Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 4

1.1 Понятие и структура налоговой системы 4

1.2 Классификация основных видов налогов 5

1.3 Роль налоговой политики страны в регулировании экономики 7

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 12

2.1 Правовые основы функционирования налоговой системы Республики Беларусь 12

2.2 Структура налоговой системы Республики Беларусь 15

2.3 Анализ налогов уплачиваемых в Республике Беларусь 18

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 32

Работа содержит 1 файл

Налоговая система.docx

— 73.14 Кб (Скачать)

     В мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы налогового регулирования:

  • включение в систему налогов  дополнительных или изъятие из системы налогов ранее уплачиваемых сумм;
  • замена одних способов или форм налогообложения другими;
  • дифференциация ставок налога;
  • установление налоговых льгот (общих и специальных) и преференций, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам  (в частности» полное или частичное освобождение от уплаты налогов, отсрочка платежа или аннулирование задолженности  и возврат ранее уплаченных сумм;
  • изменение субъектного состава налогов;
  • применение налоговых каникул;
  • использование ускоренной амортизации;
  • предоставление налоговых кредитов, рассрочек, отсрочек.

     Результативность влияния государства на поведение экономических агентов, а через них на макроэкономические пропорции определяется способностью комплексно использовать имеющиеся налоговые инструменты для обеспечения необходимого воздействия на поведение субъектов налоговых отношений. [14]

     Разнообразие и противоречивость подходов экономистов к проблеме налогового регулирования связаны, кроме прочего, с тем, что разделение экономической теории на микро -и макроэкономику в некоторой степени в рамках налоговой концепции означало необходимость изучения процесса налогообложения либо преимущественно с точки зрения государства, либо с точки зрения экономического субъекта. Однако наиболее эффективным в любом случае является комплексный анализ, поскольку налоговое регулирование, осуществляемое государством, дает эффект, не иначе как влияя на поведение субъектов хозяйствования.

     Достижение максимальной налоговой нейтральности при осуществлении процессов налогового регулирования — идеальная и труднодостижимая ситуация. Налогообложение обязательно вносит дисбаланс в первоначальное состояние равновесия меновой стоимости двух товаров.

Налоговый механизм реализует принципы налоговой  системы в практике хозяйственной жизни. [7]

    Налоговый механизм — совокупность методов, норм и правил осуществления налогообложения в конкретных социально-экономических условиях.

     Основными его элементами являются три вида финансово - экономической  деятельности:

     1) налоговое планирование и прогнозирование включает оценку итогов хозяйственного развития за истекший период и прогноз перспектив; выработку концепции налогообложения; оценку налогового потенциала; законодательное оформление налогообложения; утверждение бюджета по налогам. Основная задача налогового планирования и прогнозирования — экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из принятой налоговой концепции. Занимаются  налоговым планированием и прогнозированием правительственные органы, в том числе налоговая администрация в также парламентские комитеты по бюджету и финансам,  эксперты;

     2) налоговый контроль как элемент налогового механизма охватывает систему налогообложения, а также проводится по отдельным налогам, группам налогоплательщиков, территориям.

     Главное требование исходит из классического принципа дешевизны и эффективности налоговой системы: налоговый контроль должен приносить значительно больше средств, чем затрачивается на его проведение.

     Налоговый контроль проводится налоговыми органами посредством учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, налоговых проверок, опросов налогоплательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и других объектов, где могут находиться объекты налогообложения, а также в иных формах, предусмотренных законом;

     3) бюджетно-налоговое регулирование представляет собой комплекс мер, посредством которых государство осуществляет составление экономически обоснованных прогнозов поступления налоговых доходов в бюджет, а также определяет, по каким направлениям и как осуществляется регулирование экономических процессов посредством налоговых инструментов. [12]

     Таким образом с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных  условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. [10]

 

 

2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     2.1 Правовые основы функционирования налоговой системы Республики Беларусь

 

     Налоговое законодательство государства, как и любая другая отрасль законодательства, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

  • Налоговый Кодекс государства и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
  • Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
  • Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового Кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь;
  • Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и Постановлениями Правительства Республики Беларусь.

     Налоговый Кодекс – это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. Принят    Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. Налоговый Кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения обязательства, осуществления налогового контроля, обжаловании решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

      Декреты и Указы Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения регламентируют механизм взаимодействия отдельных налогов и сборов, отличающихся, как правило, особым режимом их взимания. По своей юридической силе Декреты и Указы Президента приравнены к Законам государства.

      Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения, призваны обеспечить исполнение законов, декретов, указов. Они содержат разъяснительный материал, который детализирует механизм практической реализации того или иного направления налоговых отношений.

     Нормативные правовые акты республиканских органа государственного управления, органов местного управления и самоуправления являются по своей сути инструкциями по расчету и взиманию налогов. Инструкции разработаны по каждому налогу, сбору, пошлине и четко определяют объект налогообложения, сроки их уплаты и процедуру взимания.

     С введением Налогового Кодекса в Республике Беларусь завершена работа по созданию налогового законодательства государства, урегулированию вопросов расхождения положений действующих правовых актов и достижению их соответствия друг другу. Кодекс определил юридическую силу всех нормативно-правовых актов, действующих в налоговой сфере, их соподчиненность по отношению к другим документам или, говоря иными словами, их место в законодательной иерархии.

     Установлено, что высшей юридической силой в системе законодательства Республики Беларусь обладают Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь.

В случае расхождения Закона, Декрета, Указа  с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь.

     В случае расхождения Декрета или Указа с Законами, Закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание Декрета или Указа были предоставлены Законом.

     Законы, Декреты, Указы и Постановления Правительства Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств иных республиканских органов государственного управление и Национального банка Республики Беларусь.

Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к законам. При этом Гражданский Кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам.

     В совокупности нормативно-правовых актов, действующих в сфере налогообложения, можно выделить два уровня. Первый законодательный уровень включает Налоговый Кодекс государства и принятые в соответствии с ним «налоговые» законы и правовые акты Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения. Второй законодательный уровень -все остальные нормативно-правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие их исполнение.

     Таким образом, Налоговый Кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния. [5]

     2.2 Структура налоговой системы Республики Беларусь

 

     Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

     В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

  • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа. [11]

     На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), – республиканские  и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

     Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательны к уплате на всей территории Республики Беларусь. Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень, В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».

Информация о работе Налоговая система