Налоговая ответственность на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть теоретические основы и основные формы привлечения к налоговой ответственности.
Задачи:
- Изучить понятие, субъекты, функции и признаки налоговой ответственности.
- Рассмотреть налоговые штрафы, как форм налоговой ответственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности ………….5
1.1. Понятие налоговой ответственности, её субъекты ……………….5
1.2. Функции, признаки и принципы налоговой ответственности…...10
Глава 2. Привлечение к налоговой ответственности………………….16
2.1. Налоговые штрафы как форма налоговой ответственности……..16
2.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения……………………………………...23
Заключение………………………………………………………………27
Библиографический список …………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

       Теперь  за непредставление налоговой декларации будут платить штраф в размере 5 процентов за каждый полный или  неполный месяц опоздания, но не более 30 % от величины налога, которая осталась неоплаченной на момент подачи декларации, но не менее 1 000 рублей, независимо, ни от величины налога, ни от срока опоздания представления декларации.

       Добавились  новые санкции. Так за нарушение  установленного способа представления  налоговой декларации в электронном  виде в случаях, предусмотренных  НК РФ, налагается штраф в размере 200 руб. Новая норма адресована только тем налогоплательщикам, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде.

       Несколько подробно рассмотрим штрафы за грубое нарушение правил учета – ст. 120 НК, п.3 Внесены изменения в определение  «грубых нарушений» (статья 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»). Теперь наряду с регистрами бухгалтерского учета здесь упомянуты и регистры налогового учета.

       Так что теперь налоговики будут штрафовать еще и за отсутствие регистров налогового учета, а также за несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Причем размер штрафов существенно увеличен:

       - за грубые нарушения в течение  одного налогового периода —  10 000 рублей.

       - за грубые нарушения в течение  нескольких налоговых периодов  — 30 000 рублей.

       - за грубые нарушения правил  учёта, приведшие к занижению налоговой базы — 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

       Отметим, что к грубым нарушениям правил учёта  относятся:

       1) Отсутствие первичных документов;

       2) Отсутствие счетов-фактур;

       3) Отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учета;

       4) Отражение хозяйственных операций  в регистрах несвоевременно или  неправильно.

       Весьма  существенной является поправка в статью 123 «Невыполнение налоговым агентом  обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов». Раньше налогового агента наказывали только за «не перечисление (неполное перечисление)» налога. Теперь же, в формулировку состава правонарушения добавлены слова «не удержание» и «неполное удержание». Их отсутствие приводило к спору: имеет ли налоговая инспекция право штрафовать налогового агента, если он не удержал налог при выплате дохода. Ведь раньше штраф взыскивался только за «не перечисление (неполное перечисление)» налога. А если налоговый агент не удержал налог, то у него не возникает и обязанности перечислить его в бюджет. Теперь такие моменты исключаются.

       Кроме того, штраф будет грозить и  тем налоговым агентам, которые  перечисляют «чужие» налоги за свой счет. Такое часто случается при  работе с иностранными компаниями, когда российские заказчики предпочитают платить НДС за свой счёт, чем объяснить иностранцу, что из его дохода нужно удержать российский НДС. Теперь такие деяния караются штрафом в размере 20% от суммы не уплаченного налога.

       Увеличен  штраф до 30 000 рублей за несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест, или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога.

       За  непредставление в налоговые  органы затребованных документов в  установленный срок теперь штрафуют на 200 рублей за каждый документ (ст. 126 НК РФ).

       Штраф за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, а  ровно как иное уклонение от представления  таких документов, либо представление  документов с заведомо не достоверными данными, установлен штраф в размере 10 000 руб.

       Неуплата  или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных  действий (бездействия), совершенные  по неосторожности (п.1 ст. 122 НК РФ) – штраф 20% от недоимки. Те же деяния, совершенные умышленно (п.3 ст. 122 НК РФ) – штраф 40% от недоимки.

       Неявка  либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о  налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ч. 1 ст. 128 НК РФ) – штраф 1000 рублей.

       Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ч. 2 ст. 128 НК РФ) – штраф 3000 рублей.

       Отказ эксперта, переводчика или специалиста  от участия в проведении налоговой  проверки (п.1 ст. 129 НК РФ) – штраф 500 рублей.

       Дача  экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п.2 ст. 129 НК РФ) – штраф 5000 рублей.

       Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (п.1 ст. 129.1 НК РФ) – штраф 5000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года (п.2 ст. 129.1 НК РФ) – штраф 20 000 рублей.

       Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации  в налоговых органах игровых  столов, игровых автоматов, касс - трехкратный  размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. Те же деяния, совершенные более одного раза (п.2 ст. 129.2 НК РФ) - шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

       Увеличены штрафы для банков:

       - за неисполнение банком решения  о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (при отсутствии задолженности) — штраф 20 000 рублей;

       - за непредставление банком в  налоговый орган справок (выписок)  по операциям и счетам —  штраф 20 000 рублей.

       Поправки не обошли стороной и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Туда введена новая статья 19.7.6 «Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка». Такой отказ, а также незаконное воспрепятствование доступу проверяющего к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей.

       Срок  давности налогов. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (п. 1 ст. 115 НК РФ). Судебная практика показывает, что при несвоевременной сдаче деклараций, отсчет шестимесячного срока начинается со дня их представления, независимо от даты составления акта или решения налоговой инспекции.

       Малозначительность  налоговых правонарушений. Малозначительность правонарушения никак не отражается на штрафах, налагаемых согласно Налоговому кодексу. Однако этот фактор может учитываться судьями при рассмотрении дел о наложении штрафов по Кодексу об административных правонарушениях (ст. 2.9 КоАП РФ). В силу отсутствия в законодательстве определения малозначительности правонарушения, с учётом сложившейся судебной практики, её можно охарактеризовать как отсутствие угрозы причинения значительного ущерба интересам государства и общества. Довольно часто, суды, признавая вину в совершении правонарушения, ввиду их малозначительности ограничиваются замечанием.

       Смягчающие  обстоятельства. Налоговым кодексом установлен перечень обстоятельств, которые смягчают ответственность за налоговые правонарушения. Благодаря этому, сумма штрафа может быть уменьшена судом как минимум в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).

       Арбитражная практика показывает, что, кроме случаев, предусмотренных в налоговом  кодексе, могут быть и другие смягчающие обстоятельства, например, несоразмерность санкций допущенному правонарушению; нет отрицательных последствий для бюджета; правонарушение совершено не умышленно или первый раз; убыточная деятельность организации и др.

       Отягчающие обстоятельства. Величина штрафов увеличивается в два раза, если правонарушение совершается повторно (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ). Это называется отягчающим обстоятельством. Но в случае, если с момента вступления в силу решения суда (налогового органа) прошло 12 месяцев (п. 3 ст. 112 НК РФ), налогоплательщик считается не привлекшим к ответственности.

       Никто не может гарантировать положительного исхода судебного разбирательства в пользу налогоплательщика в таком вопросе как уменьшение штрафа. В то же время суд остаётся единственной инстанцией в защите налогоплательщиком своих прав, и поэтому остаётся или подчинится не справедливому решению налоговых органов или бороться за свои права в арбитраже.

       Оспорить  налоговые штрафы возможно. Но сделать  это можно только при грамотном и профессиональном подходе к делу. 

       2.2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения 
 

       Налоговый кодекс РФ устанавливает возможность  применения обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Привлечение к налоговой ответственности основывается на различных правовых принципах, одним из которых является принцип индивидуализации наказания. Названный принцип выражается в учете формы вины правонарушителя, а также обстоятельств, которые смягчают или отягчают ответственность правонарушителя.

       Перечень  обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, закреплен ст. 112 НК РФ.

       В соответствии с названной нормой обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

       1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. Наличие данного обстоятельства влияет на мотивы совершения налогового правонарушения. Например, индивидуальный предприниматель занизил налогооблагаемую базу в целях неполной уплаты суммы налога по причине отсутствия необходимых денежных средств, которые ранее были им потрачены на медицинское лечение или необходимы для будущего восстановления здоровья. Вместе с тем между стечением тяжелых личных или семейных обстоятельств и совершением налогового правонарушения должна быть причинно- следственная связь, объясняющая нарушение законодательства о налогах и сборах именно названными фактами;

       2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Названные обстоятельства являются неблагоприятными факторами, существенно ограничивающими свободу выбора поведения со стороны правонарушителя. Налоговое правонарушение может быть совершено в результате сознательной деятельности третьих лиц, поскольку угроза, принуждение, создание ситуации материальной, служебной либо иной зависимости оказывает давление на сознание и волю виновного, понуждая его нарушать налоговое законодательство.

       Вместе  с тем необходимо учитывать, что  в качестве смягчающего обстоятельства может рассматриваться только реальная угроза, т. е. угрожающее лицо должно иметь возможность фактического причинения вреда правонарушителю или его близким лицам. Например, угрозой может быть возможность причинения телесных повреждений, повреждения или уничтожения имущества, распространения позорящих сведений и т. д. Реальная угроза должна быть направлена на принуждение лица к совершению налогового правонарушения — только в этом случае угроза или принуждение могут быть рассмотрены как обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность.

       Смягчающим  обстоятельством является и совершение правонарушения в силу материальной, служебной или иной зависимости. Материальная зависимость проявляется, например, при совершении налогового правонарушения лицом, состоящим на иждивении у привлекаемого субъекта. Служебная зависимость проявляется при совершении налогового правонарушения подчиненным лицом по указанию вышестоящего должностного лица. «Иная» зависимость может проявляться в различных ситуациях, например, вытекать из родственных или супружеских отношений, основываться на законе или договоре (зависимость подопечных от опекунов и попечителей, контрагентов по сделке и т. д.). Вместе с тем не является смягчающим обстоятельством, основанным на «иной» зависимости, совершение налогового правонарушения дочерним предприятием, филиалом или представительством по указанию (воздействию) головного предприятия.

       Данный  в ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, не является исчерпывающим, поскольку п. 3 названной статьи предоставляет суду право считать в качестве смягчающих и иные обстоятельства. Как показывает анализ судебной и арбитражной практики, в качестве других смягчающих обстоятельств суды признают неясность или некорректность налоговых нормативных правовых актов, причинение государству незначительного вреда, тяжелую болезнь налогоплательщика.

Информация о работе Налоговая ответственность на современном этапе