Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 Понятие и структура налоговой системы 4
1.2 Классификация основных видов налогов 5
1.3 Роль налоговой политики страны в регулировании экономики 7
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1 Правовые основы функционирования налоговой системы Республики Беларусь 12
2.2 Структура налоговой системы Республики Беларусь 15
2.3 Анализ налогов уплачиваемых в Республике Беларусь 18
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 32
Особые режимы налогообложения.
К особым режимам налогообложения относятся:
единый налог для производителей сельскохозяйственной
продукции; единый налог с индивидуальных
предпринимателей и иных физических лиц;
налог при упрощенной системе налогообложения;
налог на игорный бизнес; налог на доходы
от осуществления лотерейной деятельности;
налог на доходы от проведения электронных
интерактивных игр; сбор за осуществление
ремесленной деятельности; сбор за осуществление
деятельности по оказанию услуг в сфере
агроэкотуризма.
[15]
Налоговая система Республики Беларусь представляет собой динамически развивающуюся структуру, со сформировавшейся нормативно правовой базой. Тем не менее, по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах. Эти отличия носят как системный, так и методологический характер. К системным, в частности, можно отнести:
Во-первых, количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт.
Вторым важным системным отличием являются существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т.д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции. Учитывая способы и возможности переложения налогов, нельзя считать прямые налоги более эффективными или полезными для экономики, чем косвенные. Тем не менее, прямые налоги позволяют сглаживать колебания экономической конъюнктуры без внесения изменений в налоговое законодательство. Их высокая доля в налоговой структуре как раз и делает налоговые системы экономически развитых стран высокоэластичными и более нейтральными по отношению к экономике.
К отличиям методологического характера налоговой системы РБ от оптимальной относятся прежде всего различия в конкретных моделях построения и механизмах взимания каждого из применяемых налогов и сборов.
Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства. [8]
Реализованные за истекший период 2010 года мероприятия в области налоговой политики направлены на радикальное упрощение налоговой системы Республики Беларусь. С целью ликвидации «перекосов» в исчислении земельного налога в 2010 году принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. № 420 «Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Указом предусмотрено применение на всей территории республики комбинированных ставок земельного налога. Такой порядок предполагает порог размера кадастровой стоимости земельного участка, ниже которого плательщик уплачивает земельный налог по фиксированной ставке (1 200 000 рублей за гектар - по общественно-деловой, производственной и рекреационной зонам и 80 000 рублей за гектар - по жилой многоквартирной и жилой усадебной зонам). В случае, если кадастровая стоимость земельного участка выше установленного порога, применяются ставки земельного налога, предусмотренные в процентах от кадастровой стоимости в размерах согласно приложению к Указу. [13]
Для упрощения порядка исчисления земельного налога количество ставок по видам земель сокращено Указом с 48 до 12.
В рамках работы по дальнейшему реформированию налоговой системы с целью ее упрощения и сближения по составу налогов с налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Закон предусматривает с 1 января 2011 года отмену:
В результате отмены данных налоговых платежей в 2011 году снижение налоговой нагрузки на экономику составит 0,4 процента к ВВП, что позволит оставить в распоряжении предприятий более 700 млрд. рублей. Указанные средства будут являться потенциальным источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования.
В отношении основных налогов Закон предусматривает упрощение порядка их исчисления и уплаты. В частности, по налогу на добавленную стоимость:
По налогу на прибыль предусмотрено:
По акцизам: отменить текущие платежи.
По подоходному налогу с физических лиц:
По налогу на недвижимость: усовершенствовать порядок применения отдельных налоговых льгот.
По земельному налогу:
По экологическому налогу:
По государственной пошлине: с учетом исключения из налоговой системы как самостоятельного платежа сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств, соответствующую процедуру предлагается включить в состав объектов обложения государственной пошлиной, что позволит исключить отдельный налог из налоговой системы республики. [15]
По единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц:
Ряд положений Закона касается общих вопросов налогообложения.
Так, в Законе урегулированы вопросы взимания налогов при передаче и использовании имущества в рамках договора доверительного управления имуществом.
Законом плательщику предоставляется право использовать налоговые льготы, не примененные ранее. Такое право плательщик сможет реализовать в ходе проведения налоговой проверки после представления в обязательном порядке документов, подтверждающих право на льготы. Кроме того, право на использование льгот в таком случае будет иметь место лишь при наличии в совокупности следующих условий: с момента возникновения права на льготы не прошло три года; плательщик ранее не отказался от этих льгот; налоговое обязательство по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам).
Положения Закона предусматривают исключение из Налогового кодекса требования о ведении раздельного учета в качестве обязательного условия исчисления налогов и применения налоговых льгот. При этом глава 21 Общей части Налогового кодекса, определяющая права плательщиков, дополнена положением, предоставляющим право плательщику по своему усмотрению вести раздельный учет объектов налогообложения для целей применения налоговых льгот.
Закон предусматривает сохранение права местных Советов депутатов повышать (понижать), но не более, чем в два раза, ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. На протяжении ряда лет такое право предоставлялось местным Советам депутатов законами о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год. [15]
Подводя итоги восемнадцатилетнего развития налоговой системы Республики Беларусь, можно с уверенностью сказать, что на нынешнем отрезке она приобрела такие важные черты, как устойчивость и стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов. Очевиден тот факт, что государством уже сегодня проведена значительная работа по созданию условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, которая в дальнейшем будет продолжена.
Изучив
теоретические аспекты налоговой политики,
а также определив основные направления
и механизм реализации налоговой политики
Республики Беларусь, можно сделать следующие
выводы: