Налоговая система РФ и пути её реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э.1
Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов. Современную историю налоговой системы России ведут с 1918 г, когда была разрушена система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 5
ГЛАВА 2. ПРОТИВОРЕЧИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………………………………………....11
2.1. Основные проблемы налоговой системы РФ. ........................................12
2.2. Противоречия основных налогов РФ. ……………………………..........15
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ. .17
3.1. Направления налоговой реформы. ……………………………………....17
3.2. Реформирование налоговой системы. ……………………………. ..........19
3.3. Проблемы совершенствования налоговой системы ………………......21
3.4 Предложения российских экономистов…………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Работа содержит 1 файл

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО.последний вариант.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

     «Сибирская  академия государственной службы» 
 

     Кафедра Экономической теории 
 

     Курсовая работа

       по дисциплине: «Экономическая теория»

     тема: «Налоговая система РФ и пути её реформирования» 
 
 
 
 

     Выполнила:

       студентка I курса, группа 10121

     Айтенбекова Айнура Айтчановна

     Проверила:

     Брызгалова  Ирина Валентиновна

     доцент  кафедры,

     канд. эконом. наук 
 

     Новосибирск 2011

Оглавление

Введение.

     Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э.1

     Немногим  позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов. Современную историю налоговой системы России ведут с 1918 г, когда была разрушена система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры.

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

     Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

     Одна  из важнейших проблем, стоящих перед  правотворческими органами на сегодняшний  день - это реформирование налоговой системы. Ее несовершенство понятно всем, но пути ее реформирования не совсем ясны.

     Оптимально  построенная налоговая система  должна не только обеспечивать финансовыми  ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

     В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой в виде налогов доли ВВП) в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоговая система является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

     Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа.

     Целью данной работы является рассмотрение:

     -основные  принципы организации налоговых  органов РФ;

     -значимости  в формировании бюджета;

     -иерархии  налоговых органов;

     -противоречия  действующей налоговой системы;

     -рассмотрение  путей реформирования налоговой  системы РФ

     В данной работе предпринята попытка  проанализировать состояние налоговых  органов РФ на современном этапе, показать насколько происходящие изменения отвечают требованиям сегодняшнего времени и какие задачи стоят сейчас перед налоговыми органами для выполнения возложенных на них государством функций - это и является основным объектом предлагаемого исследования. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Общая характеристика налогов и налоговая система России.

     Основы  существующей в настоящее время  российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием  Закона РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. №2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система.

     С 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть  НК РФ. В ней определены общие принципы построения налоговой системы в России. С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.

     Налоговый кодекс устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

     -виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

     -основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

     -принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

     -права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

     -формы и методы налогового контроля;

     -ответственность за совершение налоговых правонарушений;

     -порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

     Основные  положения о налогах в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ (п. 3 ст. 57, 71, 132).2 В этих статьях изложены основополагающие положения, касающиеся налогообложения и сборов  в РФ. Развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой налоговых законах. Основными из них являются Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах», законы РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О подоходном налоге с физических лиц», «О налоговых органах РФ» и другие законы и подзаконные акты.

     На  этих конституционных положениях базируется и Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых — законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

     Налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Однако только закон налагает на налогоплательщика соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

     Вопрос  о налоговом законодательстве —  это не только вопрос о видах нормативных правовых актов, но и об отношениях, подлежащих урегулированию именно актами конкретного вида. По форме налоговое законодательство является совокупностью актов законодательных (представительных) органов. По содержанию налоговое законодательство является совокупностью норм, регулирующих вопросы налогообложения и сборов, отнесенные Конституцией РФ к ведению законодательных (представительных) органов власти.

     Таким образом, налоговое законодательство состоит из комплекса налоговых  норм, которые в совокупности образуют сложную систему, включающую акты федерального налогового законодательства, налогового законодательства субъектов РФ, налоговые нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах.

     С помощью налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Современное российское законодательство дает определение  налога в Налоговом кодексе РФ (гл.1 ст.8)3

     Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

     Однако  данное определение характеризует  налог, а сбор имеет свое определение.

     Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или задачу разрешений (лицензий).

     Общие условия установления налогов и  сборов определены в ст.17 НК РФ. Налог  считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

     -объект налогообложения;

     -налоговая база;

     -налоговый период;

     -налоговая ставка;

     -порядок исчисления налога;

     -порядок и сроки уплаты налога.

     Дополнительными элементом налогообложения является налоговая льгота.

     Согласно  НК РФ - льготы по налогам и сборам - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Льготы, в частности, могут выражаться в предоставлении возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

     Налоговый кодекс Российской Федерации – это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в РФ. С его принятием в России окончательно сформирована единая налоговая система.

     Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

     В первую очередь систему налогов  РФ необходимо характеризовать как  совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом пятнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов:

Информация о работе Налоговая система РФ и пути её реформирования