Национальный рынок и его равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:56, лекция

Описание работы

Рынок товаров и услуг является центральным звеном современных макроэкономических моделей. По этому он используется в качестве входа в систему рынков.
Основными компонентом нац. рынка являются: рынок труда, рынок денег и РЦБ. Покупателями на рынке товаров и услуг выступают все макроэкономические субъекты. В структуре совокупного спроса выделяют:
- спрос домохозяйств
- инвестиционный спрос фирм

Содержание

Рынок товаров и услуг. Функции потребления и сбережения.
Финансовый рынок. Спрос и предложение денег.
Рынок труда. Функции спроса на труд и предложение труда.
Равновесие на рынке товаров и услуг.
Равновесие денежного рынка.
Общее равновесие рынков товаров и денег.
Равновесие на рынке труда.
Общее равновесие нац. рынка.
Инфляция, как источник макроэкономической нестабильности.
Воздействие государства на экономику. Фискальная политика.
Принцип проведения монетарной политики.

Работа содержит 1 файл

Национальный рынок и его равновесие.doc

— 590.50 Кб (Скачать)

изменения %     ставки. Если r высока, то предложение денег больше спроса на них. Те, у кого накопилась денежная наличность, стараются избавиться от неё, обратив в другие виды финансовых активов: акции, облигации, срочные вклады и др. Высокая % ставка соответствует. низкому курсу облигации, поэтому будет выгодно  скупать дешевые облигации в расчете на доход от повышения их курса в будущем, вследствие снижения г. Банки в условиях повышения П. денег над С. начнут снижать % ставки. Постепенно восстанавливается равновесие на рынке. 

МОДЕЛЬ  ХИКСА-ХАНСЕНА 

Кривая  равновесия товарного рынка IS и кривая равновесия денежного рынка построены в одних и тех же координатах, зависят от изменения % (г) и дохода (Y). Путем совмещения кривых IS и LM на одном графике опишем ситуацию общего эк. равновесия, одновременно складывающуюся на рынках товаров и денег (т.е модель Хикса-Хансена, или модель «инвестиции - сбережения - предпочтения ликвидности-деньги-) 
 

     Точка Т является точкой общего эк. равновесия, в которой, во-первых, нет излишка и дефицита денежных средств в обращении; и, во-вторых, все свободные деньги активно инвестируются.

Допустим, что в экономике произошло  улучшение инвестиционного климата. Предприниматели увеличат капитальные  вложения, рост инвестиций приведет к  повышению объема дохода. Поскольку  предложение денег остается постоянным, а часть прироста дохода превратится в дополнительный спрос на деньги, норма % повысится. Оценивая будущую норму прибыли в условиях постепенного удорожания кредита, производители начнут потихоньку свертывать инвестиционный спрос. Произойдет торможение роста капиталовложений, производства и совокупного дохода. Установится новое равновесие (т.Е).

Т.о, товары и  денежный рынок не обособлены друг от друга; их совместное равновесие предопределяется ставкой %.

При росте цен  «денежная кривая» сдвигается влево  вверх. Это свидетельствует о том, что при неименном значении Y спекулятивный спрос сокращается, а норма % растет.  
 

 При росте уровня цен и неизменном количестве ликвидных средств норма % растет, что обуславливает падение интереса к инвестициям => сокращение объема производства.

При снижении цен равновесный объем производства возрастает, но до определенного предела, т.к при низких процентных ставках:

1) не  все инвестиционные проекты оказываются  рентабельными

2) при  низкой % ставке у держателей денег  пропадет стимул вкладывать их в ценные бумаги. 
 

                                7 вопрос:  РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ  ТРУДА

Равновесие  на рынке труда достигается тогда, когда количество запрашиваемого

труда равняется количеству предлагаемого  труда: L/} =L

В неоклассической  концепции равновесие на рынке труда совпадает с полной занятостью. Это означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент ставке зарплаты может осуществить свое желание. 
 

        Равновесие на  рынке труда при полной занятости. 

При ставке реальной зарплаты предложение труда полностью соответствует спросу на него. Но это не значит, что исчерпаны все имеющиеся в данный момент трудовые ресурсы. Если бы ставка зарплаты поднялась до , то предложение труда возросло бы до L1. Тем не менее в ситуации, представленной на рисунке, нет безработицы: трудоспособные, представленные отрезком L0 L1, не желают наниматься на работу при ставке . Занятость на уровне L0 является эффективной потому, что каждая дополнительная единица труда дает меньший прирост выпуска, чем требуется средств для её оплаты. При использовании дополнительно (L1-L0) единиц труда возникают потери,  представленные на рисунке площадью заштрихованного треугольника.

Согласно  неоклассической концепции равновесие на рынке труда устойчиво. Если ставка реальной зарплаты окажется равной , то, во-первых, работу начнут искать трудоспособные, представленные отрезком L0 L1, во-вторых, спрос на труд сократится до L2. В результате возникает безработица в размере (L1-L2). Конкуренция за рабочие места заставит ищущих работу согласится на более низкую оплату труда, и ставка номинальной зарплаты будет снижаться до тех пор, пока ставка реальной зарплаты не примет значение .

В кейнсианской концепции рынок труда может  стабилизироваться при наличии  безработицы.

   Спрос предпринимателей на труд в размере L0 определился в соответствии с величиной эффективного спроса. Если предприниматели установят ставку номинальной зарплаты на уровне W0, то предложение труда будет равно L2 и на рынке труда образуется избыток в размере (L2-L0).

Несмотря  на то что в рассматриваемой ситуации ищущие работу согласны на более низкую оплату труда, уменьшение ставки зарплаты до уровня W1 не увеличит спрос на труд.

      С позиции классической школы в  данной ситуации цена труда завышена на величину    (W0-W1). Но даже при снижении её до W1 сохраняется безработица в размере (L1-L0), которая не устраняется в ходе стихийного взаимодействия спроса и предложения на рынке труда. В данном случае рынок труда стабилизируется при неэффективном уровне занятости, так как предельная производительность труда превышает предельные издержки на него. Площадь заштрихованного треугольника на рисунке представляет чистый выигрыш от увеличения производства путем доведения занятости до L1. 
 
 
 
 
 
 
 

10 вопрос      

Регулирования национального Рынка.  

Для обеспечения  нормального функционирования любой экономической системы необходимо участие государства. Государство выполняет функции связанные с организацией денежного обращения: сбор налогов и т.д.

Выделяют:

- административные;

- экономические;

- институционные  методы гос. воздействия на  экономику.

Административные  охватывают регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры. Целью принимаемых мер является создание наиболее благоприятных для частного сектора правовых условий. Административный метод делится на методы:

- запрета;

- разрешения;

- принуждения.

Эти методы наиболее активно применяются в области  социальной защиты и охраны окружающей среды. Институционные методы:

- формирование  исполнительных структур государственной  власти;

- создание и  сохранение государственного сектора;      

- поддержка исследовательских центров, торгово-промышленных палат;

- участие в  экономической интеграции;

- организация  встреч по экономическим вопросам.

К экономическим  мерам относят те меры государственного воздействия, с помощью которых  создаются определённые условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Речь идёт о методах воздействия на совокупные спрос и предложение, на степень централизации капитала. К числу экономических мер относят:

- фискальную  политику;

- монетарную  политику;

- социальную  политику;

- внешнеэкономическую  политику.

Основными инструментами  для решения задач макроэкономической стабилизации является:

- фискальная  политика;

- монетарная  политика.

Под фискальной политикой понимается множество  финансовых мероприятий государства по регулированию государственных доходов и расходов, для достижения определённых макроэкономических целей.

      В современно экономической литературе фискальная политика ассоциируется с регулированием. Она бывает:

- Дискретная;

- Автоматическая.

Дискретная фискальная политика – сознательное регулирование  государством налогообложения и  государственных расходов, с целью  воздействия на реальный объём национального  производства, занятости, инфляцию. Рассмотрим влияние фискальной политики на совокупный спрос, для этого примем некоторые допущения: 

- фискальная  политика оказывает воздействие  только на спрос;

- государственные  расходы не влияют на потребление и инвестиции;

- чистый экспорт  = 0;

- учитывается  влияние только личных подоходных  налогов. 

Рассмотрим влияние  государственных расходов на совокупный спрос. Для этого сопоставим их с  потребительскими расходами и инвестициями. 

На товарном рынке равновесный объём производства с учётом воздействия государства  определяется следующим уравнением:

Y = C + I + G

Государственные расходы увеличивают совокупные расходы и тем самым стимулируют  совокупный спрос, что в свою очередь  содействует росту объёма национального  производства. Т.к. уменьшение государственных  расходов вызывает сокращение производства, то они применяются в условии экономического бума и инфляции. В теории Кейнса именно государственные расходы предназначались в качестве основного средства макроэкономического регулирования. Государственные расходы обладают мультипликативным эффектом, который показывает как вырастит реальный объём производства в результате роста государственных расходов.

МР – мультипликатор государственных расходов.

MPG = ∆Y/ ∆G  

Величина MPG определяется в системе уравнений:

Y = C + I + G

C = a+ bY 

y = (a + I + G)*1/1 - b  

1/1-b – мультипликатор, который показывает как возрастает равновесный уровень дохода, в результате роста любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора является предельная склонность к потреблению.

MPG = 1/1-MPC = 1/MPS

Влияние налогов  на объём производства имеет свою специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Это связано с тем, что располагаемый  доход …………., следовательно снижение доходов вызванное увеличением налогов ведёт к сокращению потребления и сбережения. Для упрощения анализа предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, причём величина налога не зависит от размера ВВП.  В этом случае располагаемый доход уменьшается на величину налоговых выплат. Это вызовет сокращение потребительских расходов населения, а следовательно, отразится на сумме совокупных расходов. 

При сокращении налогов будет противоположное  явление.

Величина сокращения потребления определяется по формуле:    ∆С = ∆Т * МРС

∆S = ∆T*MPCопределяется сокращение сбережения.

      Налоги  обладают мультипликативным эффектом, но их воздействие на производство оказывается опосредовано, через  потребление и по величине оно меньше, чем воздействие государственных расходов и инвестиций.

Налоговый мультипликатор определяется по формуле:

МРт = MPG*МРС

Суммарные изменения  дохода в результате одновременного изменения государственных расходов и налогов определяется как:

∆y = ∆G*MPG - ∆Т*МРт.  


Информация о работе Национальный рынок и его равновесие