Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:46, курсовая работа
Политэкономическая структура представляет собой прежде всего структуру экономики как целостную совокупность разнообразных производительных сил, пропорционально распределенных по сферам, территориям, видам собственности. Политэкономическое видение структуры лежит в основе стратегии и тактики размещения личных и вещественных факторов производства по регионам — субъектам Федерации, экономическим зонам, территориальным комплексам [3, C.194].
Шахматное построение межотраслевого баланса обеспечивает соблюдение в нём следующих соотношений:
а) Общие итоги одноимённых строк и столбцов равны между собой, то есть в табл. 2 всегда xi = xj при i = j , так как это одна и та же стоимость, рассматриваемая в первом случае [xi , строка МОБ, уравнение (1) ] с точки зрения того, как она была распределена, а во втором случае [xj , столбец МОБ, уравнение (2) ] с точки зрения того, из чего она была составлена. Следовательно, из уравнений (1) и (2) при i = j = к получаем:
[ т.е. xк = xк1 + xк2 + …+ xк n + yк = x1к + x2к + … + xn к + zк ] .
б) Общий итог второго раздела равен общему итогу третьего раздела:
[ т.е. y1 + y2 + … + yn = z1 + z2 +
… + zn ] .
2 СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В СРАВНЕНИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ
2.1.
Изменения в структурной политике
России на рубеже веков
Объем задач российской экономики в области структурной политики очень велик. Это обусловлено несколькими обстоятельствами.
Во-первых, решающее влияние на экономику оказывает переход от централизованной экономической системы к рыночной. Каждая из этих систем требует своей структуры экономики (хотя имеются и общие производственно-технические основы).
Второе условие связано с распадом прежнего экономического комплекса СССР, который привел к нарушению множества хозяйственных связей между отраслями, видами производства, к прекращению сложившегося межотраслевого разделения труда. Из-за этого Россия вынуждена срочно создавать некоторые из них заново или импортировать необходимую продукцию из других стран.
Кроме того, крайне отрицательно на всю макроэкономику нашей страны повлияли кризис 90-х гг, который включал в себя разрыв производственных связей и единого хозяйственного комплекса в странах СССР, ошибки в приватизации и аграрных преобразованиях, оставшуюся России в наследство устаревшую морально и изношенную физически материально-технической базу, непомерные налоги, резкое повышение цен, дефицит товаров первой необходимости. Поэтому, как уже было сказано во введении, для России необходимо грамотное проведение структурной политики [10, C.59].
Поскольку
рыночные основы в экономике России
созданы (проведено разгосударствление
крупных предприятий, поддерживается,
хотя и недостаточно, малый и средний
бизнес, создана налоговая база,
принимаются антимонопольные
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в национальном хозяйстве России на сегодняшний день.
Нужно обратить внимание на тот факт, что существенно отстает рост объемов ведущих отраслей материального производства и - что самое важное - инвестиций в основной капитал. Более того, темпы прироста промышленного производства в последние два года упали в 2 раза по сравнению с предшествующим двухлетием.
Одновременно наблюдаются довольно устойчивые тенденции ухудшения качественных показателей роста: среднегодовые темпы прироста ВВП в период 1999 - 2006 гг. составили 6,7 %, объема промышленного производства - 6,1 %, сельскохозяйственного производства - 3,8 %, инвестиций в основной капитал - 10, 5 %.
За стремительное формирование основ рыночного хозяйства России пришлось «заплатить» деградацией её научно-технологического и производственного потенциала. Наиболее глубокий спад охватил высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (производство офисного оборудования и компьютеров, аппаратуры для теле-, радио-, и других видов коммуникаций, высокоточных медицинских и оптических инструментов, часов, среднетехнологичные - производство химических продуктов, автомобилей и другого транспортного оборудования) и военно-промышленный комплекс [12. C.15].
Таблица 1. Индексы производства по видам экономической деятельности (1991 г. = 100 %)
|
Удельный вес России в мировой торговле продукцией машиностроения составляет 0,4 - 0,5 %, против 30 %, приходящихся на США, КНР и Японию - 30 %, а технологиями и наукоемкими товарами не превышает 0,3 -0,8 %, что меньше США в 30, Республики Корея - в 14, Малайзии - в 13 раз.
Критического уровня достиг износ основных фондов в промышленности.
Сегодня
Россия вплотную приблизилась к утрате
собственной технологической
Сложившаяся структура инвестиций пока не в состоянии хорошо поддержать важные для страны отрасли промышленности. Результатом явилось замедление развития машиностроительного комплекса. А для привлечения иностранных инвестиций нужно создавать условия, в частности иную законодательную базу, которая будет обеспечивать для инвестора, во-первых, благоприятные, а, во-вторых, стабильные условия вложения средств.
Снижение технологического уровня российской экономики является также следствием продолжающегося недофинансирования главного источника инновационного роста - науки.
Объемы
падения производства в машиностроении
и наукоемком приборостроении
Таблица
2. Сравнительные данные по некоторым странам
мира за 2008г.
Валовой внутренний продукт 2000=100 | Индекс расходов на конечное потребление домашних хозяйств 2000=100 |
Индекс промышленного производства 2000=100 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства 2000=100 |
Индекс потребительских цен 2000=100 | |
Россия | 165,6 | 225,9 | 151,3 | 138,2 | 272,5 |
Австралия | 125 | 1305) | 112 | 84 | 123 |
Австрия | 114 | 112 | 132 | 97 | 115 |
Азербайджан | 351 | 225 | 293 | 156 | 191 |
Армения | 245 | 181 | 159 | 172 | 138 |
Беларусь | 188 | 265 | 204 | 151 | 512 |
Бельгия | 114 | 109 | 113 | 92 | 115 |
Болгария | 147 | 150 | 176 | 88 | 151 |
Венгрия | 129 | 138 | 158 | 105 | 149 |
Германия | 109 | 102 | 119 | 96 | 113 |
Греция | 134 | 133 | 102 | 91 | 126 |
Грузия | 179 | … | … | … | 174 |
Дания | 111 | 117 | 109 | 98 | 114 |
Индия | 167 | … | 164 | 111 | 136 |
Ирландия | 145 | 142 | 144 | 101 | 130 |
Испания | 127 | 128 | 109 | 99,5 | 125 |
Италия | 108 | 106 | 98 | 96 | 117 |
Казахстан | 204 | 199 | 182 | 143 | 198 |
Канада | 120 | 1275) | 104 | 107 | 117 |
Киргизия | 145 | 1956) | 112 | 119 | 177 |
Китай | 197 | … | … | 127 | 114 |
Мексика | 119 | 1305) | … | 116 | 137 |
Нидерланды | 114 | 107 | 109 | 89 | 116 |
Новая Зеландия |
127 | 130 | 106 | 112 | 120 |
Норвегия | 118 | 135 | 94 | 101 | 112 |
Польша | 132 | 127 | 159 | 94 | 119 |
Португалия | 107 | 111 | 105 | 92 | 123 |
Республика Корея |
138 | 126 | 156 | 94 | 123 |
Продолжение таблицы 2
Валовой внутренний продукт 2000=100 | Индекс расходов на конечное потребление домашних хозяйств 2000=100 |
Индекс промышленного производства 2000=100 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства 2000=100 |
Индекс потребительских цен 2000=100 | |
Республика Молдова | 163 | 188 | 160 | 116 | 231 |
Соединенное
Королевство (Великобри- тания) |
120 | 122 | 94 | 96 | 121 |
США | 117 | 122 | 107 | 104 | 120 |
Таджикистан | 197 | 271 | 193 | 186 | 332 |
Турция | 138 | 141 | 140 | 106 | 454 |
Узбекистан | 168 | … | 204 | 162 | … |
Украина | 171 | 248 | 186 | 134 | 226 |
Франция | 113 | 118 | 104 | 91 | 113 |
Швеция | 121 | 117 | 116 | 92 | 111 |
Япония | 111 | 108 | 109 | 101 | 98 |
Природно-ресурсный потенциал России позволяет производить практически все виды сельскохозяйственной продукции, но тем не менее наша страна является одной из основных стран – импортеров продовольствия. Современное состояние агропромышленного комплекса РФ дает основание сделать следующие выводы:
-
АПК отличается неразвитостью
инфраструктуры рынка,
- по производству продуктов питания Россия уступает развитым странам;
-
низок уровень урожайности
-
устойчиво падает производство
продукции АПК, сокращаются
2.2.
Международный опыт проведения
структурной политики
В мировой практике при проведении структурной политики используется определенная классификация отраслей. Выделяются депрессивные (стагнирующие) отрасли, переживающие период структурного кризиса и нуждающиеся либо в свертывании производства, либо его перемещении в другие страны с более благоприятной структурой издержек, либо в модернизации для удержания конкурентных позиций. Наряду с этой группой отраслей выделяются молодые наукоемкие и быстрорастущие отрасли с перспективами повышения конкурентоспособности.
В качестве критериев нацеливания используются такие показатели, как высокая добавленная стоимость на одного занятого, большие сопряженные связи и воздействие отрасли на остальную экономику, ответная реакция не аналогичную политику в других странах.
Проведение политики нацеливания - сложный процесс. Сложным, в первую очередь, является вопрос о деинвестировании, сворачивании определенных отраслей и производств. За отраслями и производствами стоят интересы предпринимателей, работников, которые могут пострадать. Все структурные преобразования одновременно несут в себе определенные социальные потери для населения и поэтому требуют продуманных и взвешенных действий правительств и законодателей. Учитывая сложность социальных процессов государства часто вынуждены поддерживать и стагнирующие отрасли. Проблема заключается также в том, что задачи государства в области структурных изменений могут нарушать рыночный механизм. Прямая помощь передовым отраслям - это, строго говоря, нарушение правил конкуренции. Понятнее, если помощь оказывается старым, деградирующим отраслям, возможности которых в конкуренции значительно снизились. Это такие отрасли, как текстильная, угольная, металлургическая, судостроительная [11, C.47-48].
Информация о работе Направления по совершенствованию структурной политики России