Накопительная пенсионная система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Казахстан первым среди стран СНГ начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы.[

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы.
. Понятие пенсионной системы Республики Казахстан…………………..4
. Преимущества и недостатки сложившейся пенсионной системы……...5
. Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан»…………………………………………………..7

2. Анализ деятельности пенсионных фондов.
2.1. Пенсионный фонд: назначение и функции………………………………10
. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов………………………………………………………………. 12
3. Накопительная пенсионная система: проблемы и перспективы.
.Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана……………………………………………………………………...16
. Cовершенствование механизма реализации пенсионной реформы…..19
Опыт зарубежных стран………………………………………………..…23
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………………31

Работа содержит 1 файл

накопительная пенсионная система.rtf

— 662.15 Кб (Скачать)

     - Сейчас оборотное сальдо cистемы социального страхования (поступления за вычетом платежей) составляет около 200 млрд. долларов в год. По закону, этот доход необходимо инвестировать в специальные казначейские облигации, не торгуемые на рынке. Такие бумаги будут в обороте до тех пор, пока у государства будет внутренний долг, который к 2015 году будет погашен значительными поступлениями в бюджет. И тогда прибыль соцстраха будет перемещена на рынок акций.

     Американские граждане готовы к такому развитию событий. В настоящее время около 100 млн. американцев владеют акциями (50% населения, тогда как в 1965 году, поколением раньше, таких владельцев было только 10,4%). Семьи с уровнем дохода менее 10 000 долларов в год увеличили инвестиции с 1% до 8%, с доходом 10 000-24 999 - с 12% до 25%, с доходом 25 000 - 49 999 - с 32% до 53%, с доходом 50 000 - 99 000 - с 52% до 75%, с более высоким уровнем дохода увеличили с 82% до 93%. Инвестиции в фондовый рынок возросли у различных слоев населения. Только за последние 10 лет среднеамериканский инвестиционный портфель вырос с 10400 до 50000 долларов США. До 2012 года планируется затратить на пенсионную реформу около 3 трлн. долларов из избытка бюджетных средств, и, кроме того, получить крупный доход от инвестиционных вложений государственных пенсионных фондов в экономику. Таких средств нет не только у России, но и у большинства развитых стран. Не случайно распределительная система продолжает существовать в таких странах, как Германия и Великобритания [24]. 

Опыт Великобритании 

     Пенсионные фонды Великобритании на 20% финансируются государством, а трехуровневая система обеспечения пенсиями и обязательное пенсионное страхование в достаточно полной мере гарантирует достойную жизнь после выхода на пенсию. В первый уровень входит государственное пенсионное обеспечение, во второй - корпоративные пенсии предприятий и в третий - самостоятельные накопления и инвестиции граждан [6].

     Опыт Великобритании показывает, что для пенсионных фондов более приемлемы формы размещения пенсионных резервов на основе доверительного управления, когда обязанности и ответственность за принимаемые инвестиционные решения четко закреплены за профессиональным управляющим, имеющим все необходимые условия для обеспечения эффективного управления. Законодательством предоставляется ряд существенных налоговых льгот пенсионным схемам под таким управлением. В современной практике применяются два основных статуса льготного налогообложения пенсионных схем: минимального и полного льготного налогообложения.

     При схеме минимального льготного налогообложении участник освобождается от обязанности платить подоходный налог с взносов в его пользу.

     При схеме полного льготного налогообложения круг налоговых льгот существенно расширяется:

      взносы работника получают льготу по самой высокой ставке подоходного налога.

      взносы работодателя получают льготы по налогу на прибыль,

      суммы пенсионных выплат полностью освобождены от налогообложения и т.д.

     Требования для получения первого статуса минимальны и состоят в том, что работодатель вносит как минимум 10% от совокупных взносов по схеме. На практике это соотношение соблюдается с большим запасом: если в промышленности соотношение выплат работодателями и работниками составляет в среднем 3 к 1, то в финансовой сфере работодатель, как правило, полностью обеспечивает пенсионные взносы [24].

     Для получения налоговых льгот пенсионная схема должна удовлетворять дополнительным требованиям в части управления пенсионными средствами.

     Одним из основных требований Департамента налогов и сборов является передача пенсионных резервов попечителю схемы или так называемому трасти. Существенным принципом является то, что условия договора между организаторами схемы (работодателем) и трасти устанавливаются один раз и не могут быть изменены в течение всего срока действия договора. Активы обособляются от других средств работодателя и недоступны как ему самому, так и его кредиторам. Единственной возможностью изъятия активов является необходимость осуществления выплат пенсионерам.

     Условия управления пенсионными резервами на основе безотзывного траста обеспечивают дополнительную защиту пенсионных накоплений в пользу участников и гарантируют, что ни действия работодателя, ни его финансовое состояние не смогут затронуть права участников. Для создания и управления такими пенсионными схемами не требуется самостоятельное юридическое лицо в виде пенсионного фонда.

     Позиция британского законодательства состоит в необходимости четкого разграничения функций социального обеспечения и инвестиционной деятельности. Поощряются те схемы, в которых первая функция сконцентрирована в руках попечителя схемы, а вторая - в руках профессионального управляющего: реализуется принцип разделения ответственности за устойчивую работу фонда.

     Распределение полномочий между различными участниками инфраструктуры пенсионного фонда способствует повышению защиты прав вкладчиков и участников, поскольку профессиональные управляющие находятся в рамках законодательства о рынке ценных бумаг и доверительном управлении, выполнение требований которого должно послужить дополнительной гарантией надежности пенсионной схемы.

     Активы пенсионных фондов являются важной составляющей инвестиционных ресурсов во всех развитых странах - это потоки рабочего капитала. Поскольку пенсионные фонды приобретают ценные бумаги (в основном это облигации и акции) с целью долговременного инвестирования, они редко участвуют в биржевой спекулятивной игре. Иначе, активы пенсионных фондов являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны.

     Эконометрические модели показали, что при сохранении основных экономических факторов демографические изменения в период до 2015 года приведут к увеличению личных сбережений в странах Европы и Великобритании до 2-3% ВВП. Если допустить двухпроцентный ежегодный рост ВВП, то в реальном выражении это будет означить увеличение сбережений в этих странах на 200-300 млрд. евро [24].

     Согласно оценкам экспертов, по мере отмены законодательных ограничений на состав активов негосударственных пенсионных фондов, основу их инвестиционного портфеля составят акции, являющиеся более доходным инструментом, чем облигации. В части низкорисковых активов приоритет будет отдаваться не государственным облигациям, как это делается сейчас, а корпоративным, номинированным в евро. Объем выпуска последних уже в 1999 году составил 600 млрд.евро и будет значительно увеличиваться по мере развития интеграционных процессов в этих странах. 

Опыт Швеции  

     На путь реформирования пенсионной системы Швеция вступила в 1995 году. Новая система, как и в Великобритании и США отличается многоуровневым построением. Она включает в себя обязательную распределительную систему, основанную на принципе установленного взноса, обязательную накопительную систему, а так же систему, основанную на добровольных профессиональных и индивидуальных пенсионных сбережениях. Суммарная ставка пенсионных отчислений - 18,5%, из них 16% - в обязательную распределительную систему, а 2,5% - в обязательную накопительную систему [10].

     Взносы в распределительную систему делаются как работодателями, так и работниками и фиксируются на условных пенсионных счетах, где индексируются в соответствии с ростом средней заработной платы. Пенсии начисляются по актуарной формуле без учета различий в уровне смертности мужчин и женщин. Достижение пенсионного возраста тоже не подлежит разделению по половому признаку и составляет 65 лет. Существует возможность получения частичной пенсии с 60 лет. В реформированной системе участвуют все работники, начиная с 1938 года рождения.

     Взносы в накопительную систему стали поступать с 01.01.2001 года от 4,4 млн. будущих пенсионеров. Взносы собираются централизованно, налоговыми органами, и общие активы распределяются между частными фондами с разными инвестиционными политиками (опыт первых лет реформы показал, что 65% граждан предпочитает активную форму выбора). Выплаты из накопительной системы начнут производиться в 2003 году, когда выйдет на пенсию поколение вкладчиков 1938 года рождения. Финансирование их пенсии будет обеспечено на 20% из новой системы и на 80% из старой. Это соотношение изменяется ежегодно с шагом в 5% [24].

     Накопительная система не имеет никаких дополнительных гарантий (таких, например, как уровень доходности). Управление системой осуществляется по принципу "клиринговой палаты", что позволяет минимизировать административные издержки. Участники могут инвестировать средства практически во все фонды, действующие на рынке, но на свою ответственность.

     При операциях с накопительной системой используются активы специализированного резервного фонда, который распределяет активы между пятью фондами, объемом примерно 15 млрд.долл. каждый. Четыре фонда управляют активами стандартным образом на основе одних и тех же взвешенных правил, но как конкурирующие структуры. Пятый фонд, который намного меньше, инвестирует главным образом в рисковый (венчурный) капитал. Инвестиционные правила фондов достаточно свободные, но в рамках вложений на рынке капиталов (исключаются вложения в недвижимость, товарные активы или прямые займы). Максимум 5% активов могут быть размещены в не котирующихся на бирже акциях, только косвенно через венчурные компании или паевые фонды. Для ограничения рисков минимум 30% активов должно быть вложено в ценные бумаги с низким уровнем кредитного риска и риска низкой ликвидности. До 40% активов может быть вложено в валюту. Существует также ограничение на вложение не более 10% средств в одного эмитента (30% для венчурной компании) [24].

     В пенсионной системе Швеции активно используются информационные технологии, а именно сеть Интернет для отслеживания стоимости активов по счетам. Существует дифференцированный информационный подход и к обучению инвесторов.  

Опыт Чили 

     От развитых стран следует перейти к рассмотрению стран развивающихся. Чилийский путь состоит в форсированном принудительном переходе от распределительной к накопительной государственной пенсионной системе. Следует, однако, отметить достаточно благоприятные демографические и экономические условия, в которых проходила реформа. Так, к моменту ее начала (1976 год) половина населения страны была моложе 15 лет, а численность работающих в десятки раз превышала число пенсионеров. (В России соотношение между работающими и пенсионерами составляет 1.65:1 и притом ситуация постоянно ухудшается). Кроме того, в условиях диктатуры (а это почти 20 лет становления государственной накопительной системы) расходы на обеспечение пенсионеров были минимальными. На сегодняшний день пенсионная система управляется частными структурами (т.н. администраторами пенсионных фондов, АПФ), а 68% клиентов и 54% всех аккумулируемых ими ресурсов сосредоточено в трех ведущих компаниях. Чилийцы имеют право выбора своего фонда, причем переход из одного в другой можно безболезненно осуществлять до 4 раз в год. 

           Существуют и ограничения государства:

           обязательный резервный фонд (1%),

           предоставление ежемесячной отчетности о доходности фонда. Если минимум дохода не достигнут, то государство изучает причины и отстраняет администратора пенсионного фонда от управления. Такое же ограничение есть и при максимуме доходности, так как это свидетельствует о слишком высокой рискованности вложений, в этом случае АПФ обязан дополнительно отчислить в резерв часть активов.

           обязательная публикация 3 раза в год информации о деятельности фонда. 

     Отчисления работающих составляют 10% заработной платы, что может позволить себе, большинство, но не все категории работников. Сферами экономики, получившими приток денежных средств пенсионных фондов, стали: жилищное строительство, страхование (АПФ обязан быть застрахован на случай непредвиденных потерь), сфера совершенствования инфраструктур (дороги, средства связи, горнодобывающая промышленность, куда трудно привлечь частные инвестиции из-за огромной потребности в долгосрочном капитале). В тоже время эти вложения достаточно надежны.

     Если говорить о среднестатистическом портфеле АПФ, то он на 40% состоит из наиболее надежных государственных бумаг, на 30% из активов корпораций, на 10% из корпоративных облигаций, остальное приходится на депозитные вклады, доля которых постепенно сокращается. Доходность АПФ в среднем составила 12,5% годовых. Это заметно больше, чем в развитых странах мира, но обусловлено и общим достаточно высоким темпом экономического роста Чили. Западные экономисты положительно отзываются о роли пенсионной реформы в Чили, отмечая, тем не менее, ее излишнюю «зарегулированность» государством, достаточно жесткие меры проведения и отличную демографическую ситуацию [24]. 

 

Заключение 

     В тех странах, где уже существуют накопительные пенсионные системы, пенсионные активы играют значительную социально - экономическую, а порою и политическую роль в обществе. Активы пенсионных фондов имеют огромное инвестиционное значение для экономического развития своих стран, т.к. они являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов. Посредством пенсионных фондов свободные денежные ресурсы в виде пенсионных активов трансформируются в потоки рабочего капитала, а поскольку пенсионные активы размещаются в различные финансовые инструменты и инвестиционные проекты с целью долговременного инвестирования, они редко участвуют в спекулятивной игре на рынках капитала.

Информация о работе Накопительная пенсионная система Республики Казахстан