Налоги: сущность, функции, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Налоги – это порождение государства, они существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Содержание

Введение стр. 3

Глава 1. Сущность налогов стр. 4

Глава 2. Классификация налогов РФ и их виды стр. 6 2.1 Принципы налогообложения стр. 6

2.2 Классификация по механизму формирования стр. 8

2.3 Классификация по уровням налогообложения стр. 9

2.4 Классификация по объектам налогообложения стр. 12

2.5 Раскладочные и количественные налоги стр. 13

2.6 Закрепленные и регулирующие налоги стр. 13
2.7 Общие и целевые налоги стр. 13

Глава 3. Роль и функции налоговой системы стр. 13
3.1 Фискальная и регулирующая функции стр. 15

3.2 Распределительная функция стр. 15

3.3 Социальная функция стр. 16

3.4 Стимулирующая функция стр. 16

3.5 Контрольная функция стр. 17

Глава 4. Кривая Лаффера стр. 17
Глава 5. Изменения в налогово-бюджетной сфере в 2005 году в РФ стр. 19
5.1 Снижение налогового бремени стр. 19

5.2 Централизация налоговых доходов стр. 21

5.3 Налоговая обеспеченность регионов стр. 22
Заключение стр. 25 Список используемых источников и литературы стр. 30

Работа содержит 1 файл

9.Курсовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     При этом финансовая помощь, с которой  в развитых федеративных государствах правительство контролирует расходы  на местах, в российских условиях не достигает указанной цели. На протяжении многих лет львиная доля финансовой помощи из федерального бюджета выделялась в виде трансфертов из ФФПР и не имела целевого характера. И в федеральном бюджете 2005 года доля ФФПР составляет 51,6% финансовой помощи (без учета трансфертов во внебюджетные фонды), дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов - 8,2%, Фонд регионального развития - 17,6%, Фонд со финансирования социальных расходов - 2,2%.  

 Обращает  на себя внимание и тот факт, что  важнейшие статьи социальных расходов и в 2005 году планируется финансировать из региональных бюджетов, о чем наглядно свидетельствует структура консолидированного бюджета РФ.

 

Расходы консолидированного бюджета РФ на 2005 год

Показатели Консолидированный бюджет, млн. руб. Федеральный бюджет, % Бюджеты территорий, %
Всего расходов, в том числе: 5 200 185,20 52,18 47,82
Жилищно-коммунальное хозяйство 328 886,78 2,07 97,93
Охрана  окружающей среды 11 576,39 39,89 60,11
Образование 762 072,61 20,27 79,73
Здравоохранение и спорт 442 435,96 18,66 81,34
Социальная  политика 527 775,93 32,59 67,41

  
Примечание: без  учета делегирования  полномочий в составе  Фонда компенсаций. 
 
      В этих условиях возникает невольный вопрос: направлена ли централизация налоговых доходов на решение социальных задач или правительство в очередной раз пытается решить проблемы бездефицитности федерального бюджета за счет регионов?

     Необходимо определиться, какую,  в конечном счете, систему бюджетного  федерализма мы хотим создать  в России. Если централизованную  систему (Германия, Австралия), то контроль должен осуществляться не только за доходной частью бюджета, но и за расходами, осуществляемыми органами власти субъектов. В свою очередь, децентрализованная система бюджетного федерализма (США, Канада, Швейцария) предполагает наделение субъектов не только самостоятельностью в области бюджетных расходов, но и возможностью управления налоговыми ресурсами на местах. 
 
 
 

Заключение 

         Подводя итоги,  определим   основные  цели  современной налоговой  политики  государств с рыночной экономикой.  Они ориентированы на следующие основные требования: - налоги,  а  также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными.  Это условие  наиболее  тяжело дается законодателям  и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты.  Но так очень легко  свести  налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы,  о функциях стимулирования производственной и  предпринимательской деятельности,  поддержки свободной конкуренции;

      - налоговая  система должна соответствовать  структурной  

      -экономической политике,  иметь  четко  очерченные  экономические цели;

      - налоги  должны служить более справедливому   распределению доходов,  не допускается двойное обложение налогоплательщиков;

      - порядок   взимания налогов должен предусматривать  минимальное вмешательство в  частную жизнь налогоплательщика;

      - обсуждение  проектов законов о налогообложении  должно носить открытый и гласный характер.

         Этими основными   принципами  необходимо  руководствоваться и нам при создании  новой налоговой системы.  При этом,  разумеется, речь идет не о механическом копировании,  а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.

          Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена,  поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных  и  политических условий сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

         Но выше  сказанное  не говорит  о том,  что надо вообще игнорировать  теоретическое наследие многих  поколений  ученых-экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости  от  развитости в стране рыночных отношений,  уровня зрелости ее  производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне  подтверждены  практикой  и  безусловно должны учитываться и нами.  Они,  кстати,  не исключают,  а  напротив, предполагают  отличия  между  разными странами по структуре, набору налогов,  способам их взимания,  ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.

         Но при  этом  любая  налоговая  система,  где бы она ни  применялась  и какими конкретными чертами  ни  характеризовалась, должна  отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства  и справедливости.  Это прежде всего означает:  тяжесть налогового бремени должна распределяться между  всеми в равной  (не  одинаковой) мере,  и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю  в  казну государства.

         Вторым непременным требованием,  которому должна отвечать налоговая система,  является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений,  либо оно должно быть минимальным;  во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению  политики стабильности  и успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой  системы является и то,  чтобы она не  допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет  место  быть  в  нашей стране. И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения:  административные  расходы,  которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать2.

         Под налогом, пошлиной, сбором  понимается  обязательный взнос  в  бюджет или во внебюджетный  фонд,  осуществляемый в порядке,  определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми  и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания,  по их роли  в  формировании доходной части бюджета.

         Существует ряд общепризнанных  принципов  налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный,   однократный   обязательный   характер, простота и гибкость.

         Основные функции налогов -  фискальная,  социальная  и регулирующая. Налоговая политика государства  осуществляется при помощи предоставления физическим  и  юридическим  лицам  налоговых льгот  в  соответствии  с целями государственного  регулирования хозяйства и социальной сферы.

         Одним из главных элементов  рыночной экономики является  налоговая система.  Она выступает  главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

         Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода  российской  экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

        Жизнь показала  несостоятельность   сделанного упора на чисто  фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

         Анализ реформаторских  идей в  области налогов в основном  показывает, что выдвигаемые предложения  касаются в лучшем  случае  отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на  другие).  Предложений же  о  принципиально  иной  налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе коей у нас в России еще  нет.

         На сегодняшний день существует  огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно  не  уделять  первостепенное внимание специфике экономических,  социальных  и  политических  условий   сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

         На Западе,  в  большинстве   стран  с  развитым  рынком  основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах,  тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

         В ситуации осуществления серьезных  и решительных  преобразований  и  отсутствия  времени на  движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается  вынужденным.  Но  необходимо  думать  и о  завтрашнем дне,  когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому  представляется  весьма  важным,  чтобы научно-исследовательские и  учебные  институты,   располагающие         кадрами высококвалифицированных  специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Список используемых источников  и литературы:

    1. Финансы.  Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой -  4-е изд.,                                                                                                     перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 384с.

    2. Пансков  В.Г. Налоги и налогообложение  в Российской Федерации. Учебник  для вузов. 2-е изд., перераб. и  доп. – М.: Книжный мир, 2000. –  457с.

3. Юткина  Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М,

     2000. –429с

    4. Финансы:  Учебник для  ВУЗов. Под ред.  Проф. М.В. Романовского, проф. О.В.  Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.  – М.: Изд. «Перспектива»; Изд.  «Юрайт», 2000. – 520с.

5. Камаев  В.Д., Учебник по основам экономической теории, Москва, 2000г. 
 

Информация о работе Налоги: сущность, функции, виды