Налоговая система РБ и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Функционирование государственных объектов не возможно без какого либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. В связи с этим, пожалуй единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему – единственный способ финансирования данных объектов. Однако налоговая система в Республике Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.

Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система РБ .DOC

— 300.50 Кб (Скачать)
  • чаще всего применяются три ставки НДС - пониженная для товаров первой необходимости, повышенная для предметов роскоши и стандартная для всех остальных товаров и услуг. Средний уровень стандартной ставки по странам ОЭСР - не более 14%, пониженной - 5-7%, повышенной - до 20%;
  • используются две формы освобождений от НДС - прямое освобождение от начисления налога и нулевая ставка налога (валовая сумма налога по продажам равна нулю и предприятию возвращаются все суммы налога, уплаченные при покупках производственных ресурсов). Нулевая ставка обычно применяется только к экспорту товаров и услуг. Прямые освобождения имеют достаточно узкую сферу применения и, как правило, устанавливаются для финансовых и страховых услуг, услуг связи и транспорта, образования и здравоохранения;
  • при налогообложении внешней торговли все европейские страны применяют принцип страны назначения товара (экспорт освобождается от налога на основе нулевой ставки, а импорт облагается налогом по действующим в стране-импортере ставкам);
  • все страны используют счет-фактурную технику сбора налога и специальный налоговый учет.

      На  основе этого обзора общепринятой системы  НДС отметим следующие искажения, допущенные в белорусской модели этого налога, не позволяющие полностью реализовать его конкретные преимущества:

  • прежде всего, нарушается одна из трех главных характеристик НДС - полный и немедленный зачет всех сумм налога, уплаченных при покупках производственных ресурсов. По действующему законодательству об НДС суммы налога, уплаченные при приобретении и (или) ввозе основных средств и нематериальных активов, принимаются к зачету только в размере 1/12, а при осуществлении капитального строительства - после ввода объектов в эксплуатацию. Кроме того, суммы налога, уплаченные при приобретении и (или) ввозе производственных ресурсов, принимаются к вычету не в полном объеме, а в пределах сумм налога, исчисленного по реализации товаров (работ, услуг). Предусмотрен также очень сложный и длительный механизм возврата излишне уплаченных сумм налога. Такие искажения существенно снижают роль НДС в стимулировании инвестиций и технического прогресса;
  • предусмотрены широкие льготы по НДС, т.е. прямые освобождения (причем не от начисления, а от уплаты налога), особенно в отношении сельскохозяйственных товаров, что существенно сокращает налоговую базу и уровень доходности НДС;
  • соответственно применяются более высокие ставки налога - стандартная (18%) и пониженная (10%);
  • техника сбора налога не основана на счет-фактурах и только частично предусматривает ведение специального налогового учета, что делает НДС весьма сложным в применении; при налогообложении внешней торговли используется смешанная система - принцип страны происхождения товаров в торговле с Россией и Грузией и принцип страны назначения в торговле со всеми остальными странами. В результате этого белорусский бюджет несет ощутимые потери, которые с 1 июля 2001года фактически переложены на налогоплательщиков путем уменьшения налоговых вычетов при нулевой ставке НДС к экспорту товаров на усредненную величину в размере 4%. Безусловно, такое решение снижает конкурентоспособность белорусского экспорта. В этом же направлении действует и то обстоятельство, что нулевая ставка НДС применяется только к экспорту товаров. Экспорт работ и услуг, за исключением транспортных услуг, строительных работ и услуг по переработке сырья на давальческих условиях, облагается налогом по действующим ставкам.

     Понятно, что постепенный отказ от этих искажений и определяет конкретный механизм реформирования этого налога.[11]

     Акцизы

     Акцизные  сборы на отдельные виды товаров применяются во всех странах. Обычно в перечень подакцизных товаров входят товары, вредные для здоровья человека и окружающей среды, т.е. табак, алкогольные товары, нефть и нефтепродукты. Основные принципы построения акцизов: равные условия налогообложения для отечественных и импортных товаров; применение механизма зачета сумм акцизов, уплаченных на предыдущих стадиях производства и обращения; налогообложение импорта и освобождение от акциза экспорта товаров; умеренные и стабильные ставки. При этом рекомендуются более доходные и не подверженные инфляции адвалорные (процентные) ставки.

     Из  всех этих принципов в белорусской  модели акцизов нарушается в основном последнее требование. Применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов.

     Очевидно, что в реформировании этого налога главной задачей является введение механизма законодательного утверждения  стабильных ставок. Целесообразно рассмотреть вопрос о замене специальных ставок на адвалорные.

     В мировой практике эти налоги аналогичны налогу на прибыль (нераспределенную и распределенную в виде дивидендов) корпораций, который применяется только к фирмам, имеющим корпоративную структуру собственности (акционерным обществам и компаниям). Учитывая существенные различия в организации производства и структуре собственности фирм, действующих в экономически развитых странах, по сравнению с предприятиями стран с переходной экономикой, в целом принятую в РБ модель этих налогов как прямых налогов на реально получаемые юридическими лицами доходы и прибыль, можно признать приемлемой. Во всяком случае, на период до завершения постепенного реформирования госсобственности. Тем не менее, исходя из опыта России и других стран с переходной экономикой, можно выделить в качестве необходимых следующие начальные преобразования этих налогов:

     а) четкое определение субъектов, попадающих в сферу действия этих налогов. Они должны отвечать двум обязательным условиям: во-первых, осуществление любых видов коммерческой (т.е. направленной на извлечение прибыли) деятельности; во-вторых, наличие юридического лица, основанного на принципе ограниченной ответственности, т.е. выступающего либо в форме акционерного общества, либо в форме унитарного государственного предприятия. Кроме того, налогоплательщики должны разделяться на резидентов и нерезидентов с четким закреплением правил налоговой юрисдикции государства;

     б) расширение налоговой базы, в том  чесле за счет сокращения вычетов из облагаемого дохода и уточнения состава издержек по осуществлению коммерческой деятельности. Для налогоплательщиков-резидентов в облагаемые доходы (прибыль) должны входить все их доходы из источников в РБ, а также доходы от инвестиционной деятельности и финансовых операций из всех источников (т.е. как в Беларуси, так и в других странах). Налогоплательщики, не являющиеся резидентами, платят налог только на доходы от источников в РБ. Включение  инвестиционного и финансового доходов в налоговую базу, даже если они получены из иностранных источников, очень важно, поскольку оно препятствует утечке инвестиционного капитала за границу;

     в) сохранение единых унифицированных  для всех видов деятельности и  налогоплательщиков (резидентов и нерезидентов) порядка взимания и ставок налога на прибыль. В частности, действующие повышенные ставки налога на прибыль (доходы) банков и страховых организаций следует уравнять с применяемыми для всех остальных видов деятельности. Пониженная ставка может быть сохранена только для предприятий малого бизнеса;

     г) введение и законодательное закрепление  упрощенных схем начисления амортизации и индексирования на инфляцию по официально объявленным коэффициентам;

     д) уточнение и законодательное  закрепление правил ведения учета  затрат и условий применения кассового метода и метода начислений.[11]

     Подоходный  налог.

     Для стран с развитой рыночной экономикой - это основной налог, обеспечивающий преобладающую долю налоговых поступлений, что также обусловлено сложившейся структурой собственности. Этим налогом  облагаются все виды доходов всех групп и слоев населения. При этом прибыль на вложенный капитал рассматривается так же, как любой другой вид дохода. К тому же этот налог позволяет лишь немногие вычеты из облагаемого дохода. Главным из них является вычет издержек, которые необходимы для получения облагаемого дохода. Но при этом в такой доход не входит тот средний минимум годового дохода, который получают низкооплачиваемые слои населения. Для стран с развитой рыночной экономикой он, как правило, достаточно высокий. Учет требований равного и справедливого налогообложения обычно делает систему индивидуального подоходного налога довольно сложной. Для создания равных стимулов к различным видам предпринимательской деятельности максимальная ставка подоходного налога должна быть равна ставке корпорационного налога.

     Очевидно, что конкретная модель подоходного  налога всегда зависит от реально  достигнутых уровня и структуры  доходов в экономике, а также  форм организации предпринимательской  деятельности.  С этих позиций в качестве первоочередных реформ этого налога в Беларуси можно предложить следующие меры:

     1) значительно увеличить необлагаемый  минимум доходов, установив так  называемый "нулевой интервал" хотя бы на уровне бюджета  прожиточного минимума, с тем, чтобы в целях социальной справедливости исключить из обложения доходы наиболее низкооплачиваемых слоев населения и освободить их от подачи налоговых деклараций;

     2) существенно расширить сферу  действия этого налога за счет  включения в облагаемую базу всех видов постоянно получаемых доходов (от работы по найму, индивидуальной предпринимательской деятельности и от собственности), пересмотра системы льгот и введения общепринятой в мировой практике налоговых вычетов;

     3) пересмотреть прогрессивную шкалу ставок налога.

     Однако  нельзя решать этот вопрос однозначно в пользу установления по примеру  РФ плоской единой ставки подоходного  налога на уровне 13%. Необходим взвешенный подход и учет реально складывающейся динамики уровня и структуры доходов населения. Сейчас в Беларуси применяется сложно-прогрессивная шкала, когда каждый прирост дохода, превышающий 240 среднемесячных базовых величин, облагается по повышенным налоговым ставкам. При этом минимальная ставка налога в размере 9% применяется только к облагаемому доходу до 240 среднемесячных БВ, максимальная составляет 30%. Такая структура ставок основана на предпосылке, что люди, имеющие более высокие доходы, должны не только платить больше в абсолютных суммах, но и отдавать в виде налогов большую долю своих доходов. Но на практике это не приводит к заметному увеличению поступлений от названного налога в бюджет или повышению той доли поступлений, которую обеспечивает население с высокими доходами. И не только в связи с незначительным удельным весом таких групп населения, но и в основном из-за ухода высоких доходов в теневую экономику. При прогрессивной шкале даже людям со средними доходами невыгодно иметь дополнительные доходы, поскольку нередко почти весь их прирост фактически уходит в налоги.

     Пропорциональные ставки, безусловно, более просты и удобны в применении. Главным их преимуществом считается выравнивание условий налогообложения для различных слоев населения и снижение негативного воздействия налогов на стимулы к трудовой и инвестиционной активности.

     Помимо этого, снижение прогрессивности в подоходном налогообложении и переход к пропорциональным ставкам часто имеет и эффект увеличения бюджетных поступлений. В США, например, в результате реформы 1986 года доля налоговых поступлений от населения с высокими доходами увеличилась с 35% до 44%, при этом средние реальные процентные ставки (рассчитываются как отношение фактических поступлений к реально облагаемому доходу) для малообеспеченных и средних слоев населения сократились, и в среднем по всем группам населения реальная ставка осталась на прежнем уровне - 13% от облагаемого дохода.

     Но  нельзя однозначно утверждать, что  пропорциональные ставки лучше прогрессивной  шкалы. Многое зависит от реальной экономической  ситуации, складывающейся дифференциации населения в зависимости от уровня получаемых доходов и, главное, от того, насколько комплексно проводится реформа. То есть, изменяются ли подходы к определению общего объема и состава доходов, подлежащих налогообложению, какие налоговые вычеты и льготы применяются при подсчете облагаемого дохода, каковы размеры необлагаемого минимума доходов, используются ли механизмы индексации доходов и вычетов на инфляцию и т.д.

     С учетом этого наиболее приемлемым для  Беларуси является введение вместо действующей  сложно-прогрессивной шкалы ставок двухуровневой пропорциональной шкалы с нижней ставкой на уровне 10% и верхней - на уровне 15%.[11]

     Отчисления  на социальное страхование

     В первую очередь необходимо придать  им статус налога, как это сделано в развитых странах, а сейчас и в России, и пересмотреть соотношение ставок платежей между нанимателями и работниками (при существующей схеме - 35% и 1% соответственно). Сохранив общий размер тарифа, целесообразно увеличить ставку платежей для работников хотя бы до 10 - 12% с тем, чтобы усилить их целевой, возвратный характер и создать основу для последующего постепенного введения добровольного индивидуального социального страхования (в частности, пенсионного). Одновременно ставку взносов для нанимателей логично сократить вначале до 23 -25%, что позволит только за счет перераспределения снизить налоговое давление на предприятия. Действующий излишне высокий уровень обложения фонда зарплаты (с учетом чрезвычайного налога почти двукратный) не только завышает себестоимость и соответственно снижает ценовую конкурентоспособность продукции, но и подрывает стимулы к созданию новых рабочих мест. Кроме того, должны быть разработаны эффективные механизмы координации деятельности налоговых органов и администрации социального страхования как в обеспечении сбора этих платежей, так и в ведении необходимого учета и документации.[11]

Информация о работе Налоговая система РБ и пути ее совершенствования