Накопительная пенсионная система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Казахстан первым среди стран СНГ начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы.[

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы.
. Понятие пенсионной системы Республики Казахстан…………………..4
. Преимущества и недостатки сложившейся пенсионной системы……...5
. Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан»…………………………………………………..7

2. Анализ деятельности пенсионных фондов.
2.1. Пенсионный фонд: назначение и функции………………………………10
. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов………………………………………………………………. 12
3. Накопительная пенсионная система: проблемы и перспективы.
.Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана……………………………………………………………………...16
. Cовершенствование механизма реализации пенсионной реформы…..19
Опыт зарубежных стран………………………………………………..…23
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………………31

Работа содержит 1 файл

накопительная пенсионная система.rtf

— 662.15 Кб (Скачать)

реформы Казахстана. 

     Сегодняшняя накопительная система представляет собой лишь сферу действия гражданско-правовых отношений и не является по своей природе страховой. В пенсионировании известны две системы финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительная (солидарная) и накопительная.

     Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсии пожилым людям используется актуарные поступления в фонды пенсионного страхования. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется в свою очередь следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В таком случае говорят о так называемом договоре между поколениями.

     При использовании же накопительной системы финансирования поступающие страховые взносы не сразу расходуются на выплату пенсий, а накапливаются в виде определенного (резервного) капитала.

     Для кардинального изменения ситуации в пенсионной сфере требуется решить две группы задач.

     Во-первых, совершенствование пенсионного обеспечения состоявшихся пенсионеров (все нынешние пенсионеры и те, которые ими станут в течении 10 лет).

     Предлагается установить всем состоявшимся пенсионерам при трудовом стаже 20 и 25 лет (согласно полу) пенсию в размере 60% от номинальной средней заработной платы по стране.

     В качестве ограничителя предлагается размер средней зарплаты в стране, так как такой подход используется в ряде развитых стран: считается, что размер средней зарплаты является базой для сопоставления заработной платы выходящего на пенсию при исчислении последней.

     Для пенсионного обеспечения состоявшихся пенсионеров нужны большие средства. Как известно, у государства их пока нет. Необходимо изыскать крупные дополнительные ресурсы для поддержки сегодняшних пенсионеров, чтобы материализовать их заработанные в советское время пенсионные права. Для повышения размера пенсий и своевременной ежемесячной выплаты, необходимо использовать не только взносы предпринимателей - 6% от фонда оплаты труда, но и за счет других нетрадиционных для нашей страны источников финансирования (установление государственной монополии на торговлю газом, нефтью, лесом и т.д., выделив часть получаемого монопольного дохода на пенсионные цели; учреждения дополнительного целевого таможенного сбора на ввозимые товары и целевого акцизного сбора на алкоголь и табачные изделия; введения целевого социального налога на доходы богатых и сверхбогатых слоев населения и т.д.). Принцип социальной справедливости требует, чтобы эти виды доходов принадлежали обществу в целом и направлялись прежде всего на обеспечение тех, кто еще или уже не способен трудиться. Подобный опыт оправдал себя во Франции, ФРГ, Скандинавии. 

     Во-вторых, совершенствование пенсионного обеспечения будущих пенсионеров, то есть нынешних работников, которым до пенсии больше 10 лет, и вновь вступающих в трудовую деятельность. Проблема в том, что у нынешних наемных работников объем заработной платы, с которого уплачиваются пенсионные взносы в пенсионный фонд - крайне мал.

     По итогам первого полугодия 2007 года 51,9% населения имело доходы до 3000 тенге и 34,7% - от 3001 до 6000 тенге в месяц, поэтому весьма проблематично накопить средства на старость. Кроме того, не исключается безработица, болезнь, инвалидность и т.д. Отсюда - и беспросветная бедность.

     Если доля низкооплачиваемых работников радикально не сократиться, то число будущих пенсионеров, не заработавших (не «накопивших») себе пристойную пенсию, будет столь же велико, как число низкооплачиваемых работников. Бедность работников трансформируется в бедность пенсионеров без остановки. К тому же, в пенсионном обеспечении возникает дифференциация, подобная различиям в оплате труда.

     Для будущих пенсионеров был разработан новый механизм пенсионного обеспечения - «солидарно-индивидуальная пенсия». По обеспеченности пенсия будущих пенсионеров должна быть трехуровневой: гарантированной социальной, обязательной солидарно-индивидуальной, добровольной.

     Первый уровень - это социальная пенсия, которая определяется гарантией прожиточного минимума пенсионера в конкретном регионе; её получают все граждане страны, достигшие пенсионного возраста, не работавшие или не выработавшие необходимый трудовой стаж. Финансовым источником является бюджет страны.

     Второй уровень - это обязательная солидарно-индивидуальная пенсия, которую получает наемный работник при достижении пенсионного возраста и при наличии необходимого трудового стажа.

     Формирование солидарно-индивидуальной пенсии предлагается из двух финансовых источников: солидарной и индивидуальной. Солидарная пенсия, выплачивается за счет обязательных отчислений работодателям 4% от фонда оплаты труда, которые регистрируются на солидарном пенсионном счете (СПС) каждого работника. Индивидуальная пенсия выплачивается за счет обязательных отчислений 6% от заработной платы наемного работника, которые регистрируются на его индивидуальном (персональном) пенсионном счете (ИПС). Каждый наемный работник должен иметь единый пенсионный счет с регистрацией солидарной и индивидуальной пенсионных взносов за время трудовой деятельности. Собираемые пенсионные средства фиксируются на индивидуальных счетах работников. Они инвестируются в экономику, а доход от этих инвестиционных вложений, за вычетом комиссионных, получаемых пенсионными фондами, распределяется пропорционально накопляемому взносу на индивидуальных счетах работников.[28]

     Солидарно-индивидуальная пенсия рассчитывается на уровне не мене 60% от зарплаты, актуализированной к моменту выхода на пенсию. Пенсия будет определяться пенсионеру следующим образом. Если аккумулированные средства на ИПС обеспечивают пенсию в размере меньше 60% средней заработной платы (по причине низкого заработка), то разница будет покрываться за счет средств СПС. Если же средства ИПС обеспечивают пенсию больше 60% заработной платы, то превышающая сумма и средства его СПС используются на выплату пенсии низкооплачиваемых работников (социальная солидарность). Такая «кара» настигнет только высокооплачиваемых, но ведь таковыми они стали за счет мало-и среднеимущих.

     Пикантность данной модели видится в том, что вместо «солидарности между поколениями» внедрили «солидарность внутри поколении», то есть сегодняшние работники будущую пенсию накапливают себе же вместе с работодателем и если эта сумма окажется недостаточной, то покрывается за счет взносов высокооплачиваемых граждан. При этом солидарная пенсия накапливается для себя, а не для другого поколения. Еще одним принципиальным отличием солидарности «внутри поколения» является то, что она может распространяться как от младшего поколения к старшему, так и наоборот.

     Что же касается всех льготных пенсий - за выслугу лет, за отважную работу на государственной службе, в связи с вредными условиями, при потере кормильца, при инвалидности с детства - они должны иметь специальный источник финансирования и покрываться из страхового резерва пенсионного фонда и не должны рассматриваться в терминах «льгот». Это просто иной пенсионный план, связанный с особенностями трудовых отношений в конкретном секторе экономики. Поэтому формируют «подуровень» профессиональных пенсий, которые создаются для отдельных профессий или отраслей хозяйствования. [28]

     Таким образом, вышеописанные уровни пенсии представляют собой национальную модель пенсионного обеспечения населения страны. Разработанная национальная модель пенсионного обеспечения выгодна:

     -государству. Расходы по пенсионному обеспечению относительно ВВП резко уменьшаются; снижается число граждан, живущих на социальные пособия. Выплата пенсий осуществляется из средств бюджета только на социальные пенсии. Из военного бюджета перечисляются пенсионные взносы военнослужащим, а из бюджета - в объеме 4% дохода за бюджетных работников, а пенсии депутатов - из её же бюджета. Таким образом, государство финансирует лишь социальные пенсии, а также, кто поступает его наемным работникам, т.е. лицам, по отношению к которым оно непосредственно выступает работодателем.

     -работодателю. Снижение пенсионных взносов с 15% до 10%, производство становится соучастником солидарной пенсии своих работников. Работодатели самостоятельно определяют профессиональные пенсии своим работникам и финансируют согласно актуарным расчетам. Тем самым, пенсионное обеспечение становится благополучием и стимулом рентабельности производства.

     -человеку. Впервые на постсоветском пространстве разработан механизм пенсионного обеспечения малоимущих слоев населения, снижения массовой бедности среди пожилых. В данном варианте предлагается солидарность не только и не столько за счет долей вклада самого работника, а за счет коллективной солидарности внутри поколения, т.е. сегодняшние работники готовят себе же «коллективно-солидарную» пенсию, а не пенсионерам другого поколения.

     Финансовыми источниками «солидарно-индивидуальной» пенсии предусматриваются:

     -работодатели;

     -наемные работники;

     -часть пенсионных взносов, наемных работников с высокой заработной платой;

     -перераспределение средств между доживающими наемными работниками до пенсионного возраста и не доживающими до него;

     -финансовая поддержка из средств негосударственных пенсионных фондов, за счет инвестиционных средств.[17]

     Подобное пенсионирование будет надежной защитой престарелого населения на основе вполне справедливых принципов обязательной солидарности внутри поколений и обязательного индивидуального пенсионного страхования. Именно обязательное солидарно-индивидуальное пенсионирование, которое покрывает риск лишения трудового дохода в связи с возвратом - основа реализации гражданских прав как работников, так и работодателей в рамках принципа социальной солидарности.

     Предлагаемая национальная модель пенсионного обеспечения населения страны за короткий промежуток времени резко увеличит существующий объем пенсионных активов накопительных пенсионных фондов. С введением данной модели пенсионное обеспечение не будет обузой общества и бюджета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Опыт зарубежных стран.

Опыт США 

     Американский путь состоит в создании добровольных накопительных пенсионных схем в частном секторе экономики (две трети взносов в пенсионное обеспечение граждан США вносят работодатели), а затем и государственных накопительных программ на региональном уровне, при сохранении общегосударственной распределительной программы.

     Путь реформ американской пенсионной системы, выдвинутый новым президентом, позволит иметь частные пенсионные счета в финансовых институтах и одновременно гарантирует обещанные выплаты нынешним пенсионерам. Можно было бы оставить существующую пенсионную систему в неизменном виде, но тогда было бы необходимо увеличить подоходный налог с 1,9% до14,3% или снизить пенсионные выплаты на 12%. Другой вариант - увеличение пенсионного возраста до 70 лет, что, по подсчетам Американской Академии Актуариев, к 2028 году покроет 68% обязательств. К понижению уровня жизни пенсионеров могла бы привести и отмена индексации пенсии в соответствии с уровнем инфляции.

     Президентская программа реформ пенсионной системы предлагает достаточно широкий инвестиционный выбор частным лицам. Предлагается более консервативный вариант и относительно дешевый - инвестиции в выбранные государством частные инвестиционные компании, предоставляющие диверсифицированные индексные фонды, либо другой - более рискованные инвестиции через брокера в самостоятельно выбранные частные инвестиционные компании.

     Аналитики Института Будущего Америки считают, что программа Буша урежет половину социальной страховки для сегодняшнего поколения 30-летних. Сторонники плана говорят, что доходы от биржевой деятельности покроют эту разницу, ожидая средние годовые темпы прироста инвестиций на уровне 7%. Бил Шипман, специалист Стейт Стрит банка (Бостон) по пенсионной реформе, приводит такой пример: если позволить инвестировать в акции сумму налога, выплачиваемого в соцстрах сейчас лицом, рожденным в 1970-м году, то такое лицо получит доход, в шесть раз превышающий размер ожидаемой государственной пенсии, то есть 11 729 долларов США в месяц.

     Таким образом, реформа позволит:

      откладывать часть страхового платежа на персональный счет,

      оставит существующие выплаты по нетрудоспособности ,

      сохранит соцстрахование для граждан предпенсионного возраста,

      запретит осуществлять государственные вложения в фондовый рынок,

      позволит не прибегать к повышению подоходного налога.

     - Программа рассчитана на профицит бюджета и обойдется в сумму 3 трлн.долларов (до 2012 года). Эти средства пойдут на выплаты текущим пенсионерам и гражданам, находящимся сейчас в предпенсионном возрасте, в то время как работники начнут самостоятельное инвестирование 2% своего налогооблагаемого дохода. Таким образом, ход реформы зависит от экономического развития США в целом и реального дохода бюджета при отсутствии крупных непредвиденных расходов.

Информация о работе Накопительная пенсионная система Республики Казахстан