Налоги и налоговая система. Влияние налоговой политики государства на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теории налоговой политики, определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации, а также анализ налоговой политики в Российской Федерации и органов государственной власти, участвующих в ее разработке и реализации.

Содержание

Введение………………………………………………….……………….…...4

1.Налоги и их роль в экономике

1.1 Сущность, признаки и структура налогов……………………………...5

1.2 Функции налогов………………………………………………….……...12

1.3 Виды налогов и объекты налогообложения.…………………………...14

1.4 Понятие налогов в макроэкономике…………………………………….16

2.Налоговая система

2.1 Налоговая политика………………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………….....27

Список используемой литературы…………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

(курсовая).docx

— 76.04 Кб (Скачать)

Российский  государственный педагогический университет  им. А.И.Герцена

Факультет экономики

Кафедра теоретической экономики

 
 
 
 
 

  Курсовая  работа по макроэкономике на тему:

  Налоги и налоговая система. Влияние налоговой политики государства на экономику. 
 

 
 
Курсовая  работа

          студентки 1 курса

          Научный руководитель:

          Тихонова  Анастасия Михайловна 

 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 

  Содержание 

  Введение………………………………………………….……………….…...4

  1.Налоги  и их роль в экономике

  1.1 Сущность, признаки и структура налогов……………………………...5

  1.2 Функции налогов………………………………………………….……...12

  1.3 Виды налогов и объекты налогообложения.…………………………...14

  1.4 Понятие налогов в макроэкономике…………………………………….16

  2.Налоговая система

  2.1 Налоговая политика………………………………………………………22

  Заключение………………………………………………………………….....27

  Список используемой литературы…………………………………………..29 

   

 

  

  Введение

  Как говорил Бенджамин Франклин : «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги».

  Необходимость налогов определена комплексом объективных  факторов социального и экономического характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.

  Налоги  также являются  главной статьёй  бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через  бюджет, составляют главную экономическую силу государства. Проблемам налогов и современной налоговой системы Российской Федерации сегодня уделяется очень много внимания , так как именно они определяют жизнь современного государства.

  Налоговой системе налогообложения сегодня  уделяется довольно пристальное  внимание, так как, успешно решая  их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

  Целью данной работы является изучение теории налоговой политики, определение  основных направлений и механизма  реализации налоговой политики в  Российской Федерации, а также анализ налоговой политики в Российской Федерации и органов государственной  власти, участвующих в ее разработке и реализации.

  Тема  работы чрезвычайно актуальна сегодня  и будет интересна тем, кто  занимается проблемами экономики, финансов, налогообложения 
 
 

  Глава 1

  Налоги  и их роль в экономике

    1. Сущность и признаки налогов

  Основным  источником формирования государственного бюджета являются налоги. Они представляют собой часть валового внутреннего  продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого  труда, капиталов и природных  ресурсов. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего  продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога». Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса: 
■ физическими лицами, получающими доход; 
■ юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).

  Налог – обязательный взнос юридических  и физических лиц в бюджет или  во внебюджетный фонд, осуществляемый на условиях определяемых законодательством.

  За  счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы  общества. Накапливая посредством налогов  денежные средства, государственные  институты получают возможность  контролировать темпы развития отдельных  отраслей народного хозяйства, проводить  самостоятельную политику в сфере  капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне — это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом — это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

  Отдельный налог характеризуется набором  типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы:

  • Целевые признаки;
  • Организационные;
  • Системные;

  Целевыми  признаками являются:

  1. Поддерживаемые органы управления;
  2. Целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором);
  3. Целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика);

  Организационными  признаками налога являются:

  1. Объект налога – то, что облагается налогом (доход, имущество и т. п.);
  2. Источник выплаты налога – фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т. п.);
  3. База налога – сумма, с которой взимается налог;
  4. Ставка (шкала вставок) налога – размер налога на единицу обложения;
  5. Субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог;
 

Структура налога

  Согласно  ст. 3 Налогового кодекса «при установлении налогов должны быть определены все  элементы налогообложения». Только при  наличии полной совокупности элементов  обязанность по уплате налога может  считаться установленной.

  Неполнота, нечеткость или двусмысленность  закона о налоге могут привести к  возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или  к нарушениям со стороны налоговых  органов, т.е. к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

  Согласно  российскому законодательству (ст. 17 Кодекса) налог считается установленным  лишь тогда, когда определены следующие  элементы налогообложения:

  • налогоплательщики;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок уплаты налога;
  • сроки уплаты налога.

  Эти основные (обязательные) элементы налога составляют первую группу и всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

  Во вторую группу входят факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам.

  Представительные  органы власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных  правовых актах следующие элементы налогообложения (ст. 12 Кодекса РФ):

  • налоговые льготы;
  • налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом;
  • порядок и сроки уплаты налога и сбора;
  • форма отчетности по данному региональному или местному налогу.

  Третью группу составляют дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме присутствуют при установлении налогового обязательства:

  • предмет налога;
  • масштаб налога;
  • единица налога;
  • источник налога;
  • налоговый оклад;
  • получатель налога.

  Каждый  из рассмотренных в трех группах  элемент несет конкретную юридическую силу и играет определенную роль для обеспечения возможности уплаты налога.

  Каждый  налог содержит следующие элементы:

  Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое в соответствии с Кодексом «возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы)» По российскому законодательству субъектами налогообложения выступают организации и физические лица.

  Предмет налогообложения - это реальная материальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и т.п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Объектами налогообложения согласно Кодексу являются:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг); 
  • имущество;
  • прибыль;
  • доход; 
  • стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • иной объект.

  Масштаб налога - это установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.

  Единица налога как дополнительный элемент налога тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба: при обложении налогом земель - это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости - рубль; при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств - лошадиная сила.

  Налоговая база (налогооблагаемая база) - это основной (обязательный) элемент налога. Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

  Другой  основной элемент налогообложения - налоговый период, т.е. срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

  Основным  элементом налога, без которого налоговое  обязательство и порядок его  исполнения не могут считаться определенными, является ставка налога - размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога представляет собой норму налогового обложения.

  Налоговые льготы относятся к факультативным элементам налогообложения

  Льготами  по налогам и сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов

  В зависимости оттого, на изменение какого из элементов налогообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются, натри вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

  Порядок и способы исчисления и уплаты налога

  Согласно  ст. 52 Кодекса «налогоплательщик  самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот» (например, налог на прибыль организаций). Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчета налога на землю для физических лиц) или третье лицо - налогового агента, например, при исчислении налога на доходы с физических лиц.

Информация о работе Налоги и налоговая система. Влияние налоговой политики государства на экономику