Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:32, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики в рамках модели IS-LM: концепции и практика реализации в зарубежных странах. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
- выяснить состояние фискальной политики в развитых странах.
1. Введение………………………………………………………………….3-4
2. Глава 1. Сущность, цели и виды фискальной политики………………………………………………………………...5-11
3. Глава 2. Модель IS-LM: сочетание различных налогово-бюджетных рычагов…………………………………………………………………12-21
4. Глава 3. Эффективность применения фискальных рычагов регулирования в развитых странах…………………………………..22-31
5. Заключение………………………………………………………….....32-33
Список литературы………………………………………………………
Таким
образом, стимулирующая фискальная
политика (увеличение государственных
расходов и снижение налогов) сдвигает
кривую IS вправо (вверх), что увеличивает
уровень дохода и ставку процента. Наоборот,
сдерживающая фискальная политика (сокращение
государственных расходов и увеличение
налогов) сдвигает кривую IS влево, что
сокращает доход и уменьшает ставку процента.
[6.стр.160-168]
Последствия
фискальной политики
Государство
собирает налоги с отдельных граждан
и предприятий и осуществляет
государственные расходы. Последствия
бюджетно-налоговой политики государства
представлены на рис. 7, 8. Возможны два
процесса.
Рис.7.
Последствия бюджетно-
Предположим, государство сокращает налоги на величину ΔТ (рис. 7).
В этом случае кривая IS смещается вправо на расстояние, равное:
ΔТ×MPC/(1-MPC)
где ΔT — величина, на которую сократятся налоги;
MPC/(1-MPC) - налоговый мультипликатор
Равновесие перемещается из точки А в точку В.
Сокращение налогов увеличивает доход с У1, до У2, также увеличивается и ставка процента с г1 до г2.
Таким образом, бюджетно-налоговая политика стимулирования экономики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов.
Предположим, что государство увеличивает государственные расходы на ΔТ (рис. 8). В этом случае кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное:
ΔG×1/(1-MPC)
где ΔG — увеличение государственных расходов;
1/(1-MPC) – мультипликатор государственных расходов.
Результат
следующий: равновесие перемещается из
точки А в точку В, так как ставка процента
возрастает с г, до г2, а доход увеличивается
с У1, до У2.
Рис.8. Последствия налогово-бюджетной политики: увеличение размера государственных расходов
Доход возрастает через мультипликационный эффект на
ΔG/(1-MPC)
Поэтому кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное этой величине.
Бюджетно-налоговая
политика стимулирования экономики увеличивает
ставку процента и вытесняет часть инвестиционных
расходов. Влияние роста процентных ставок
на инвестиции в связи с ростом государственных
расходов получило название «эффекта
вытеснения вытеснений». [6.стр.160-168]
Глава
3. Эффективность
применения фискальных
рычагов регулирования
в развитых странах
Система
налогообложения является механизмом
аккумуляции доходов госбюджета и воздействия
на общественное производство: на его
структуру, его размещение, на темпы научно-технического
развития. Налогами можно ограничивать
или стимулировать деловую активность.
Иногда налоги используются для решения
довольно частных проблем. Так в Германии
в начале века, с целью прекращения расходования
вина на производство уксуса был введен
налог на уксусную кислоту. Денежные доходы
от налога едва покрывали расходы по его
взиманию, но поставленная задача была
решена. В той же Германии налоги используются
для решения социальных задач. В частности,
после резкого увеличения акциза на табак
некурящих в Германии стало значительно
меньше. Налогообложение используется
также для решения проблем экологии. Дифференцированные
налоги на автотранспорт, учитывающие
экологическую чистоту двигателя с 70-х
годов применяются в США.
Налоги
США
Как и в других странах, формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского государства.
Налоги, дающие наиболее стабильные и крупные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% государственных доходов и расходов. Структура доходов федерального бюджета США характеризуется следующими данными:
Как видим, наиболее крупной статьей дохода является подоходный налог с физических лиц. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый минимум доходов. В начале 90-х годов он составлял 2000 долларов в год. Налогом облагается либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. По подоходному налогу с физических лиц предоставляются налоговые льготы: чистый доход уменьшается на необлагаемый минимум, взносы в благотворительные фонды, налоги, уплачиваемые властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительства штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы). В результате перечисленных вычетов образуется налогооблагаемый доход граждан США. До 1986 г. в США действовало 14 ставок подоходного налога, величина которых варьировалась с 11 до 50%.
Второй по величине статьей доходов федерального бюджета США являются отчисления на социальное страхование от фонда зарплаты. Они уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В отличие от других европейских стран (в том числе и России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам, между работодателем и работником. Ставка отчислений меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка была равна 15,02% фонда зарплаты. Работодатель и работник вносили по 7,51%. При этом облагается не весь фонд зарплаты, а только первые 48,6 тыс. долларов в год в расчете на каждого занятого.
Налог на доходы от корпораций занимает третье место в доходах федерального бюджета США. Основная налоговая ставка - 34% дохода корпораций. Имеют прогрессивный характер: за первые 50 тысяч долларов налогооблагаемого дохода взимается 15%, за следующие 25 тысяч долларов - 25%. Налог на оставшуюся сумму равен 34%. Такой подход к налогообложению имеет большое значение для средних и малых предприятий.
По налогу на доходы корпораций предоставляются налоговые льготы. Из числа дохода корпораций вычитаются: штатные и местные налоги на доходы, 100% дивидендов от дочерних компаний, находящихся в полной собственности корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды, ускоренная амортизация, льготы на инвестиции и научно-исследовательские работы, налоговые скидки на использование альтернативных источников энергии (солнечная энергия или энергия ветра и др.). В то же время, в некоторых случаях взимается налог на сверхприбыль. В начале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти в связи со снятием контроля за внутренними ценами на нефть.
Федеральные
акцизные сборы занимают скромное место
в доходах федерального бюджета: всего
3%. Акцизные сборы установлены на алкогольные
и табачные изделия, 10% бензин, дорогие
автомобили, меха, драгоценности, личные
самолеты и др. Кроме того, в США акцизные
сборы установлены на дороги и воздушные
перевозки.
Налоги
штатов и местные
налоги
Штаты имеют свою, отдельную от федеральной, налоговую систему. Они взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Взимать доходы с корпораций, штаты имеют право только тогда, когда корпорация имеет на его территории строения или служащих. Однако, корпорация может не иметь здесь ни того, ни другого, но торговать на территории штата и получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В настоящее время ставится вопрос о налогообложении компаний и в этом случае. Наиболее высокие ставки на доходы корпораций в Айове - 12%. Коннектикуте - 11,5%, Колумбии - 10,25%. Значительно ниже ставки в штатах Юта - 5%, Миссисипи - от 3% до 5%. Ставки подоходного налога с физических лиц в штатах колеблются от 2 до 12%.
Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог с продаж, косвенный налог на потребление, схожий с налогом на добавленную стоимость. Обычно им не облагаются продовольственные товары за исключением продукции ресторанов. В 1993-1994 гг. налог с продаж применялся в 44 из 50 штатов США. Он отсутствует в Аляске, Дэлавере, Нью-Джерси и др. Ставки налога колеблются, так как устанавливаются самими штатами. Наиболее низкая ставка в Колорадо, Вайоминге - 3%, в Алабаме, Луизиане, Мичигане и др. - 4%. В Калифорнии -7,5%, Иллинойсе - 8%, в Нью-Йорке - 8,25%. Налог с продаж распределяется между штатами и городами.
Некоторые штаты США, например, Калифорния взимает налог на деловую активность. Налог включает в себя два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия, обычно в пределах от 1 до 2,5% его величины, а также налог на зарплату.
Города штатов США имеют свои источники налогов. Главный из них - налог на имущество. В Нью-Йорке этот налог обеспечивает 40% доходов его бюджета. При этом собственность . облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем владелец дома, сдаваемого внаем. В г. Уинтон штата Иллинойс этот налог установлен в размере 6,75% стоимости имущества. Это высокий уровень. В облагаемую стоимость имущества входят земля и строения. В среднем налог на имущество в США составляет 1,4% его стоимости.
Другие налоги
в городах США представлены налогом на
гостиничное обслуживание, налогом на
коммунальные услуги (% от платы), налогом
на сделки при продаже и покупке недвижимости,
налогом на транспортные средства, экологическими
налогами. [9.]
Налоговая
система Японии
Налоговая система Японии имеет некоторые особенности и отличается от налоговых систем европейских стран и США. В Японии существуют 2 типа налогов: государственные и местные.
Одна из особенностей налоговой системы Японии состоит в том, что 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов. Остальные - за счет местных налогов. Значительная часть государственных налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой бюджет. В результате перераспределения налоговых доходов, 64% финансовых ресурсов расходуются как местные средства, а остальные обеспечивают осуществление государством общенациональных функций.
Вторая особенность налоговой системы Японии в том, что доходная часть бюджета страны и бюджета префектур строятся не только на налогах. По сравнению с другими странами в Японии высока доля неналоговых поступлений в бюджеты. В государственном бюджете неналоговые поступления составляют 16%, в местных бюджетах - до 25% доходов. Неналоговые доходы представлены арендной платой, доходами от продажи земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафами, доходами от продажи облигаций, от лотерей и займов.
Третья особенность налоговой системы Японии - множественность налогов. Налоги имеют право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Закон о местных налогах определяет их виды, предельные ставки. Остальные нормы налогообложения регулируются местными парламентами.
Всего в Японии 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно подразделить на три крупные группы: прямые подоходные налоги с физических и юридических лиц, прямые налоги на имущество, прямые и косвенные потребительские налоги.
Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 55% всех поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог - 33,48%, префектурный подоходный налог - 5%, государственного, что дает ставку 1,67% прибыли, городской, поселковый подоходный налог - в размере 12,3% государственного, или - 4,12% прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры (приблизительно 1% прибыли предприятий). В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридических лиц.
Информация о работе Налогово-бюджетная политика в рамках модели IS-LM