Для регулирования внутренней
миграции населения предполагается
разработать систему мер, направленную
на уменьшение оттока сельского населения,
особенно квалифицированных кадров.
Для этого намечается:
разработать специальные
программы по созданию и сохранению
рабочих мест в сельских населенных
пунктах, развивать контрактную
форму обучения в учебных заведениях
сельскохозяйственного профиля;
создать условия для развития
предпринимательства, в том числе
индивидуального, фермерских и личных
подсобных хозяйств. Организовать переподготовку
работников для перераспределения
их в сферу обслуживания на селе;
установить надбавки к
должностным окладам специалистам,
работающим в сельских районах, и
увеличить пенсии в зависимости
от стажа работы в сельском хозяйстве;
предусмотреть льготные условия
погашения кредитов для приобретения
жилья молодым специалистам в
сельской местности.
В области регулирования
внешней миграции будут приняты
меры, направленные на эффективную
реализацию миграционного законодательства
и исполнение обязательств, принятых
Республикой Беларусь в рамках международных
договоров и соглашений.
Основными задачами политики
в области занятости населения
являются формирование ее рациональной
структуры в соответствии с потребностями
реформируемой экономики, повышение
эффективности использования трудовых
ресурсов.
Для ее реализации потребуется
проведение сбалансированной инвестиционной
политики по созданию новых рабочих
мест, активизации межотраслевого перераспределения
работников в социальные отрасли
экономики, разработке действенных
налоговых стимулов для развития
индивидуального предпринимательства.
Предстоит выработать эффективные
механизмы по усилению социальной защиты
граждан от безработицы.
В этих целях предусматривается:
- ускорение модернизации и обновления рабочих мест, разработка комплексной программы создания и развития рабочих мест на 2001–2005 гг.;
- повышение производительности труда на основе ликвидации вынужденной неполной занятости на производстве, улучшения качественного состава рабочей силы, ускорения технического переоснащения производства;
- совершенствование нормативно-правовой базы и финансово-кредитных механизмов стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства;ускорение межотраслевой мобильности рабочей силы, ее направленности в сектор услуг как приоритетной сферы деятельности;
- развитие кадрового потенциала путем создания системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров, проведение опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения;
- усиление адресности социальных пособий и льгот, усиление страховых принципов в системе обязательного социального страхования;
- активизация трудоустройства социально уязвимых слоев населения, не cпособных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
- унификация трудового законодательства в рамках Союза Беларуси и России. Научно-технический потенциал
В соответствии с Законом
Республики Беларусь "Об основах
государственной научно-технической
политики" в истекшем пятилетии
большое внимание уделялось дальнейшему
совершенствованию системы государственного
регулирования научной, научно-технической
и инновационной деятельности, укреплению
и развитию научно-технического потенциала
страны и ориентации его функционирования
на нужды республики и конкретных
производств. В связи с этим выделены
следующие республиканские органы
государственного управления: Государственный
комитет по науке и технологиям
и Высший аттестационный комитет. Кроме
того, в настоящее время действуют
Белорусский республиканский фонд
фундаментальных исследований, Фонд
информатизации, Белорусский инновационный
фонд, на которые возложено решение
наиболее сложных комплексных проблем,
связанных с организацией и повышением
эффективности научно-технической
деятельности в республике, а также
с привлечением внебюджетных источников
для финансирования научных исследований
и разработок. Статус высшей научной
организации получила Национальная
академия наук Беларуси, которая обеспечивает
развитие и координацию фундаментальных
исследований, проводимых в республике.
Финансирование научной,
научно-технической и инновационной
деятельности ведется прежде всего
за счет средств республиканского бюджета
(в 2000 г. – 45,1% общего объёма затрат на научные
исследования и разработки), средств
инновационных фондов, создаваемых
ежегодно при республиканских органах
государственного управления за счет
отчислений, поступающих от подведомственных
им предприятий и организаций.
Принятые меры позволили
приостановить негативные процессы
в научно-технической сфере. Несмотря
на то, что численность работающих
в науке и научном обеспечении
в 1995 г. по сравнению с 1990 г. уменьшилась
в 2,2 раза, научные исследования и
разработки на начало 2001 г. выполняли
почти 32,9 тыс. работников научных организаций
и более 20 тыс. ученых, работающих в
сфере образования, здравоохранения
и других отраслях народного хозяйства.
В их числе 819 докторов наук и около
4000 кандидатов наук. В последние
годы темпы сокращения численности
работающих в науке значительно
замедлились.
Вместе с тем пока еще
с трудом удается остановить процесс
относительного сокращения финансирования
научно-технической сферы. Наукоемкость
ВВП снизилась с 2,1% в 1990 г. до 0,9% в
1995 г., в последующие годы она стабилизировалась
на уровне 0,9-1,0%. Получило развитие международное
научно-техническое сотрудничество,
ведется работа по формированию единого
научно-технологического пространства
Союзного государства Беларуси и
России. Начата работа по воссозданию
системы научно-технической информации
на базе современных информационных
технологий.
Научно-техническая деятельность
осуществляется в соответствии с
утвержденными Правительством Республики
Беларусь приоритетными направлениями
и с применением программно-целевых методов,
что позволяет обеспечивать целенаправленное
использование средств и их концентрацию
на важнейших разработках.
Вместе с тем многие
разработки пока не осваиваются производством
из-за дефицита финансовых ресурсов, недостаточной
экономической эффективности внедряемых
новшеств, отсутствия портфеля заказов
на новую продукцию, а также из-за
слабо развитой инновационной инфраструктуры.
Указом Президента Республики
Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 определены
основные меры по стимулированию создания
и развития производств, основанных
на новых и высоких технологиях.
Правительством утвержден перечень
таких производств. К приоритетным
отнесены 27 направлений, среди которых
информационные технологии и электроника,
новые материалы и химические
продукты, биотехнологии, способы переработки
сельскохозяйственной продукции, технологии
селекции новых сортов растений и
пород животных, квантовая оптика,
нанотехнологии, тонкий химический синтез
и др.
Научно-технический потенциал
Республики Беларусь является важным
фактором повышения конкурентоспособности
экономики страны. Основные направления
инновационной деятельности и приоритеты
инновационной политики будут определяться
потребностями развития наукоемких
отраслей промышленности, наращиванием
экспортных возможностей отдельных
отраслей и производств, необходимым
научным обеспечением сельского
хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения,
экологии. Таким образом будут
созданы все условия для перехода
на инновационное развитие экономики
в целом.
Инновационный путь развития
экономики требует дополнительного
увеличения инвестиций на разработку
и освоение производства новой конкурентоспособной
продукции, в связи с чем предполагается
увеличить долю привлекаемых в этих
целях средств ее заказчиков и производителей.
Выделяемые государственные ресурсы будут
направляться преимущественно на разработку
и использование новейших технологий,
что в свою очередь обеспечит спрос на
результаты научной деятельности.
Для повышения отдачи средств,
вложенных в научно-технические
программы и инновационные проекты,
намечается разработка мер по совершенствованию
системы защиты интересов отечественных
производителей новой продукции
на внутреннем рынке, расширению льготного
кредитования предприятий, осваивающих
производство конкурентоспособной
продукции и внедряющих новые
технологии.
Особое внимание предполагается
уделить повышению качества продукции
и услуг как одной из главных
составляющих повышения конкурентоспособности
экономики страны. В ближайшей
перспективе на решение проблем
в этой сфере будет направлена
реализация мер, предусмотренных Государственной
программой "Качество" на 2001–2003 гг.
Одним из путей повышения
качества и конкурентоспособности
выпускаемой продукции (работ и
услуг), а также увеличения экспортного
потенциала производителей является дальнейшее
развитие систем государственной стандартизации,
сертификации и метрологии.
Главные цели развития стандартизации
в 2006 гг. – гармонизация методов
и практики отечественной стандартизации
с принятыми в мировом сообществе
и проведение согласованной в
рамках СНГ политики в этой области.
Необходимо обеспечить создание сбалансированной
(единой для стран СНГ) системы
технического законодательства, постепенное
приведение в соответствие норм технических
законодательных актов и регламентов
всех государств, присоединившихся к
Соглашению о проведении единой политики
в области стандартизации, метрологии
и сертификации, а затем приближение
межгосударственных стандартов к международным.
В целях достижения единства
измерений и улучшения метрологического
обеспечения предприятий и организаций
в соответствии с разработанной
Госстандартом концепцией по созданию
Национальной эталонной базы на 2005–2010
гг. будут продолжены работы по созданию
национальных эталонов в рамках государственной
научно-технической программы "Стандарты".
Продолжатся работы по проведению в
республике сертификации систем управления
качеством и систем экологического
управления. По состоянию на 1 января
2001 г. в Республике Беларусь 71 предприятие
и организация различных форм
собственности прошли процедуру
сертификации систем качества на соответствие
требованиям международных стандартов
ИСО серии 9000. К 2006 г. их число предусмотрено
довести до 200.
Заключение
В итоге проведена работа
в области исследования национального
богатства Республики Беларусь: определены
основные показатели национального
богатства и изучена его классификация,
рассмотрена его структура, выявлены
факторы, влияющие на увеличение национального
богатства, а также проведён его
анализ. Можно сделать выводы, что
в интересах развития национального
богатства страны необходимо целесообразно
обеспечить одновременно: увеличение
и физического, и природного капиталов.
В этом отношении важно определить
основные направления развития, которые
позволят достигнуть не просто максимального
экономического роста, а стабильного
приращения национального капитала,
включая его природную составляющую.
Приниматься во внимание должны комплексные
результаты реализаци того или иного
проекта, учет которых необходим
для определения эколого-экономической
эффективности. Очевидно, что для
обеспечения стабильного роста
национального капитала, включая
и природную составляющую, важно
разработать чёткий организационно-экономический
и правовой мекахизм, который позволит
учитывать внешние (в первую очередь,
экологические) эффекты в оценке
результатов хозяйственной деятельности.
Список использованных
источников
1. Борисов Е.Ф. Экономическая
теория: Учебник для студентов
обучающихся по гуманитарным
и техническим специальностям. –
М.: Юрайт-М, 2001 г. – 384 с.
2. Бункина М.К. Национальная
экономика: Учеб. М.: Логос, 2003. – 36
c.
3. Валюта: регулирование
операций в Беларусц: Сб. нормативных
актов. Мн.: ООО Вехи, 1995. – 256 c.
4. Градов А.П. Национальная
экономика: Курс лекций. СПб.: Спец.
лит., 1997. – 84 c.
5. Комплексный прогноз
научно-технического прогресса в
Республике Беларусь на 2001—2020 годы:
В V т. Мн.: НАН Беларуси, 2000. Т. V.
– 123 c.
6. Козырев В.М. Основы
современной экономики: Учебник.
– М.: Финансы и статистика, 1999
г. – 368 с.
7. Колотущкин В., Белкин
В., Белкина Н. Система РОСТ
в действии // Трудовые отношения,
2001 г., №3, с.3-10.
8. Костюк В.Н. История
экономических учений. Учебное пособие.
– М.: Издательство Центр, 1997 г.
– 224 с.
9. Курс экономики: Учебник/Под
ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М,
2001 г. – 720 с.
10. Концепция национальной
продовольственной безопасности. Мн.:
ГНУ Институт аграрной экономики
НАН Беларуси, 2004. – 87 c.
11. Лукашенко А.Г. Исторический
выбор Беларуси: Лекция Президента
Республики Беларусь в Белорусском
государственном университете. Минск,
14 марта 2003 г. Мн.: БГУ, 2005. – 236 c.
12. Майбурд Е.М. Введение
в историю экономической мысли.
От пророков до профессоров.
– 2-е изд., испр. И доп. –
М.: Дело, 2000 г. – 560 с.
13. Статистический ежегодник
Республики Беларусь, 2005.
14. Экономическая теория.
Учебник/Под ред. И.П.Николаевой.
– М.: ПРОСПЕКТ, 2000 г. – 448 с.
15. Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь
на 2001—2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001. – 123
c.
16. Национальный центр
правовой информации Республики
Беларусь, 2004.
17. Экономическая теория/Под
ред. А. Добрынина, Л. Тарасевича:
Учебник для вузов. – СПб.: ПИТЕР
КОМ, 2000 г. – 544 с.