Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:56, лекция
Рынок товаров и услуг является центральным звеном современных макроэкономических моделей. По этому он используется в качестве входа в систему рынков.
Основными компонентом нац. рынка являются: рынок труда, рынок денег и РЦБ. Покупателями на рынке товаров и услуг выступают все макроэкономические субъекты. В структуре совокупного спроса выделяют:
- спрос домохозяйств
- инвестиционный спрос фирм
Рынок товаров и услуг. Функции потребления и сбережения.
Финансовый рынок. Спрос и предложение денег.
Рынок труда. Функции спроса на труд и предложение труда.
Равновесие на рынке товаров и услуг.
Равновесие денежного рынка.
Общее равновесие рынков товаров и денег.
Равновесие на рынке труда.
Общее равновесие нац. рынка.
Инфляция, как источник макроэкономической нестабильности.
Воздействие государства на экономику. Фискальная политика.
Принцип проведения монетарной политики.
Тема: «Национальный
рынок и его равновесие»
Рынок
товаров и услуг. Функции потребления
и сбережения.
Рынок товаров и услуг является центральным звеном современных макроэкономических моделей. По этому он используется в качестве входа в систему рынков.
Основными компонентом нац. рынка являются: рынок труда, рынок денег и РЦБ. Покупателями на рынке товаров и услуг выступают все макроэкономические субъекты. В структуре совокупного спроса выделяют:
- спрос домохозяйств
- инвестиционный спрос фирм
- спрос государства
- спрос заграницы.
Более половины совокупного конечного спроса составляет спрос домохозяйств. Его определяют следующий факторы:
- доходы от участия в производстве;
- налоги и трансфертные платежи; ЛРД
- богатство накопленное в домохозяйстве и доход с него;
- экономические ожидания;
-
величина потребительской
-
степень дифференциации
-
численность и возрастная
В основе взаимодействия на рынке товаров и услуг лежит пропорция между сбережением и потреблением. Потребление – сумма денежных расходов идущие на приобретение товаров и услуг. Функция потребления и есть функция спроса домохозяйств. Функция потребления характеризует связь между располагаемым доходом и потреблением в процессе их изменения.
С(Y) – каково наше потребление. В точке В сбережение равно 0.
- сбережение снижается;
+ сбережение увеличивается.
При анализе совокупного потребления важно исследовать роль субъективных и объективных факторов, которые оказывают влияние на общее количество ресурсов, расходуемых обществом на потребление.
Первые серьёзные работы принадлежат Кейнсу. Он исходил из гипотезы дохода, в соответствии с которым потребление домохозяйств зависит от абсолютной величины текущего дохода. Характер этой зависимости он выразил через «основной психологический закон». Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны увеличивать своё потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в которой растёт доход. В алгебраической форме функция потребления выглядит следующим образом: __
С = С + MPC*Y
MPC – предельная склонность к потреблению. Она показывает, какая часть дополнительного дохода идёт на прирост потребления.
0 < MPC < 1
MPC = ∆C / ∆Y
__
C - автономное потребление.
На графике
MPC выражает крутизну наклона линии потребления.
∆C / ∆Y = tgα
Кроме MPC определяют среднюю склонность к потреблению APC. APC показывает, какая часть дохода идёт на потребление.
APC = C / Y 0 ≤ APC ≤ 1
По мере роста дохода совокупное потребление уменьшается и растёт доля сбережений. Следовательно, расширение производства потенциально содержит в себе возможность возникновения перепроизводства, т.к. уменьшение доли потребления в доходе показывает, что спрос домохозяйств в доходе будет падать.
Исходя из этого, Кейнс вывел, что с возрастанием дохода должны увеличиться государственные закупки, чтобы сгладить кризисные явления из-за падения совокупного спроса.
Y = C + I + G + Xn
После опубликования работ Кейнса предпринимались многочисленные попытки перепроверить на практике его теоретические выводы. Результаты получились разнообразные. Одни в чём-то подтверждали Кейнса, а другие опровергали. Было установлено, что функция потребления имеет 3 вида:
- краткосрочная до 15 лет;
- долгосрочная до 50 лет;
- подоходная.
Краткосрочная функция потребления:
Впервые была проверена работа Кейнса, после опубликования в США С и I в период с 29 по 41 года 20 века.
На основе этих данных был построен график функции потребления, а за тем с помощью математических методов выведена формула:
С = 47,6 + 0,73Y
Однако, когда
данную формулу попытались использовать
для прогноза развития экономики
США, оказалось, что предсказанных на
её основе спада спроса и депрессии не
произошло. Таким образом, был сделан вывод,
что функция потребления Кейнса действительна
только в краткосрочном периоде.
Долгосрочная функция:
46 год. Американский экономист Кузнец на основе данных 1869 – 1936 вывел формулу потребления: С = 0,86Y
Таким образом, в долгосрочном периоде:
С = MPC*Y
C = APC*Y
В долгосрочном
периоде потребление
Подоходная функция:
Была сделана
попытка изменить С и I не в динамике,
а на определённый момент времени, но для
разных групп домохозяйств. Все домохозяйства
разбили на группы по величинам дохода.
Исследования показали: чем выше доход
домохозяйств, тем меньше они тратят на
потребление и больше на накопление, т.е.
APC и MPC снижается с ростом дохода.
Свойства функций потребления.
Название функции | APC |
MPC |
__
C |
Пропорционально СIY |
Краткосрочная | ↓ с ↑ Y | Const | >0 | Не пропорц. связь |
Долгосрочная | Const | Const | 0 | Пропорциональная |
Подоходная | ↓ c ↑ Y | ↓ c ↑ Y | >0 | Не пропорциональная |
В последующие годы были разработаны теории потребительского спроса, опирающиеся на гипотезы относительного и перманентного дохода.
Теория относительного дохода выдвинута американским экономистом Дизенберри в 1949 году. Он выдвинул гипотезу, согласно которой, потребление индивида зависит от его текущего дохода, по сравнению с доходом соседей и его собственным доходом в прошлом.
Классическая теория потребительского спроса предполагает, что функция полезности каждого человека не зависимы, т.е. уровень его удовлетворения от покупки не зависит от покупки других субъектов. Дьюзенбери предположил, что приобретение новой вещи индивидом не только повышает его общую полезность, но и уменьшает полезность его соседа. И тот, чтобы устранить потерю полезности, также купит такую же вещь. Таким образом, на приобретение вещи повлиял не только доход, а его сравнение с доходом соседа. Желание быть «не хуже», Дьюзенбери назвал демонстрационным эффектом. Данный эффект приводит к неожиданным результатам, при определении средней нормы потребления для отдельных покупателей в разных ситуациях.
Располагая одинаковым доходом, субъекты имеют разные величины средней нормы потребления (APC)
Рассмотрим, каким образом теория относительного дохода объясняет 3 вида функций потребления:
- В долгосрочном
периоде не происходит
- Пусть в краткосрочном
периоде произошло падение дохода. Домохозяйства
не хотят сокращать уровень потребления,
по этому, они будут уменьшать покупки
медленнее, чем падает доход. Это приведёт
к тому, что величина потребления начнёт
превышать доход и APC > 1
Когда доход возрастает с Y1 lj Y2, то потребление пропорционально увеличивается вдоль прямой долгосрочного периода из точки А в точку В. В этом случае MPC=APC.
Произошёл спад производства и доход снизился с Y2 до Y3, тогда потребление переместилось в точку С`. Линия, соединяющая точки С` и В, отражает краткосрочную функцию потребления. Если её продлить до пересечения с осью ординат, то отрезок ОЕ равен величине автономного потребления. Когда начнётся экономический подъём, этот путь будет проделан в обратном направлении, потребление достигнет т В и начнёт дальше перемещаться по прямой долгосрочного периода.
Столь же просто объясняется и подоходная функция. Чем ниже доход лиц, опред. группы лиц, тем больше людей богаче их и тем сильнее демонстрационный эффект. Желание тратить у бедных относительно выше, следовательно, выше MPC. Однако с ростом дохода исчезают побудительные мотивы, по этому значения MPC и APC падают и кривая потребления принимает вид подоходной функции.
Недостатки теории:
Теория жизненного цикла.
1954г. Брунберг, Модильяни. Основано на гипотезе перманентного дохода. Перманентный доход – это ожидаемый потребителем доход за довольно длительный промежуток времени (от нескольких лет, до всей жизни), этот доход определяется всем богатством индивида.
Все
потребители стремятся так
А – богатство
Авторы считают,
что потребление – функция
как текущего богатства и текущего
дохода и ожидаемого дохода от будущей
трудовой деятельности.
C= A*a + b*LI + c*ELI
LI – текущий доход
ELI – ожидаемый доход
А – богатство
а, b, с – соответствующие
склонности к потреблению .
В краткосрочном
периоде текущее богатство
С = а*А+(b + c)*LI
C = 0.06a + 0.72LI (для
краткосрочного периода).
В долгосрочном периоде богатство постоянно растёт, что увеличивает значение а*A (часть потребляемого богатства) Если отношение богатства к доходу и текущего дохода к совокупному доходу остаются относительно стабильными в долгосрочном периоде то и одном А будет стабильно. Если разделить обе части равенства на величину располагаемого дохода, то получим значения APC для долгосрочного периода.