Налогово-бюджетная политика в рамках модели IS-LM

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики в рамках модели IS-LM: концепции и практика реализации в зарубежных странах. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть цели и направления фискальной политики;
- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;
- рассмотреть виды фискальной политики;
- проанализировать эффективность фискальной политики;
- выяснить состояние фискальной политики в развитых странах.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3-4
2. Глава 1. Сущность, цели и виды фискальной политики………………………………………………………………...5-11
3. Глава 2. Модель IS-LM: сочетание различных налогово-бюджетных рычагов…………………………………………………………………12-21
4. Глава 3. Эффективность применения фискальных рычагов регулирования в развитых странах…………………………………..22-31
5. Заключение………………………………………………………….....32-33
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

налогово-бюджетная политика в рамках модели IS-LM.doc

— 1.65 Мб (Скачать)
fy">  Стратегические  цели фискальной политики преследуются на длительном интервале времени:

  • Обеспечение стабильного роста;
  • Развитие научно-технического прогресса;
  • Стимулирование структурной перестройки;
  • Расширение экспорта.

   Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процессы либо на краткосрочных временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот.

  С учетом стратегических и тактических  целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность. [6]

  

 

  «Рис.2. Влияние стимулирующей фискальной политики на стабилизацию темпов роста национального производства»

        Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.

     
«Рис.3. Влияние  сдерживающей фискальной политики на стабилизацию темпов роста ВВП» 

   ВЫВОД: Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста.

   Глава 2. Модель IS-LM: сочетание различных налогово-бюджетных рычагов 

   Модель  IS-LM  представляет собой модель совместного равновесия

товарного и денежного рынков. Она была разработана английским экономистом Дж. Хиксом в 1937 г. в статье «Мистер Кейнс и классики» и получила широкое распространение после выхода в 1949 г. книги американского экономиста Э. Хансена «Монетарная теория и фискальная политика» (поэтому модель иногда называют моделью Хикса-Хансена).

   Основной целью анализа экономики с помощью модели IS-LM являетcя объединение товарного и денежного рынков в единую систему. Модель IS-LM позволяет наглядно представить процессы взаимодействия отдельных рынков не только в ходе приспособления к совместному равновесию, но и при переходе от одного равновесного состояния к другому.

   Для построения модели I-LM  необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок и, значит, общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке, свою очередь, уровень процентной ставки влияет на объем инвестиций, являющихся элементом совокупных расходов. Таким образом, товарный и денежный рынки взаимосвязаны через национальный доход У, инвестиции I и процентную ставку r.

   Модель  IS-LM сохраняет все предпосылки простой кейисианской модели:

   • уровень  цен фиксирован = сопst) и является экзогенной величиной, поэтому номинальные и реальные значения всех переменных совпадают;

   • совокупное предложение (объем выпуска) совершенно эластично и способно удовлетворить любой объем совокупного спроса;

   • доход  (Y), потребление (С), инвестиции (I), чистый экспорт п) являлся эндогенными переменными и определяются внутри модели;

   • государственные  расходы (С), предложение денег (М), налоги (Т) являются величинами экзогенными и задаются вне модели.

   Исключение  составляет предпосылка о постоянстве ставки процента. Если в модели Кейнсианского креста ставка процента фиксирована и выступает экзогенным параметром, то в модели IS-LM она эндогенна и формируется внутри модели; ее уровень меняется и определяется изменением ситуации (равновесия) на денежном рынке.[6.стр.153-154]

   Модель IS-LM позволяет:

    1. показать взаимосвязь и взаимозависимость товарного и денежного рынков;
    2. выявить факторы, влияющие на установление равновесия как на каждом из этих рынков в отдельности, так и условия их одновременного равновесия;
    3. рассмотреть воздействие изменения равновесия на этих рынках на экономику;
    4. проанализировать эффективность фискальной и монетарной политики;
    5. вывести функцию совокупного спроса и определить факторы, влияющие на совокупный спрос;
    6. проанализировать варианты стабилизационной политики на разных фазах экономического цикла.
 

   Совместное  равновесие двух рынков. Модель IS-LM

   Кривая  IS отражает все соотношения между Y и г, при которых товарный рынок находится в равновесии. Кривая LM - все комбинации Y и г, которые обеспечивают равновесие денежного рынка. Пересечение кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента г (равновесная ставка процента) и уровня дохода Y (равновесный уровень дохода), обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках.

   

Рис.4. Равновесие в модели IS-LM 

   Равновесие в экономике достигается в точке Е (рис. 4).

   На  рис. 4 (например, в точке А, которая лежит на кривой IS, но вне кривой LM) существует равновесие на товарном рынке (т.е. совокупный выпуск равен совокупному спросу). В этой точке процентная ставка оказывается выше равновесной, поэтому спрос на деньги меньше, чем их предложение. Так как у людей есть лишние деньги, они попытаются избавиться от них, купив облигации. В результате увеличатся цены на облигации, что приведет к падению процентных ставок, а это, в свою очередь, приведет к росту планируемых инвестиционных расходов. Таким образом, совокупный спрос вырастет. Точка, описывающая состояние экономики, движется вниз по кривой IS до тех пор, пока процентная ставка не упадет, а совокупный выпуск не вырастет до равновесного уровня.

   В случае если экономическая ситуация описывается  точкой, лежащей на кривой LM, но вне кривой IS (точки В и D), рыночные механизмы все равно приведут ее к равновесию. В точке В несмотря на то, что спрос на деньги равен их предложению, совокупный выпуск оказывается выше равновесного уровня, больше совокупного спроса. Фирмы не могут продать свою продукцию и накапливают незапланированные запасы, что заставляет их сокращать производство и снижать выпуск. Снижение объема производства означает, что спрос на деньги упадет, все это приведет к снижению процентных ставок. Точка, описывающая состояние экономики, будет двигаться вниз по кривой LM до тех пор, пока не достигнет точки общего равновесия. 

   Использование модели IS-LM для анализа последствий стабилизационной политики 

   Графический инструментарий модели IS-LM позволяет проанализировать влияние различных вариантов макроэкономической политики на совокупный спрос и рассмотреть, как каждое планируемое изменение в политике воздействует на равновесный уровень дохода.

   Кривые  IS-LM  могут изменять свое положение под воздействием различных факторов, из которых наибольший интерес представляют изменения государственных расходов, налогов и предложения денег, поскольку они являются инструментами фискальной и денежно-кредитной политики. В модели IS-LM воздействие фискальной политики будет отражаться в сдвигах кривой IS, а денежно-кредитной - в сдвигах кривой LM. [6.стр.160-166] 

   Влияние фискальной политики 

   Рассмотрим  сдвиг кривой IS, вызванный ростом государственных расходов. Предположим, что первоначально равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке е1 при процентной ставке r1 и национальном доходе У1. (рис.5) 

   

   Рис.5. Стимулирующая фискальная политика в рамках модели IS-LM 

   Допустим, экономическая ситуация в стране потребовала увеличения государственных расходов. Они приводят к увеличению совокупных расходов, что обусловливает рост национального объема производства, кривая IS1 сдвигается в положение IS2. Но растущий совокупный выпуск увеличивает спрос на деньги, который начинает превышать предложение денег, что, соответственно, приводит к росту процентной ставки до r2. На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей увеличивать объем инвестиций. В свою очередь, рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процентной ставке r1 прирост инвестиций. В этом случае новое положение равновесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е», а совокупный выпуск увеличится до У2.

   Рост  процентной ставки снижает мультипликационный эффект государственных расходов. Прирост государственных расходов частично вытесняет плановые инвестиции, т.е. оказывает влияние эффект вытеснения. Этот эффект снижает эффективность стимулирующей фискальной политики. Именно на него ссылаются монетаристы, утверждая, что фискальная политика недостаточно действенна и приоритет в макроэкономическом регулировании должен быть отдан денежно-кредитной политике.

   Снижение  налогов при неизменном уровне государственных  расходов оказывает такое же воздействие, как и увеличение государственных  расходов. Оно приводит к тому, что при любом данном значении процентной ставки совокупный выпуск будет больше вследствие роста располагаемого дохода, потребления и совокупного спроса. Величина этого воздействия определяется налоговым мультипликатором. Однако равновесный уровень дохода также меньше, чем в модели Кейнсианского креста за счет повышения ставки процента.

   

   Рис.6. Мультипликативный эффект на различных  участках кривой LM 

   Таким образом, влияние денежного рынка снижает мультипликативный эффект, однако в какой степени это происходит, зависит от того, в пределах какого из трех участков кривой LM происходит сдвиг кривой IS (рис. 6).

   Если  первоначальное совместное равновесие на рынках товаров и денег   представлено   на   кейнсиансианском отрезке, то мультипликативный эффект дополнительных государственных расходов проявляется в полной мере (прирост дохода практически равен расстоянию сдвига кривой IS). Это объясняется тем, что в исходном состоянии равновесие установилось при низком уровне национального дохода и близкой к минимальной ставке процента. В подобной ситуации у людей небольшой спрос на деньги для сделок и большой спрос на них со стороны активов. Если при таком состоянии экономики начинает расти совокупный выпуск, то возникающая дополнительная потребность в деньгах для сделок удовлетворяется за счет денег, находящихся в активах, не вызывая существенного роста ставки процента, и планируемый объем инвестиций не будет сокращен.

   Если  совместное равновесие на рынках товаров  и денег приходится на классический отрезок кривой LM, сдвиг линии IS вообще не изменит совокупный спрос на блага в текущем периоде. Причина заключается в том, что при ставке процента выше максимальной в составе активов домашних хозяйств уже нет денег, поэтому осуществить новые инвестиционные вложения можно только за счет перераспределения существующего объема кредитных средств к более эффективным вариантам. В результате суммарный инвестиционный спрос не изменится, а, следовательно, останется прежним и совокупный выпуск текущего периода.

   Равновесный уровень дохода в модели IS-LM будет зависеть и от наклона кривых. Поскольку наклон кривой IS определяется величиной мультипликатора расходов и чувствительностью изменения автономных расходов к ставке процента (чем меньше эти коэффициенты, тем кривая IS более крутая), а наклон кривой LM - чувствительностью спроса на деньги к изменению дохода и изменению ставки процента. Например, эффективность налоговой политики будет сильнее там, где выше предельная склонность к потреблению (кривая IS более пологая). При высоких значениях склонности к сбережению сокращение налогового бремени не приведет к краткосрочной стабилизации, а выразится в образовании дополнительных частных сбережений.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика в рамках модели IS-LM