Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 Понятие и структура налоговой системы 4
1.2 Классификация основных видов налогов 5
1.3 Роль налоговой политики страны в регулировании экономики 7
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1 Правовые основы функционирования налоговой системы Республики Беларусь 12
2.2 Структура налоговой системы Республики Беларусь 15
2.3 Анализ налогов уплачиваемых в Республике Беларусь 18
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1 Понятие и структура налоговой системы 4
1.2 Классификация основных видов налогов 5
1.3 Роль налоговой политики страны в регулировании экономики 7
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12
2.1 Правовые основы функционирования налоговой системы Республики Беларусь 12
2.2 Структура налоговой системы Республики Беларусь 15
2.3 Анализ налогов уплачиваемых в Республике Беларусь 18
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 32
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.
В Республике Беларусь система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров РБ.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики Республики Беларусь.
Задачи данной работы: рассмотрение налогов и налоговой системы в общем; характеристика основных видов налогов; анализ роли налоговой системы в регулировании экономики; рассмотрение налоговой системы Республики Беларусь; анализ налогов, уплачиваемые в Республике Беларусь; определение основных направлений совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
При проведении исследования применялись методы научной абстракции, прогнозирования, а так же аналитические методы и приемы.
В своей
работе я опиралась на различную
экономическую литературу, журнальные
и газетные статьи.
Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства. [1]
Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам. Сформулированные еще А.Смитом 4 основных принципа построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени. К ним относятся: принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику; принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика; принцип экономичности, заключающийся в минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.[5]
Налоговая система выполняет следующие функции:
фискальную
- обеспечение доходов
Для
каждого государства общее
Исторически сложились две формы построения налоговых систем – шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедyлы. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога. В глобальной налоговой системе налог взимается с общей суммы дохода.
Современные налоговые системы имеют довольно сложную структуру, включающую различные виды налогов, которые позволяют учесть и имущественное положение плательщиков, и получаемые ими доходы. Многообразие форм налогов связано со стремлением учесть различия в платежеспособности налогоплательщиков, сделать налогообложение в целом психологически более легким, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. [1]
Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обусловливает необходимость их систематизации.
Самым первым и наиболее используемым до настоящего времени является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному, или по обложению расходов на потребление, на два основных вида — прямые и косвенные.
Прямые налоги накладывают обязательства непосредственно на текущие доходы или имущество физических и юридических лиц. Типичным примером подобного налога является подоходный налог с физических лиц; применительно к юридическим лицам — налог на прибыль предприятий. Налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица. Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагают отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т.д.). Личные налоги, в отличие от реальных, учитывают платежеспособность налогоплательщика. При их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот.
Косвенные налоги накладывают обязательства на деятельность и продукцию этой деятельности (товары и услуги). Наиболее существенные примеры: НДС, акцизы. Данными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги.
Также принята классификация налогов в зависимости от уровня органов власти, их устанавливающих. В соответствии с этим критерием налоги подразделяют на общегосударственные (которые устанавливаются на всей территории государства), региональные (действующие в рамках отдельных регионов) и местные (обязательные к уплате на территориях, подчиненных местному органу власти).
По направлению налоги подразделяются на общие и специальные. Общие обезличиваются и поступают в казну государства и направляются на общегосударственные мероприятия. Специальные (целевые) в соответствии с назначением взыскиваются с определенных плательщиков (например, на прибыль нефтяных компаний) или направляются на определенные цели (отчисления на социальное страхование). [5]
Вместе с тем большинство налогов ориентировано на оценку объекта налогообложения в стоимостной форме. В зависимости от характера изменения доли платежа в доходе налоги классифицируют следующим образом:
Классификации
помогают обеспечить группировку налогов
по схожим признакам, что позволяет систематизировать
анализ налогов для выявления тенденций
и выработки направлений совершенствования
взимания части частных доходов на удовлетворение
общественных потребностей.
Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов является налоговая политика, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения.
В экономической литературе налоговое регулирование чаще всего определяют как меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня
налогообложения, отчислений в бюджет. [5]
Фактически налоговое регулирование – процесс воздействия налоговой системы на экономическое поведений субъектов налоговых отношений посредством применения системы особых мероприятий и инструментов, имеющей целью достижение задач экономической политики государства.
Основной задачей создания механизма налогового регулирования является достижение баланса целей, интересов и возможностей государства и налогоплательщика, позволяющего обеспечить эффективность экономической политики. [4]
Налоговое регулирование основывается на принципе «обратной связи», которую обеспечивают налогоплательщики, корректируя свое экономическое поведение в ответ на изменения в налогообложении. Возможность получить адекватный ответ субъекта налоговых отношений на те или иные меры налоговой политики определяется налоговым сознанием общества. Особенность экономических систем в отличие от механических предполагает не моментальную реакцию, а отсроченные во времени последствия тех или иных решений в сфере налогообложения. Указанная особенность свидетельствует, с одной стороны, о необходимости обдуманных и взвешенных решений и действий, а с другой – об обеспечении стабильности налоговой системы для выявления реакций субъектов налоговых отношений на происходящие изменения. [6]