Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:43, курсовая работа
Казахстан первым среди стран СНГ начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы.[
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы накопительной пенсионной системы.
. Понятие пенсионной системы Республики Казахстан…………………..4
. Преимущества и недостатки сложившейся пенсионной системы……...5
. Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан»…………………………………………………..7
2. Анализ деятельности пенсионных фондов.
2.1. Пенсионный фонд: назначение и функции………………………………10
. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов………………………………………………………………. 12
3. Накопительная пенсионная система: проблемы и перспективы.
.Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана……………………………………………………………………...16
. Cовершенствование механизма реализации пенсионной реформы…..19
Опыт зарубежных стран………………………………………………..…23
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………………31
Следует отметить и то, что с 10 июля 2008 года введено в действие постановление НКЦБ «О внесении изменений и дополнений в постановление НКЦБ «О нормативных актах по вопросам компаний по управлению пенсионными активами» от 13 августа 2005 года № 11, которым изменены нормы, регулирующие инвестирование пенсионных активов. Нормативный акт устанавливает следующее:
1)разрешить КУПА инвестировать пенсионные активы негосударственных накопительных пенсионных фондов в ипотечные облигации, установив минимальный лимит такого инвестирования на уровне 5% при условии, что эти облигации включены в официальный список КASE вне зависимости от категорий листинга;
2)увеличить для КУПА максимальный лимит на приобретение негосударственных ценных бумаг организаций РК за счет пенсионных активов ННПФ с 40% до 45%;
3)увеличить для КУПА максимальный лимит на приобретение негосударственных ценных бумаг иностранных организаций за счет пенсионных активов ННПФ с 10% до 15%.
Но все же, несмотря на все принимаемые меры по решению проблемы дефицита финансовых инструментов пенсионные фонды, накопившие уже более одного миллиарда долларов, не имеют ни высокодоходных объектов для вложения средств, ни адекватного разнообразия финансовых инструментов.
Приведем некоторые данные по сумме активов накопительных пенсионных фондов. По состоянию на 01 ноября 2008 года совокупные чистые пенсионные активы НПФ по данным Департамента по регулированию рынка ценных бумаг Национального Банка РК составили 168,135 млрд тенге, в том числе совокупный инвестиционный доход - 43,8 млрд тенге (26% в совокупных пенсионных активах). [34]
Таблица 1.
|
По данным, приведенным в таблице 1, можно увидеть, что средне-взвешенная рыночная доходность и доходность по всем НПФ в течение 2008 года постоянно снижалась за редким исключением некоторых НПФ, которые имеют прирост доходности в 3 квартале по сравнению с предыдущим кварталом. Но в целом разрыв в доходности по пенсионным активам среди НПФ постепенно сокращается и выравнивается, т.к. инвестиционные портфели НПФ практически состоят из одинакового набора финансовых инструментов. [34]
Официальная информация о накопительных пенсионных фондах на 1.09.08.[34]
|
Обобщая вышесказанное,
можно сделать выводы, что характерной
особенностью рынка пенсионных активов
является ограниченность круга инструментов,
в которые могут быть инвестированы средства
вкладчиков. В первую очередь - это государственные
ценные бумаги. На сегодняшний день это
наименее рискованный инструмент в стране.
Однако из-за такого «перекоса» у фондов
отсутствует возможность диверсификации
рисков. В итоге судьба пенсионных вкладов
полностью зависит от «поведения» государственных
ценных бумаг. Очевидно, предпринимательская
деятельность фонда явилась бы выходом
из положения. Если учесть, что пенсионные
взносы долгосрочные, то нет опасности,
что накопительный пенсионный фонд не
сможет выплатить свои финансовые обязательства
перед вкладчиками. Поэтому необходимо
разрешить фондам заниматься предпринимательской
деятельностью хотя бы до стабилизации
экономики страны.
3. Накопительная пенсионная система: проблемы, перспективы.
3.1. Участие страховых
компаний в пенсионном обеспечении населения
Казахстана.
Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент в нынешнем пенсионном обеспечении - это отсутствие механизма страхования активов частных пенсионных фондов. Это абсурд, когда ни один гражданин не в состоянии рассчитать будущую пенсию, с чем встретит свою старость. В пенсионном обеспечении состоявшихся пенсионеров, участие страховых компаний нет надобности, так как их пенсии финансируются за счет обязательных пенсионных взносов юридических и физических лиц, а также прямые ассигнования из государственного бюджета страны (трансфертные платежи). В условиях же экономической нестабильности, в которой в настоящее время пребывает Казахстан, как никогда актуальным становится вопрос развития пенсионного страхования. Роль страховых компаний: как субъекта пенсионного страхования, как управляющих компаний для накопительных пенсионных фондов; как субъекта страхования других рисков, чего не могут обеспечить накопительные пенсионные фонды; как субъекта страхования финансовых рисков накопительных пенсионных фондов, иными словами гаранта их устойчивости, безусловно, важна и необходима. [8]
Задача любой страховой организации, независимо от её формы является предоставление страховой защиты своей клиентуре от возможных опасностей и случайностей. С этой целью задумано страхование дополнительной пенсии, которое предусматривает накопление страхователем денежных средств для обеспечения себе в пенсионном возрасте пожизненного стабильного дополнительного дохода. Причем, чем моложе страхователь, тем легче ему решить эту проблему.
Пока человек молод и в состоянии, приложив усилия, заработать значительную сумму денег, он вполне может, заключив договор страхования дополнительной пенсии, внести в любую выбранную им страховую компанию, занимающуюся данным видом страхования. Условия договора будут: либо единовременно внести всю пенсионную сумму взносов со значительной скидкой, либо воспользоваться рассрочкой платежа на годы без скидки. А дальше страхователю уже не о чем беспокоиться. На его будущее благополучие начинает работать теория больших чисел, то есть инвестирование внесенных им средств под сложные проценты по формуле: А = В(1+n)\ . За 10-15 лет уплаченная сумма превращается в совершенно фантастическую и в состоянии в будущем защитить его от превратностей инфляции.
Страхование пенсионных активов - это прерогатива страховых компаний не рисковых видов страхования, а долгосрочного страхования жизни. Альтернативным методом, благодаря которому можно получить дополнительный пенсионный доход, является покупка пенсионной ренты (аннуитета) у страховой компании. Под аннуитетом подразумевается соглашение между страховой компанией и частным лицом, согласно которому страховая компания с некоторого оговоренного момента времени берет на себя обязательство выплачивать (пожизненно или временно) определенную сумму денег данному лицу. Различают два типа аннуитета: фиксированный и переменный.
По фиксированному аннуитету гражданин уплачивает страховой компании определенную сумму денег единовременно или в рассрочку. Страховая компания выступает затем в качестве инвестора до конца жизни застрахованного лица или в течение определенного времени, указанного в договоре.
По переменному аннуитету страховая компания выплачивает сумму средств, которая может колебаться в зависимости от эффективности инвестирования. Как правило, переменные аннуитеты более эффективны в долгосрочном периоде, поэтому они чаще используются в пенсионном планировании.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что в странах, где система частного пенсионного обеспечения существует уже много лет, компании по страхованию жизни покупают все накопления физического лица в пенсионном фонде в обмен на выплату аннуитетов, т.е. пожизненной ренты. Человек при выходе на пенсию может выбрать разные варианты пенсионных выплат: будут ли это аннуитеты или выплаты непосредственно из пенсионного фонда, рассчитанные на количество лет, предполагаемых быть прожитыми.
Что касается условий выплаты дополнительной пенсии, то здесь существует масса вариантов: и страхование по принципу пожизненной ренты, прекращающейся со смертью страхователя, и перевод пенсии в редуцированной сумме на наследников страхователя, и возможность досрочной выплаты пенсии в связи с наступившей инвалидностью или потерей работы за несколько лет до наступления пенсионного возраста, и сочетания страхования дополнительной пенсии со страхованием траурного обряда - словом, налицо широкий простор для фантазии страховых компаний. Разница только в определении тарифа, подкрепленного квалифицированными актуарными расчетами. Правильно рассчитанный тариф должен не только обеспечить старость страхователя, но и сделать этот вид страхования рентабельным для страховой компании.
В данном случае мы рассмотрели вариант самостоятельного обеспечения страхователем своей старости. Но это не единственная возможность. Оплатить стоимость страхования дополнительной пенсии своих сотрудников может и предприятие. Если предприятие не располагает средствами для оформления договоров страхования на всех сотрудников, то это можно сделать поэтапно, например, по отделам или по цехам. Кроме того, страхование дополнительной пенсии за счет средств предприятия - это хороший экономический рычаг для предотвращения нежелательного увольнения ценного работника, поскольку, выступая в данном случае в роли страхователя, предприятие вправе расторгнуть договор досрочно.
Итак, при создании системы пенсионного страхования принято руководствоваться определенными принципами, которые гарантируют её успешное функционирование. Это принцип:
1)свободного волеизъявления, что предполагает право свободного выбора предприятиями и физическими лицами заключать договор пенсионного страхования со страховыми компаниями;
2)полноценного финансового контроля со стороны государства за деятельностью страховых компаний;
3)создание равных экономических и правовых условий для всех участников этого рынка.
Создание же таких условий предполагает:
1)введение в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, включив в него платежи по договорам пенсионного страхования, заключенным со страховыми компаниями.
2)в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в пенсионный фонд, включить сумму платежей работодателей по договорам пенсионного страхования, заключенным со страховыми компаниями.
В заключении нужно отметить, что совместная работа представителей законодательной и исполнительной власти, накопительных пенсионных фондов и страховых компаний, а также всех остальных заинтересованных участников рынка негосударственного пенсионного обеспечения должна привести к тому, что в Казахстане наконец-то будет построена эффективная пенсионная система, способная обеспечить нашим гражданам достойный уровень жизни в пенсионном возрасте.
3.2. Совершенствование механизма реализации пенсионной
Информация о работе Накопительная пенсионная система Республики Казахстан