Налоговая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:38, реферат

Описание работы

На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов

Содержание

Содержание

Введение
Налоги и налоговые системы
1.1.Налоги их функции и виды
1.2. Понятие налоговой системы
1.3. Принципы налогообложения
Налоговая система России
Основы налоговой системы
Анализ налоговой системы РФ
Заключение
Список изученной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по экономике!.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     Прогрессивный налог предполагает увеличение процентной ставки по мере возрастания дохода. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц используется во многих странах мира. Предположим, американский налогоплательщик с годовым доходом 25000 долларов выплачивает подоходный налог по ставке 20% , а его соотечественник с годовым доходом 100 000 долларов – 40%. За год первый перечислит в бюджет  5 000 долларов, а второй 40 000 долларов. В данном примере при четырехкратной разнице в уровне дохода существует восьмикратная разница в размере подоходного налога.  Таким образом, при прогрессивной налоговой ставке подоходный налог увеличивается с ростом дохода в большей пропорции. Прогрессивная система имеет преимущество перед пропорциональной в трех позициях:

  • обеспечивает большие поступления в бюджет.
  • способствует уменьшению дифференциации доходов населения.
  • может регулировать экономические процессы по территориям и отраслям.

1.3. Принципы налогообложения

     На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

     Наглядно это демонстрирует  кривая Лаффера, получившая название  по имени американского экономиста, обосновавшего зависимость бюджетных доходов от налоговых ставок. Ее смысл в том, что снижение ставок налогов обладает мощным стимулирующим воздействием на экономику. При снижении ставок налогов в конечном счете увеличивается налоговая база: раз выпускается больше продукции, то и налогов собирается больше, хотя это происходит не сразу.

               На рис. 1. можно увидеть графическую интерпретацию основной идеи Лаффера. Поступления налогов в госбюджет (T) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат – предельная налоговая ставка (t). В данном случае предлагается, что речь идет о ставке подоходного налога. По мере роста налога от 0 до 100% доходы 

                   Рис 1. Кривая Лаффера.            государственного бюджета (налоговая  выручка)                                                                                  будет вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снежатся опять до 0. Мы видим, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, являются ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или "уходить в тень"

        Современные принципы налогообложения  таковы:

      1. Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей  налогоплательщика.

      2. Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и пеней, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

      3. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

      4. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к изменяющимся общественно-политическим  потребностям.

      5. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом  государственной экономической  политики. Этот принцип относится  к регулирующей функции налогообложения.

     Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, % к итогу: 
 
 

    Налоги  на личные доходы 40
    Налоги  на прибыль корпораций (фирм) 10
    Социальные  взносы 30
    Налог на добавленную стоимость 10
    Таможенные  пошлины 5
    Прочие  налоги и налоговые  поступления 5
 

     В России роль отдельных налогов  в доходах бюджета несколько  иная. В связи с относительно  низким уровнем жизни большинства  населения поступления от налогов  на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и НДС .4

     Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Легче всего  обстоит дело с налогами на  землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную  и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в  зависимости от показателя эластичности  спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем  менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается на потребителя . Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     При высокой эластичности спроса  увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению  потребления, а при высокой  эластичности предложения — к  сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений  или перелив капитала в другие сферы деятельности. 

2. Налоговая система  России

2.1. Основы налоговой  системы

      Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный.  Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням представлены в таблице.5 
 

Федеральные налоги и сборы Региональные  налоги и сборы Местные налоги и сборы
  1. Налог на добавленную стоимость
2. Акцизы на  отдельные виды товаров (услуг)  и отдельные виды минерального сырья.

3. Налог  на прибыль (доход) организаций

4. Налог  на доходы от капитала

5. Подоходный  налог с физических лиц

6. Взносы  в государственные социальные  внебюджетные фонды

7. Государственная  пошлина

8. Таможенная  пошлина и таможенные сборы

9. Налог  на пользование недрами

10. Налог  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы

11. Налог  на дополнительный доход от  добычи углеводородов

12. Сбор  за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими  ресурсами

13. Лесной  налог

14. Водный  налог

15. Экологический  налог

16. Федеральные  лицензионные сборы.

1. Налог на  имущество организаций

2. Налог  на недвижимость

3. Дорожный  налог

4. Транспортный  налог

5. Налог  с продаж

6. Налог  на игорный бизнес

7. Региональные  лицензионные сборы

1. Земельный  налог

2. Налог  на имущество физических лиц

3. Налог  на рекламу

4. Налог  на пользование или дарение

5. Местные  лицензионные сборы

 

     Таким образом, Налоговый кодекс  РФ закрепляет 28 видов налогов  и сборов. На сегодняшний день  количество налогов остается  в России достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты.  К примеру, в США действуют только 10 основных налогов и еще 4 вида, применяемых на уровне отдельный штатов.6

Как правило, существует определенный перечень льгот  по каждому налогу. Однако существует особый  порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

     Политика ускоренной амортизации  способствует сокращению сроков  амортизационных отчислений путем  увеличения размеров годовой  нормы отчислений. Таким образом,  сокращаются сроки окупаемости  оборудования и у производителей  появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики. Метод ускоренной  амортизации является важным стимулом увеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики. Его применение способствует интенсификации НТП, поощрению структурных изменений в экономике, особенно развитию наукоемких отраслей.     Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. По российскому законодательству, воспользоваться такой отсрочкой имеют право предприятия, проводящие НИКОР или техническое перевооружение производства. Кредит может быть представлен по налогу на прибыль, а  также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанавливается в переделах от ½ до ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ.

     Меры налогового регулирования  широко используются для стимулирования  конкурентоспособности, условий  для накопления капитала, а так  же поощрения социально полезной деятельности корпораций. К мерам подобного рода относятся система налоговых мер по стимулированию компаний добывающих отраслей. В виде так называемых скидок на истощение недр. Согласно этому положению, добывающие компании имеют право резко сокращать уплату налогов под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых, а в яде случаев и вовсе освобождаться от уплаты налогов.

   В 2005 году  в налоговое законодательство РФ внесено достаточно много изменений  и дополнений. Их общий вектор –  сокращение числа налогов, рационализация налоговой системы и дальнейшее снижения налоговой нагрузки.

  Самым важным шагом является снижение базовой  ставки единого социального налога. ЕСН установлен гл. 24 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом признается календарный год. Максимальная налоговая ставка для большинства налогоплательщиков снижена с 35,6% до 26%.7 Снижение ставки ЕСН, являющееся главной мерой по уменьшению налогового бремени в 2005 г., приведет к дополнительному росту ВВП на 0,4-0,6% и к увеличению инвестиций на 1,3-1,5%. Это средства, которые останутся у предприятий и будут работать на экономику. Снижение ставки ЕСН приведет к увеличению собственных ресурсов предприятий, производящих конечную продукцию, на 6-11%, а дополнительный прирост рентабельности капитала составит 1-2%. Снижение ставки ЕСН повлияет также и на прирост фонда оплаты труда, что приведет к увеличению реальных доходов населения. Согласно прогнозу, в 2005 г. прирост ФОТ в номинальном выражении с учетом снижения ставки ЕСН составит 22%, без учета снижения ставки ЕСН - 19,1%. В 2006 г., соответственно, 18,7% и 14,4%. При этом с 1 января 2005 года увеличен " порог регрессии", т. е. величина налоговой базы, начиная с которой начинается применение регрессии. Доступ к регрессивным ставкам начинается с выплат свыше 280 000 руб. годового дохода на одного работника.

     Приняты серьезные меры по  НДС. НДС – взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей. При движении товаров или услуг от производителя к потребителю они проходят длинные технологические цепочки производства и обращения. На каждой стадии производства или реализации создается дополнительная стоимость продукта, которая и служит объектом налогообложения. Ставки НДС могут быть дифференцированы по различным группам товаров: например, товаров, именуемых предметами роскоши (ставка обычно выше); по группе товаров первой необходимости (ставка обычно ниже). В большинстве развитых стран НДС составляет 10-20% от величины добавленной стоимости. Ряд товаров, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.

     С 1 января 2004 г. снижена ставка налога на добавленную стоимость с 20% до 18%. Это является очень важной мерой, направленной на увеличение оборотных средств предприятий. С 2005 года отменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости. Не менее важным является переход на принцип "страна назначения " в торговле с Украиной, Казахстаном и Беларусью в полном объеме, включая поставки углеводородов. Теперь экспорт нефти и газа в эти государства СНГ рассматривается как нормальный экспорт, и экспортеры получили возможность предъявлять к вычету соответствующие суммы НДС, уплаченные в РФ. Для реализации этих мер было ратифицировано несколько дополнительных межгосударственных соглашений.

Информация о работе Налоговая система России