Налоговая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:38, реферат

Описание работы

На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов

Содержание

Содержание

Введение
Налоги и налоговые системы
1.1.Налоги их функции и виды
1.2. Понятие налоговой системы
1.3. Принципы налогообложения
Налоговая система России
Основы налоговой системы
Анализ налоговой системы РФ
Заключение
Список изученной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по экономике!.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     Существенные изменения произошли  с Подоходным налогом с физических лиц. Налог на доходы физических лиц (подоходный налог), может взиматься с таких видов доходов, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу; пенсии, пособия, стипендии; дивиденды и проценты; страховые выплаты; доходы, полученные от представления в аренду или реализации имущества и др. Некоторые виды доходов физических лиц освобождаются от налогообложения (пособия по безработице, беременности и родам, государственные пенсии, алименты, выплаты компенсаций и др.)

     До 1 января 2001 года в России использовалась прогрессивная ставка подоходного налога. В настоящее время в нашей стране  используется пропорциональная ставка 13%, устанавливаемая независимо от размера дохода физического лица.

     С 2005 года введена в действие  гл. 25 "Водный налог". В налоговом кодексе РФ установлены все элементы формально нового налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

     После трех лет тяжелых дискуссий и обсуждений принята с 1 января 2005 и введена в действие гл. 25.3 "Государственная пошлина". Это показательный и очень важный факт, даже с общеправовой точки зрения, потому что с помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и не налогового характера. Теперь на ряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовывать  зеркальный по отношения к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающие всеми признаками налога или сбора, если они прямо не поименованы в Налоговом кодексе. Обращаясь в те или иные уполномоченные государством органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить государственную пошлину в случаях и в размере, предусмотренных в НК. При этом размеры государственной пошлины во многих случаях снижены, а по большинству позиций установлены ее предельные размеры. Все это – в пользу налогоплательщика.

    Налог на операции с ценными  бумагами заменяется государственной  пошлиной в значительно меньших  размерах. Отменяется сбор за  использование наименования "Россия" и "Российская федерация", он  тоже заменен государственной  пошлиной, которую нужно уплатить один раз, а не платить налог с оборота, который существовал, фактически под видом этого сбора.

     Формально с 1 января 2005 уже введена  в действие гл. 31 "земельный налог". Однако фактически большинство муниципалитетов сможет ввести такой налог только с 2006 года. Это принципиально новый налог, базирующийся на кадастровой стоимости земли. С его повсеместным введением будет исправлена сложившаяся на основе ряда достаточно сомнительных показателей, разработанных еще в 1991 году и давно оторвавшихся от жизненных реалий.

     Размер налоговой ставки определяют  муниципальные власти, но она  не должна превышать 1,5%, а для  земель, используемых для сельскохозяйственных  нужд, занятых жилищным фондом, представленных  для жилищного строительства  или же ведения хозяйства и садоводства, размер налоговой ставки не может быть выше 0,3%. Кроме того, в зависимости от  категории земли могут быть установлены дифференцированные ставки.

     Организации и предприниматели  будут рассчитывать налог сами  на основании сведений государственного земляного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности. Граждане будут получать из налоговых инспекций уведомления с расчетом земельного налога.

     Переход всех регионов на новый  порядок сбора земельного налога, даст дополнительные доходы местным бюджетам. Эти доходы будут расти по мере совершенствования земельного кадастра, вовлечения земли в оборот, выдачи свидетельств о собственности, оценки земли.8

     Налог на имущество физических  лиц взимается с жилых домов, квартир, дач, гаражей иных строений, помещений и сооружений, находящихся на праве собственности у физических лиц. Налог уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой в размере,  не превышающем 0.1% от инвестируемой стоимости для имущества не выше 300 000 рублей.

     Акциз включается в цену товара  в виде надбавки к цене и  изымается в государственный  и местный бюджет. Формально плательщиками  (сборщиками) этого налога выступают  предприятия, производящие / продающие  подакцизную продукцию и оказывающие налогооблагаемые услуги, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Акцизы распространяются на ограниченный круг товаров и услуг, как правило, массового потребления и высокий доходности. Чаще всего к ним относятся табак, алкоголь, легковые автомобили, природный газ, нефть и некоторые другие продукты ввозимые на территорию страны.

     С 1 января 2002 г. снижена ставка по налогу на прибыль организаций с 35% до 24% с одновременной отменой льгот. Кроме того, российские предприятия получили право включать в расходы по налогу на прибыль все экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, что отвечает мировым стандартам. Согласно закону о федеральном бюджете на 2003год, 6%  налога зачисляется в федеральный бюджет, 16% - в региональный бюджет; 2% - в местный бюджет.

     В 2003г была введена упрощенная  налоговая система. В соответствии  НК РФ упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе.

     При применении упрощенной системы  налогообложения налогоплательщики  уплачивают единый налог, исчисляемый  по результатам их хозяйственной  деятельности за налоговый период. С уплатой которого с них не взимаются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности) и единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу нанятых ими физических лиц.

     Право перехода на упрощенную  систему налогообложения предоставляется  организациям, получившим по итогам 9 месяцев прошедшего года доходы  от реализации (без учета НДС)  в размере не превышающем 11 млн руб. индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от размеров полученных доходов.9

     Тенденции последних двух лет  показывают нарушение баланса  между распределением доходов в федеральный и городской бюджет в сторону федерального. Соотношение распределения доходов в г. Москве по итогам 8 месяцев 2004г. составило: 70,2% в федеральный бюджет против 29,8% ( рис 2). По 2003 г. Оно составляло 65% к 35%, а в 2001-2002 гг. 51% на 49%. 
 

   

        

Рис. 2. Поступления-возвраты Федерального и  городского бюджетов.

      Это происходит на фоне общего  увеличения собираемости налогов  в г. Москве, даже с учетом  инфляции. Увеличиваются возвраты (большей  частью экспортного НДС), которые составляют почти 11% от всех доходов, из них почти все – 10,4%, приходятся на долю федерального бюджета. Это косвенно подтверждает   не только сырьевую структуру нашего экспорта, но и увеличение товарооборота с другими странами.

     Именно поэтому особую актуальность представляют налоги, идущие на пополнение городского бюджета и на  собираемость которых можно реально повлиять. Такими налогами в первую очередь являются: налог на имущество (физических лиц, юридических лиц, наследование и дарение), транспортный налог, земельный налог.

      Результаты  сбора "прочих налогов"  наряду с НДС и налогом на  прибыль выглядят следующим образом.                                                                                                           Основные налоги консолидированного бюджета за 8 мес. 2004г.

Вид налога Группа Федеральный бюджет (млрд. руб.) Городской бюджет (млрд. руб.)
Подакцизные товары

Налог на имущество

НДС

Прибыль

Земельный налог

Транспортный  налог

Налог на рекламу

Доходы  физлиц

1

1

1

1

2

2

2

2

36,268

0,025

131,197

45,519

0

0

0

0

10,162

18,723

0

170,105

0,654

1,164

3,305

66,852

     Основные налоги легко можно  разбить на две группы. 1 группа  это налоги,  которые примерно  поровну распределяются между  федеральным и городским бюджетами. 2 группа – это налоги, составляющие важную часть городских доходов, но не являющихся первостепенной задачей Федеральной налоговой службы.10

Способы уплаты налога.

     На сегодняшний день в РФ  существует три основных способа  уплаты налога: уплата налога по декларации, уплата налога фискальным агентам и кадастровый способ уплаты налога.

1. Уплата налога по декларации. На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах.

     Во-первых, декларация о доходах  может служить основанием для  исчисления налога налоговыми  органами. В этом случае обязанность  уплатить налог возникает при  вручении налогоплательщику налогового  извещения.

     Во-вторых, декларация о доходах  может является всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога. В дальнейшем возможны проверки соответствия действительности сведений, указанных в декларации.

     В РФ обязанность уплаты налога  по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица в отношении  подходящего налога.

2. Уплата налога у источника дохода (фискальным агентам). В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного фискальным агентом. Таким образом, налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

3. Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр – это реестр объектов (земли, сооружений и т. д.), которые определенным способом  классифицированы, устанавливающий среднюю доходность каждой категории объектов. При уплате налогов на основе кадастра размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов, доход от которых с трудом поддается учету.11

2.2. Недостатки налоговой системы РФ

Тем не менее действующая в России налоговая  система вызывает множество нареканий  со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается — постоянный и неизменный спутник российских налогов.

Информация о работе Налоговая система России