Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теории налоговой политики, определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации, а также анализ налоговой политики в Российской Федерации и органов государственной власти, участвующих в ее разработке и реализации.
Введение………………………………………………….……………….…...4
1.Налоги и их роль в экономике
1.1 Сущность, признаки и структура налогов……………………………...5
1.2 Функции налогов………………………………………………….……...12
1.3 Виды налогов и объекты налогообложения.…………………………...14
1.4 Понятие налогов в макроэкономике…………………………………….16
2.Налоговая система
2.1 Налоговая политика………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….....27
Список используемой литературы…………………………………………..29
Рис. 1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос
И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой АD] вправо до АD2 на рис.1,а, что обусловливает рост реального ВВП от У1 до У*). Эта мера может использоваться для стабилизации экономики в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию)2 [8, с. 244].
Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов - к росту деловой активности и объема производства. Воздействие налогов на совокупное предложение исследовал американский экономист, один из основоположников концепции «экономической теории предложения» А. Лаффер. Он выдвинул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражавшую эту зависимость. Используя налоговую функцию: Т = t х Y, А. Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога tопт , при которой налоговые поступления максимальны Тхmax (точка А на рис.2). Если увеличить ставку налога, например, до t1, уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся до Тх1 поскольку уменьшится налогооблагаемая база, т.е. величина совокупного выпуска У.
Рис.2. Кривая Лаффера Рис.3. Воздействие снижения налогов
Эта кривая была названа гипотетической потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.
Для борьбы со стагфляцией А.Лаффер в начале 80-х годов предложил снизить ставки налога на доходы домохозяйств и на прибыль корпораций. Он предположил, что эти налоговые ставки, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка В). Снижение ставок подоходного налога от t1 до tопт, по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы, с одной стороны, преодолеть стагфляцию, а с -другой - увеличить налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. А.Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (см. рис.3.), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства от 71 до У* сочетается в этом случае со снижением уровня цен от Р1 до Р2 (рис.3), поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией3 [4, с. 171].
Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики. Кроме того, снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, способно воздействовать на инвестиционную активность и способствовать росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая экономический рост.
Подоходный
налог действует следующим
Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов - изъятия из экономики - сокращаются. Стабилизация экономики происходит автоматически.
Автоматическими
стабилизаторами являются также
пособия по безработице и бедности,
поскольку общая сумма их выплат увеличивается
при спаде - по мере того, как люди начинают
терять работу, становясь безработными
и оказываясь ниже «черты бедности» - и
сокращаются при буме, когда наблюдается
«сверхзанятость» и рост доходов. Эти
пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями
в экономику. Их выплата способствует
росту доходов и поэтому совокупных расходов,
стимулируя подъем, когда экономика находится
в состоянии рецессии. Уменьшение общей
суммы этих выплат при буме оказывает
сдерживающее влияние на экономику. Действие
встроенных стабилизаторов увеличивают
дефицит государственного бюджета при
спаде и может способствовать появлению
профицита бюджета при буме.
Глава 2. Налоговая система
Налоговая политика.
Налогообложение предприятий.
Замена налога с оборота на НДС привела к перемещению основной массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства, что привело к вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала; слабость налогового контроля в сфере торговли и посреднических операций стимулирует массовое перемещение капиталов в краткосрочные и спекулятивные операции; возврат НДС для экспортеров фактически создал ситуацию прямого финансирования государством экспорта исключительно сырьевых товаров - в ущерб экспорту готовой продукции (которая пока неконкурентоспособна на мировых рынках и потому этой льготой воспользоваться не может); низкие ставки амортизационных отчислений и слабый контроль за их использованием способствуют проседанию основного капитала в базовых, капиталоемких отраслях производства. Очевидно, что все это никак не способствует восстановлению производства и развитию инвестиционной активности в
стране, а, значит, прямо противоречит провозглашенным целям экономической политики.
Налогообложение физических лиц
Ускоренный переход к прогрессивному налогообложению доходов граждан на основе налоговых деклараций вызвал целый ряд проблем, которые нельзя решить без огромных финансовых затрат (на переоснащение и компьютеризацию налоговых органов, на переподготовку кадров, на введении системы учета налогоплательщиков и т.д.) и без соответствующих организационных мер в смежных государственных структурах (в сфере учета недвижимости, контроля за крупными расходами и вывозом капиталов, движением наличных денежных средств и т.д.). Между тем эти же налоговые результаты могли бы быть достигнуты более скромными средствами и без столь серьезного вмешательства в частную жизнь граждан[13,99].
Социальное страхование и обеспечение
В этой сфере за основу принята западная модель, характеризуемая высоким уровнем страховых взносов и массовым охватом населения пенсионным обеспечением. В России такое заимствование приводит к избыточному налогообложению производственной сферы (в форме налогов на заработную плату), к вытеснению частного накопления государственным и к прямой потере части накопленных страховых взносов (из-за отсутствия в стране возможностей безрисковых инвестиций в производительном секторе). Кроме того, эта модель приводит к распаду традиционных семейных отношений, разрушению многозвенных семей, которые являются условием выживания в трудные экономические периоды.
Таким
образом, принятая налоговая политика
ориентируется на воссоздание в
России западной модели налогообложения,
которая становится эффективной
только на достаточно продвинутой стадии,
при условии крупных разовых
инвестиций в создание инфраструктуры
налоговых органов, разветвленной
и дорогостоящей системы
На наш взгляд, ориентировать налоговую политику в России исключительно на прямое копирование западной налоговой системы, без учета существующих в стране реалий, кризисного положения в экономике, бедственного положения широких народных масс, отсутствия устойчивого среднего класса, является серьезной ошибкой и ее результатом может стать только дальнейшее торможение становления в стране цивилизованной и эффективной рыночной экономики.
Если же конкретизировать цели
1. Всемерное стимулирование производства и инвестиций в производительном секторе.
Для этого следует
2.В сфере налогообложения граждан необходимо, прежде всего, освободить от налогообложения минимально необходимые доходы граждан - за счет установления необлагаемого минимума на уровне, достаточном для проживания самого работника и его семьи, имея в виду, что одновременно будет снижено предоставление бесплатных социальных услуг, финансируемых за счет государственного бюджета (в форме установления соответствующих социальных минимумов) и будет установлен льготный режим для частного пенсионного обеспечения (при гарантировании государством только минимального размера пенсии). При этом должны стимулироваться все формы зарабатывания дополнительных пенсий - через посредством страховых фирм, частных пенсионных фондов (в том числе и иностранных при условии инвертирования ими соответствующих средств в нашей стране), за счет средств предприятий и т.д.
Одновременно в зачет должны приниматься и формы разовых выплат, получаемых гражданином от государства: так, к минимальной социальной пенсии могут быть установлены солидные надбавки в случае возврата государству, например, приватизированной квартиры, пакетов акций предприятий, полученных в порядке льготной приватизации, и т.д. Иначе говоря, в сфере пенсионного обеспечения будет осуществлен переход к такой политике, при которой гарантированная государством пенсия должна обеспечивать только минимальный, базовый уровень проживания, добавки к которому будут реализовываться исключительно за счет собственных усилий граждан: страховок, частных пенсий, накопленного имущества,
вкладов,
а также помощи работающих членов
семьи (при соответствующем снижении
ставок страховых взносов).
Заключение
Двигаясь
к стабильному рыночному
Без
совершенствования налоговой
Перед экономистами стоит ещё множество проблем, от решения которых зависит экономический рост страны в целом, повышение благосостояния каждого конкретного человека.
История
учит тому, что ни одна из налоговых
систем не может считаться идеальной
и со временем считается неэффективной.
Поэтому налоговая система
Информация о работе Налоги и налоговая система. Влияние налоговой политики государства на экономику