Национальное богатство страны и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов развития национального богатства, анализ основных показателей национального богатства, а также изучение факторов, влияющих на увеличение национального богатства в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Национальное богатство страны и его структура…………………………………………………………………...5
2. Подходы и показатели измерения национального богатства страны………………………………………………………………………9
3. Факторы и способы накопления национального богатства……………………………………………………………………21
4. Национальное богатство Республики Беларусь и факторы его сбережения…………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………44
Список использованных источников…………………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 66.50 Кб (Скачать)

Для регулирования внутренней миграции населения предполагается разработать систему мер, направленную на уменьшение оттока сельского населения, особенно квалифицированных кадров.

Для этого намечается:

разработать специальные  программы по созданию и сохранению рабочих мест в сельских населенных пунктах, развивать контрактную  форму обучения в учебных заведениях сельскохозяйственного профиля;

создать условия для развития предпринимательства, в том числе  индивидуального, фермерских и личных подсобных хозяйств. Организовать переподготовку работников для перераспределения  их в сферу обслуживания на селе;

установить надбавки к  должностным окладам специалистам, работающим в сельских районах, и  увеличить пенсии в зависимости  от стажа работы в сельском хозяйстве;

предусмотреть льготные условия  погашения кредитов для приобретения жилья молодым специалистам в  сельской местности.

В области регулирования  внешней миграции будут приняты  меры, направленные на эффективную  реализацию миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в рамках международных  договоров и соглашений.

Основными задачами политики в области занятости населения  являются формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями  реформируемой экономики, повышение  эффективности использования трудовых ресурсов.

Для ее реализации потребуется  проведение сбалансированной инвестиционной политики по созданию новых рабочих  мест, активизации межотраслевого перераспределения  работников в социальные отрасли  экономики, разработке действенных  налоговых стимулов для развития индивидуального предпринимательства. Предстоит выработать эффективные  механизмы по усилению социальной защиты граждан от безработицы.

В этих целях предусматривается:

  • ускорение модернизации и обновления рабочих мест, разработка комплексной программы создания и развития рабочих мест на 2001–2005 гг.;
  • повышение производительности труда на основе ликвидации вынужденной неполной занятости на производстве, улучшения качественного состава рабочей силы, ускорения технического переоснащения производства;
  • совершенствование нормативно-правовой базы и финансово-кредитных механизмов стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства;ускорение межотраслевой мобильности рабочей силы, ее направленности в сектор услуг как приоритетной сферы деятельности;
  • развитие кадрового потенциала путем создания системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров, проведение опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения;
  • усиление адресности социальных пособий и льгот, усиление страховых принципов в системе обязательного социального страхования;
  • активизация трудоустройства социально уязвимых слоев населения, не cпособных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • унификация трудового законодательства в рамках Союза Беларуси и России. Научно-технический потенциал

В соответствии с Законом  Республики Беларусь "Об основах  государственной научно-технической  политики" в истекшем пятилетии  большое внимание уделялось дальнейшему  совершенствованию системы государственного регулирования научной, научно-технической  и инновационной деятельности, укреплению и развитию научно-технического потенциала страны и ориентации его функционирования на нужды республики и конкретных производств. В связи с этим выделены следующие республиканские органы государственного управления: Государственный  комитет по науке и технологиям  и Высший аттестационный комитет. Кроме  того, в настоящее время действуют  Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Фонд информатизации, Белорусский инновационный  фонд, на которые возложено решение  наиболее сложных комплексных проблем, связанных с организацией и повышением эффективности научно-технической  деятельности в республике, а также  с привлечением внебюджетных источников для финансирования научных исследований и разработок. Статус высшей научной  организации получила Национальная академия наук Беларуси, которая обеспечивает развитие и координацию фундаментальных исследований, проводимых в республике.

Финансирование научной, научно-технической и инновационной  деятельности ведется прежде всего  за счет средств республиканского бюджета (в 2000 г. – 45,1% общего объёма затрат на научные  исследования и разработки), средств  инновационных фондов, создаваемых  ежегодно при республиканских органах  государственного управления за счет отчислений, поступающих от подведомственных им предприятий и организаций.

Принятые меры позволили  приостановить негативные процессы в научно-технической сфере. Несмотря на то, что численность работающих в науке и научном обеспечении  в 1995 г. по сравнению с 1990 г. уменьшилась  в 2,2 раза, научные исследования и  разработки на начало 2001 г. выполняли  почти 32,9 тыс. работников научных организаций  и более 20 тыс. ученых, работающих в  сфере образования, здравоохранения  и других отраслях народного хозяйства. В их числе 819 докторов наук и около 4000 кандидатов наук. В последние  годы темпы сокращения численности  работающих в науке значительно  замедлились.

Вместе с тем пока еще  с трудом удается остановить процесс  относительного сокращения финансирования научно-технической сферы. Наукоемкость ВВП снизилась с 2,1% в 1990 г. до 0,9% в 1995 г., в последующие годы она стабилизировалась  на уровне 0,9-1,0%. Получило развитие международное  научно-техническое сотрудничество, ведется работа по формированию единого  научно-технологического пространства Союзного государства Беларуси и  России. Начата работа по воссозданию  системы научно-технической информации на базе современных информационных технологий.

Научно-техническая деятельность осуществляется в соответствии с  утвержденными Правительством Республики Беларусь приоритетными направлениями и с применением программно-целевых методов, что позволяет обеспечивать целенаправленное использование средств и их концентрацию на важнейших разработках.

Вместе с тем многие разработки пока не осваиваются производством  из-за дефицита финансовых ресурсов, недостаточной  экономической эффективности внедряемых новшеств, отсутствия портфеля заказов  на новую продукцию, а также из-за слабо развитой инновационной инфраструктуры.

Указом Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 определены основные меры по стимулированию создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях. Правительством утвержден перечень таких производств. К приоритетным отнесены 27 направлений, среди которых  информационные технологии и электроника, новые материалы и химические продукты, биотехнологии, способы переработки  сельскохозяйственной продукции, технологии селекции новых сортов растений и  пород животных, квантовая оптика, нанотехнологии, тонкий химический синтез и др.

Научно-технический потенциал  Республики Беларусь является важным фактором повышения конкурентоспособности  экономики страны. Основные направления  инновационной деятельности и приоритеты инновационной политики будут определяться потребностями развития наукоемких отраслей промышленности, наращиванием экспортных возможностей отдельных  отраслей и производств, необходимым  научным обеспечением сельского  хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения, экологии. Таким образом будут  созданы все условия для перехода на инновационное развитие экономики  в целом.

Инновационный путь развития экономики требует дополнительного  увеличения инвестиций на разработку и освоение производства новой конкурентоспособной  продукции, в связи с чем предполагается увеличить долю привлекаемых в этих целях средств ее заказчиков и производителей. Выделяемые государственные ресурсы будут направляться преимущественно на разработку и использование новейших технологий, что в свою очередь обеспечит спрос на результаты научной деятельности.

Для повышения отдачи средств, вложенных в научно-технические  программы и инновационные проекты, намечается разработка мер по совершенствованию  системы защиты интересов отечественных  производителей новой продукции  на внутреннем рынке, расширению льготного  кредитования предприятий, осваивающих  производство конкурентоспособной  продукции и внедряющих новые  технологии.

Особое внимание предполагается уделить повышению качества продукции  и услуг как одной из главных  составляющих повышения конкурентоспособности  экономики страны. В ближайшей  перспективе на решение проблем  в этой сфере будет направлена реализация мер, предусмотренных Государственной  программой "Качество" на 2001–2003 гг.

Одним из путей повышения  качества и конкурентоспособности  выпускаемой продукции (работ и  услуг), а также увеличения экспортного  потенциала производителей является дальнейшее развитие систем государственной стандартизации, сертификации и метрологии.

Главные цели развития стандартизации в 2006 гг. – гармонизация методов  и практики отечественной стандартизации с принятыми в мировом сообществе и проведение согласованной в  рамках СНГ политики в этой области. Необходимо обеспечить создание сбалансированной (единой для стран СНГ) системы  технического законодательства, постепенное  приведение в соответствие норм технических  законодательных актов и регламентов  всех государств, присоединившихся к  Соглашению о проведении единой политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, а затем приближение межгосударственных стандартов к международным.

В целях достижения единства измерений и улучшения метрологического обеспечения предприятий и организаций  в соответствии с разработанной  Госстандартом концепцией по созданию Национальной эталонной базы на 2005–2010 гг. будут продолжены работы по созданию национальных эталонов в рамках государственной  научно-технической программы "Стандарты". Продолжатся работы по проведению в  республике сертификации систем управления качеством и систем экологического управления. По состоянию на 1 января 2001 г. в Республике Беларусь 71 предприятие  и организация различных форм собственности прошли процедуру  сертификации систем качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. К 2006 г. их число предусмотрено  довести до 200.

 

 

Заключение

 

В итоге проведена работа в области исследования национального  богатства Республики Беларусь: определены основные показатели национального  богатства и изучена его классификация, рассмотрена его структура, выявлены факторы, влияющие на увеличение национального  богатства, а также проведён его  анализ. Можно сделать выводы, что  в интересах развития национального  богатства страны необходимо целесообразно  обеспечить одновременно: увеличение и физического, и природного капиталов. В этом отношении важно определить основные направления развития, которые  позволят достигнуть не просто максимального  экономического роста, а стабильного  приращения национального капитала, включая его природную составляющую. Приниматься во внимание должны комплексные  результаты реализаци того или иного  проекта, учет которых необходим  для определения эколого-экономической  эффективности. Очевидно, что для  обеспечения стабильного роста  национального капитала, включая  и природную составляющую, важно  разработать чёткий организационно-экономический  и правовой мекахизм, который позволит учитывать внешние (в первую очередь, экологические) эффекты в оценке результатов хозяйственной деятельности.

 

 

Список использованных источников

 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: Учебник для студентов  обучающихся по гуманитарным  и техническим специальностям. –  М.: Юрайт-М, 2001 г. – 384 с.

2. Бункина М.К. Национальная  экономика: Учеб. М.: Логос, 2003. – 36 c.

3. Валюта: регулирование  операций в Беларусц: Сб. нормативных  актов. Мн.: ООО Вехи, 1995. – 256 c.

4. Градов А.П. Национальная  экономика: Курс лекций. СПб.: Спец. лит., 1997. – 84 c.

5. Комплексный прогноз  научно-технического прогресса в  Республике Беларусь на 2001—2020 годы: В V т. Мн.: НАН Беларуси, 2000. Т. V. – 123 c.

6. Козырев В.М. Основы  современной экономики: Учебник.  – М.: Финансы и статистика, 1999 г. – 368 с.

7. Колотущкин В., Белкин  В., Белкина Н. Система РОСТ  в действии // Трудовые отношения, 2001 г., №3, с.3-10.

8. Костюк В.Н. История  экономических учений. Учебное пособие.  – М.: Издательство Центр, 1997 г.  – 224 с.

9. Курс экономики: Учебник/Под  ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001 г. – 720 с.

10. Концепция национальной  продовольственной безопасности. Мн.: ГНУ Институт аграрной экономики  НАН Беларуси, 2004. – 87 c.

11. Лукашенко А.Г. Исторический  выбор Беларуси: Лекция Президента  Республики Беларусь в Белорусском  государственном университете. Минск, 14 марта 2003 г. Мн.: БГУ, 2005. – 236 c.

12. Майбурд Е.М. Введение  в историю экономической мысли.  От пророков до профессоров.  – 2-е изд., испр. И доп. –  М.: Дело, 2000 г. – 560 с.

13. Статистический ежегодник  Республики Беларусь, 2005.

14. Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П.Николаевой. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000 г. – 448 с.

15. Программа социально-экономического  развития Республики Беларусь  на 2001—2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001. – 123 c.

16. Национальный центр  правовой информации Республики  Беларусь, 2004.

17. Экономическая теория/Под  ред. А. Добрынина, Л. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб.: ПИТЕР  КОМ, 2000 г. – 544 с.

 

 

 


Информация о работе Национальное богатство страны и его структура