Направления по совершенствованию структурной политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Политэкономическая структура представляет собой прежде всего структуру экономики как целостную совокупность разнообразных производительных сил, пропорционально распределенных по сферам, территориям, видам собственности. Политэкономическое видение структуры лежит в основе стратегии и тактики размещения личных и вещественных факторов производства по регионам — субъектам Федерации, экономическим зонам, территориальным комплексам [3, C.194].

Работа содержит 1 файл

ГРЭ Курсач.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

     Шахматное построение межотраслевого баланса  обеспечивает соблюдение в нём следующих  соотношений:

а) Общие  итоги одноимённых строк и  столбцов равны между собой, то есть в табл. 2 всегда  xi = xj  при  i = j ,   так как это одна и та же стоимость,  рассматриваемая в первом случае [xi , строка МОБ, уравнение (1) ] с точки зрения того, как она была распределена, а во втором случае [xj , столбец МОБ, уравнение (2) ] с точки зрения того, из чего она была составлена. Следовательно, из уравнений (1) и (2) при   i = j = к    получаем:

[ т.е.   xк  =  xк1 + xк2 + …+ xк n   + yк  =  x1к + x2к + … + xn к   + zк  ] .

б) Общий  итог второго раздела равен общему итогу третьего раздела:

             [ т.е.   y1 + y2 + … + yn  =  z1 + z2 + … + zn  ] . 
 
 
 

     2 СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В СРАВНЕНИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ

     2.1. Изменения в структурной политике России на рубеже веков 

     Объем задач российской экономики в  области структурной политики очень  велик. Это обусловлено несколькими  обстоятельствами.

     Во-первых, решающее влияние на экономику оказывает  переход от централизованной экономической  системы к рыночной. Каждая из этих систем требует своей структуры экономики (хотя имеются и общие производственно-технические основы).

     Второе  условие связано с распадом прежнего экономического комплекса СССР, который  привел к нарушению множества  хозяйственных связей между отраслями, видами производства, к прекращению сложившегося межотраслевого разделения труда. Из-за этого Россия вынуждена срочно создавать некоторые из них заново или импортировать необходимую продукцию из других стран.

     Кроме того, крайне отрицательно на всю макроэкономику нашей страны повлияли кризис 90-х гг, который включал в себя разрыв производственных связей и единого хозяйственного комплекса в странах СССР, ошибки в приватизации и аграрных преобразованиях, оставшуюся России в наследство устаревшую морально и изношенную физически материально-технической базу, непомерные налоги, резкое повышение цен, дефицит товаров первой необходимости. Поэтому, как уже было сказано во введении, для России необходимо грамотное проведение структурной политики [10, C.59].

     Поскольку рыночные основы в экономике России созданы (проведено разгосударствление крупных предприятий, поддерживается, хотя и недостаточно, малый и средний  бизнес, создана налоговая база, принимаются антимонопольные меры), определенные шаги в области структурной политики уже можно предпринимать[6, C.110].

     Рассмотрим  ситуацию, сложившуюся в национальном хозяйстве России на сегодняшний  день.

     Нужно обратить внимание на тот факт, что  существенно отстает рост объемов  ведущих отраслей материального производства и - что самое важное - инвестиций в основной капитал. Более того, темпы прироста промышленного производства в последние два года упали в 2 раза по сравнению с предшествующим двухлетием.

     Одновременно  наблюдаются довольно устойчивые тенденции ухудшения качественных показателей роста: среднегодовые темпы прироста ВВП в период 1999 - 2006 гг. составили 6,7 %, объема промышленного производства - 6,1 %, сельскохозяйственного производства - 3,8 %, инвестиций в основной капитал - 10, 5 %.

     За  стремительное формирование основ рыночного хозяйства России пришлось «заплатить» деградацией её научно-технологического и производственного потенциала. Наиболее глубокий спад охватил высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (производство офисного оборудования и компьютеров, аппаратуры для теле-, радио-, и других видов коммуникаций, высокоточных медицинских и оптических инструментов, часов, среднетехнологичные - производство химических продуктов, автомобилей и другого транспортного оборудования) и военно-промышленный комплекс [12. C.15].

     Таблица 1. Индексы производства по видам экономической деятельности (1991 г. = 100 %)

 Годы  Факт
 1992  1995  2000  2005  2006
 Добыча  полезных ископаемых  88,2  70,7  74,3   99,0  101,2
 В том числе добыча топливно-энергетических  94,7  77,8  80,9  111,4  114,2
 Обрабатывающие  производства, в том числе  81,8  47,5  51,0  67,8  75,6
 Производство  машин и оборудования  84,4  38,1  32,3  45,3  46,8
 Производство  транспортных средств и оборудования  85,3  45,0  53,1  52,2  55,5

     Удельный  вес России в мировой торговле продукцией машиностроения составляет 0,4 - 0,5 %, против 30 %, приходящихся на США, КНР и Японию - 30 %, а технологиями и наукоемкими товарами не превышает 0,3 -0,8 %, что меньше США в 30, Республики Корея - в 14, Малайзии - в 13 раз.

     Критического  уровня достиг износ основных фондов в промышленности.

     Сегодня Россия вплотную приблизилась к утрате собственной технологической базы машиностроения и индустрии народного  потребления.

     Сложившаяся структура инвестиций пока не в состоянии хорошо поддержать важные для страны отрасли промышленности. Результатом явилось замедление развития машиностроительного комплекса. А для привлечения иностранных инвестиций нужно создавать условия, в частности иную законодательную базу, которая будет обеспечивать для инвестора, во-первых, благоприятные, а, во-вторых, стабильные условия вложения средств.

     Снижение  технологического уровня российской экономики  является также следствием продолжающегося  недофинансирования главного источника  инновационного роста - науки.

     Объемы  падения производства в машиностроении и наукоемком приборостроении свидетельствуют  о том, что в этих секторах так  и не сформировались хозяйствующие  структуры, способные вести конкурентную деятельность на мировом уровне. Результатом такой ситуации и является низкое качество экономического роста и явно недостаточная конкурентоспособность национальной экономики (Таблица 2). 
 
 
 

Таблица 2. Сравнительные данные по некоторым странам мира за 2008г. 

  Валовой внутренний продукт 2000=100 Индекс 
расходов 
на конечное потребление домашних  
хозяйств 
2000=100
Индекс  
промышленного  
производства  
2000=100
Индекс производства 
продукции сельского хозяйства 
2000=100
Индекс 
потребительских 
цен  
2000=100
Россия 165,6 225,9 151,3 138,2 272,5
Австралия 125 1305) 112 84 123
Австрия 114 112 132 97 115
Азербайджан 351 225 293 156 191
Армения 245 181 159 172 138
Беларусь 188 265 204 151 512
Бельгия 114 109 113 92 115
Болгария 147 150 176 88 151
Венгрия 129 138 158 105 149
Германия 109 102 119 96 113
Греция 134 133 102 91 126
Грузия 179 174
Дания 111 117 109 98 114
Индия 167 164 111 136
Ирландия 145 142 144 101 130
Испания 127 128 109 99,5 125
Италия 108 106 98 96 117
Казахстан 204 199 182 143 198
Канада 120 1275) 104 107 117
Киргизия 145 1956) 112 119 177
Китай 197 127 114
Мексика 119 1305) 116 137
Нидерланды 114 107 109 89 116
Новая  
Зеландия
127 130 106 112 120
Норвегия 118 135 94 101 112
Польша 132 127 159 94 119
Португалия 107 111 105 92 123
Республика  
Корея
138 126 156 94 123

 

Продолжение таблицы 2

  Валовой внутренний продукт 2000=100 Индекс 
расходов 
на конечное потребление домашних  
хозяйств 
2000=100
Индекс  
промышленного  
производства  
2000=100
Индекс производства 
продукции сельского хозяйства 
2000=100
Индекс 
потребительских 
цен  
2000=100
Республика  Молдова 163 188 160 116 231
Соединенное Королевство (Великобри- 
тания)
120 122 94 96 121
США 117 122 107 104 120
Таджикистан 197 271 193 186 332
Турция 138 141 140 106 454
Узбекистан 168 204 162
Украина 171 248 186 134 226
Франция 113 118 104 91 113
Швеция 121 117 116 92 111
Япония 111 108 109 101 98
 

     Природно-ресурсный  потенциал России позволяет производить  практически все виды сельскохозяйственной продукции, но тем не менее наша страна является одной из основных стран – импортеров продовольствия. Современное состояние агропромышленного комплекса РФ дает основание сделать следующие выводы:

     - АПК отличается неразвитостью  инфраструктуры рынка, производственной  и социальной инфраструктур;

     - по производству продуктов питания Россия уступает развитым странам;

     - низок уровень урожайности сельскохозяйственных  культур, продуктивности животноводства;

     - устойчиво падает производство  продукции АПК, сокращаются посевные  площади, поголовье скота, происходит  дальнейшее снижение эффективности сельскохозяйственного производства. 
 

     2.2. Международный опыт проведения  структурной политики 

     В мировой практике при проведении структурной политики используется определенная классификация отраслей. Выделяются депрессивные (стагнирующие) отрасли, переживающие период структурного кризиса и нуждающиеся либо в свертывании производства, либо его перемещении в другие страны с более благоприятной структурой издержек, либо в модернизации для удержания конкурентных позиций. Наряду с этой группой отраслей выделяются молодые наукоемкие и быстрорастущие отрасли с перспективами повышения конкурентоспособности.

     В качестве критериев нацеливания  используются такие показатели, как  высокая добавленная стоимость  на одного занятого, большие сопряженные связи и воздействие отрасли на остальную экономику, ответная реакция не аналогичную политику в других странах.

     Проведение  политики нацеливания - сложный процесс. Сложным, в первую очередь, является вопрос о деинвестировании, сворачивании определенных отраслей и производств. За отраслями и производствами стоят интересы предпринимателей, работников, которые могут пострадать. Все структурные преобразования одновременно несут в себе определенные социальные потери для населения и поэтому требуют продуманных и взвешенных действий правительств и законодателей. Учитывая сложность социальных процессов государства часто вынуждены поддерживать и стагнирующие отрасли. Проблема заключается также в том, что задачи государства в области структурных изменений могут нарушать рыночный механизм. Прямая помощь передовым отраслям - это, строго говоря, нарушение правил конкуренции. Понятнее, если помощь оказывается старым, деградирующим отраслям, возможности которых в конкуренции значительно снизились. Это такие отрасли, как текстильная, угольная, металлургическая, судостроительная [11, C.47-48].

Информация о работе Направления по совершенствованию структурной политики России