Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:32, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики в рамках модели IS-LM: концепции и практика реализации в зарубежных странах. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
- выяснить состояние фискальной политики в развитых странах.
1. Введение………………………………………………………………….3-4
2. Глава 1. Сущность, цели и виды фискальной политики………………………………………………………………...5-11
3. Глава 2. Модель IS-LM: сочетание различных налогово-бюджетных рычагов…………………………………………………………………12-21
4. Глава 3. Эффективность применения фискальных рычагов регулирования в развитых странах…………………………………..22-31
5. Заключение………………………………………………………….....32-33
Список литературы………………………………………………………
Физические лица уплачивают подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей 5 ставок: 10%, 20%, 30%, 40% и 50% их дохода. Кроме того взимается подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5%, 10% и 15% дохода физических лиц. По подоходному налогу с физических лиц предоставляется ряд льгот. Существует довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает семейное положение человека, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные граждане. В результате у среднеоплачиваемого человека может освобождаться от уплаты налога более 30% его доходов.
Налог на имущество в Японии в отличие от России и физические и юридические лица вносят по одной ставке. Обычно это 1,4% стоимости имущества. Переоценка его проводится один раз в три года. В объем налогообложения входит все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги.
Среди потребительских
налогов Японии основным является налог
с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине
90-х годов ведется обсуждение о повышении
его до 5%. Существенные доходы приносят
налоги на владение. автомобилями, акцизы
на спиртное, табак, бензин и т.д. [4]
Налоговая
система Швеции
Налоговая система Швеции двухуровневая, децентрализованная: налоги взимаются как центральной властью, так и региональными (земельными) органами власти. Виды налогов определяет Рикстаг (парламент страны), а ставки устанавливают местные власти (лэны и коммуны). Налогообложение ориентировано на потребление. Налоги на личные налоги граждан и взносы (налоги) по социальному страхованию находятся на довольно высоком уровне, а за счет НДС и налогов на потребление обеспечивается до 2/3 всех налоговых доходов бюджета и еще примерно 20 % дают прямые налоги. НДС взимается в бюджет по ставке 25 % (ставка самая высокая в мире), для продовольственных товаров - до 21 %, для гостиничных услуг - 12 %. Освобождены от НДС банковские, финансовые услуги, страхование, здравоохранение, образование и др. Отчетный период для НДС - 2 месяца. Занижение НДС карается штрафом - 20 % от суммы занижения налога. В Швеции налог на корпорации составляет 28 %, но до 1991 года он был на уровне 52 %, до 1994 г. - 30 %. Одной из крупнейших статей дохода бюджета Швеции составляют социальные платежи в виде начислений на фонд оплаты труда. Приведу пример начислений на заработную плату работников наемного труда.
Начисления на заработную плату:
Общая сумма
начислений 38% Если речь идет не о наемном
работнике, а о владельце фирмы, то структура
платежей меняется, а сумма начислений
- 39,3% Если привести расчеты отчислений
от зарплаты российского работника, которые
составляют от 23 до 28 %, и тот уровень социальных
гарантий, которые предлагают шведскому
работнику, то перевес не на нашей стороне.
Однако до начала 90-х годов Швеция считалась
мировым лидером как по ВВП, так и по размерам
налоговых ставок. От такого жесткого
налогового бремени стали падать темпы
экономического роста, снижение конкурентоспособности
шведских товаров на мировом рынке, сокращение
инвестиций и перевод ряда производств
за пределы страны. Поэтому власти в 90-е
годы провели реформу и были вынуждены
принять серьезные меры по снижению налоговых
ставок. Исходя из анализа опыта западных
стран по организации налоговой системы,
можно констатировать, что однозначного
копирования опыта какой-то отдельной
страны быть не может, т. к. на создание
любой системы, в том числе и налоговой,
играют огромное количество факторов.
Поэтому можно говорить только об адаптации
опыта зарубежных стран в условиях российской
действительности.
Налоговая
система Франции
Налоговая
система Франции интересна тем,
что именно в этой стране был разработан
и впервые в 1954 г. внедрен налог
на добавленную стоимость. Налоговая
система нацелена в основном на обложение
потребления. Налоги на доходы и на собственность
являются умеренными. Отличительная черта
налоговой системы Франции - высокая доля
взносов в фонды социального назначения
(ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре
обязательных отчислений составляе6т
43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие
развитые страны. так, в Германии - 37,4 %,
Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %. Налоговые
поступления в доход бюджета центрального
правительства Франции составляет более
93 %. Основной налог, дающий большую часть
поступлений НДС - 45 %. Стандартная ставка
НДС в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1;
4 и 5,5 %, повышенная - 22%. Льготные налоги
составляют чуть более одной трети от
суммы налогов, поступающих в центральный
бюджет. Местные налоги составляют около
40% доходной базы местных органов управления.
Преобладают два вида местных налога:
налог на предприятия и налог на семью.
Налоговая система страны вырабатывается
и осуществляется с целью развития экономики.
Эластичность налоговой системы заключается
в том, что ежегодно в соответствии с изменениями
политической и экономической конъюнктуры
законодательно уточняются ставки налогов.
Правила же применения налогов обычно
стабильны в течение ряда лет. Налогоплательщику
предоставляется право выбора налога
или налоговой ставки.
Налоговые
поступления в
процентах от ВВП
Страна | Года | ||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
США | 29,9 | 28,8 | 26,5 | 25,9 | 26,1 | 27,5 | 28,2 | 28,3 | 26,9 |
Япония | 27,0 | 27,3 | 26,2 | 25,7 | 26,3 | 27,4 | 28,0 | 28,3 | 28,6 |
Швеция | 51,8 | 49,8 | 47,9 | 48,3 | 48,7 | 49,5 | 49,0 | 48,3 | 47,1 |
Франция | 44,4 | 44,0 | 43,4 | 43,2 | 43,5 | 43,9 | 44,0 | 43,5 | 43,1 |
Германия | 37,2 | 36,1 | 35,4 | 35,5 | 34,8 | 34,8 | 35,6 | 36,2 | 36,4 |
Канада | 35,6 | 34,8 | 33,7 | 33,7 | 33,6 | 33,4 | 33,5 | 33,3 | 32,2 |
Италия | 42,3 | 42,0 | 41,4 | 41,8 | 41,0 | 40,8 | 42,3 | 43,5 | 43,2 |
Заключение
Подводя
итоги рассмотрения бюджетно-налоговой
политики, я пришёл к выводу, что воздействие
на экономику государственных расходов
и налогов противоречиво: с одной стороны,
государственные расходы создают дополнительный
платёжеспособный спрос и тем самым позволяют
стимулировать экономический рост, но
с другой стороны, используемое для этой
цели налогообложение населения может
сокращать его потребительский спрос.
Государство пытается вовлечь
в оборот временно свободные средства,
создать, посредством перераспределения
оптимальные условия для воспроизводственного
процесса.
Как крупнейшая экономическая реальность,
охватывающая все сферы жизни страны,
государственные расходы играют центральную
роль при определении структуры потребления,
инвестиций и прибыли в экономике.
Изменение государственных расходов
и налогов оказывает влияние на величину
дохода. Это повышает возможности использования
фискальной политики для стабилизации
экономики. Когда экономика переживает
спад, возможно, для расширения выпуска
следует снижать налоги или увеличивать
государственные расходы. А когда экономика
на подъёме, следовало бы повышать налоги
и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику
к состоянию полной занятости.
На практике фискальная политика
активно используется в целях стабилизации
экономики. Расширение государственных
расходов и снижение налогов применяется,
когда надо помочь экономике выбраться
из кризиса. Снижение расходов и увеличение
налогов практикуется, когда надо затормозить
чрезмерный подъём.
В настоящее время бюджетно-налоговая
политика и бюджет неотделимы друг от
друга. Эта политика является важнейшим
инструментом формирования государственного
бюджета. С другой стороны она включает
в себя теоретическую основу и на практике
определяет статьи расхода бюджетных
средств.
Также хочу отметить, что через
налоговую политику и бюджетное финансирование
предоставляется возможность влиять на
различные стороны хозяйствования, способствуя
ускорению обновления производственных
фондов, быстрейшему внедрению в производство
научно-технического прогресса.
Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.
Меры фискальной
политики не всегда успешны. Порой они
сопровождаются обременительными проявлениями,
могут даже препятствовать стабилизации
национальной экономики. Иногда это неизбежные
болезни роста, а конечный результат будет
благотворным.
Изучение источников формирования государственного
бюджета, а также факторов, влекущих за
собой дефицит бюджета, является одной
из важнейших задач ряда государственных
институтов. Также отмечу, что рациональное
использование государством своего бюджета
ведёт к повышению уровня жизни населения.
Я считаю, что
необходимо совершенствовать бюджетный
механизм и укреплять его доходную базу
для укрепления денежного обращения и
финансового положения.
Всестороннее изучение этого вопроса,
а также грамотное использование механизмов
бюджетно-налоговой политики позволяет
обеспечить стабильные темпы экономического
роста и возможность использования государством
экономических рычагов регулирования.
Приложение 1
Информация об уровне налоговой нагрузки за 1 полугодие
2006- 2007 гг.
Наименование показателя | 1 полугодие 2006 года | 1 полугодие 2007 года | Отклонение, (+/-) |
Налоговая нагрузка с учетом отчислений в ФСЗН, в % к ВВП | 48,6 | 48,3 | -0,3 |
Косвенные налоги, в % к ВВП | 18,6 | 16,8 | -1,8 |
Прямые налоги, в % к ВВП | 9,8 | 9,5 | -0,3 |
Смешанные налоги, в % к ВВП | 4,2 | 2,7 | -1,5 |
Прочие налоговые доходы, сборы, пошлины | 3,3 | 6,7 | 3,4 |
Отчисления в ФСЗН, в % к ВВП | 12,7 | 12,6 | -0,1 |
Приложение 2
Структура
налоговых доходов
Республики Беларусь
в 1 полугодии 2006-2007 гг.
Информация о работе Налогово-бюджетная политика в рамках модели IS-LM