структурные сдвиги.
В государствах Юго-Восточной Азии Б основу промышленной политики положен выход на мировой рынок потребительских товаров (одежды, тканей, обуви, бытовой радиоэлектроники и пр.). Данные производства не требуют крупных инвестиций, они энергоэкономны и неметаллоемки, опираются на традиционные промыслы и используют дешевую рабочую силу. Конечно, с точки зрения долгосрочной перспективы действие указанных факторов ограничено, поскольку конкуренция со стороны других стран, и прежде всего Китая, будет возрастать. Но уже сейчас эти страны играют большую роль в мировой торговле потребительскими товарами, частично освободив от их производства страны Западной Европы и Северной Америки. Последние наращивают свой промышленный потенциал за счет развития в первую очередь наукоемких отраслей — машиностроения, химической промышленности, производства средств связи, а также компьютеризации производства, сферы управления и услуг.
Третья группа стран специализируется в основном на добыче топлива, черных и цветных металлов, химического сырья для высокоиндустриальных государств и служит как бы их сырьевым придатком. Названные отрасли, за исключением добычи нефти и газа, как правило, трудоемкие, т. е. опираются прежде всего на дешевую рабочую силу. Усиленная эксплуатация недр ведет к разрушению природной среды и загрязнению воздушного бассейна. Промышленные отходы, отвалы горных порсд, котлованы бывших карьеров и др. серьезно ухудшают среду обитания человека.
Государства,
специализирующиеся на развитии топливных
и сырьевых отраслей, обрекают себя не
только на экономическую зависимость
от потребляющих их продукцию стран, не
только наносят непоправимый вред окружающей
среде, но и не имеют перспектив для экономического
прогресса. Во всех названных странах
происходит естественная и быстрая деградация
технологического потенциала и квалифицированных
кадров, поскольку производство первичных
продуктов для последующей промышленной
переработки относительно несложно, мировые
цены на сырье и топливо по сравнению с
ценами на готовую продукцию постепенно
снижаются из-за уменьшения абсолютной
и относительной потребности в них (в расчете
на единицу ВВП) вследствие проведения
высокоразвитыми странами ресурсосберегающей
политики и роста стоимости рабочей силы.
Последние переходят на технологически
более сложные производства, постоянно
«отдаляясь» от начальных стадий промышленного
цикла.
Информация о работе Направления по совершенствованию структурной политики России