Национальное богатство страны и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов развития национального богатства, анализ основных показателей национального богатства, а также изучение факторов, влияющих на увеличение национального богатства в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Национальное богатство страны и его структура…………………………………………………………………...5
2. Подходы и показатели измерения национального богатства страны………………………………………………………………………9
3. Факторы и способы накопления национального богатства……………………………………………………………………21
4. Национальное богатство Республики Беларусь и факторы его сбережения…………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………44
Список использованных источников…………………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 66.50 Кб (Скачать)

а) дисконтированной земельной  ренты;

б) затрат на освоение земли  для сельскохозяйственного использования  и выражается следующей формулой:

 

Оз с-х.н = (Рзр / Ек = 0,03) + С, где:

 

Оз с-х.н - показатель оценки земли сельскохозяйственного назначения, как составляющей национального  богатства страны, руб/га; С - затраты  на освоение земли для сельскохозяйственного  использования, руб/га.

Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные  для застройки и развития городских  и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Мировая практика выработала различные  подходы к оценке урбанизированных территорий. Наиболее достоверным подходом к оценке земель поселений, как элемента национального богатства страны, является многофакторная оценка инженерно-экономических  и социально-экономических факторов ценности земли. Практика показывает, что на оценку земель поселений, как  составляющих национального богатства  страны, существенное влияние оказывают  следующие факторы: положение в  экономическом регионе Республики Беларусь; положение в природно-климатической  зоне; численность населения; статус городского поселения и связанный  с ним социально-культурный потенциал; историческое наследие; курортные территории; туристические центры; важнейшие региональные зоны отдыха; морские порты; приграничные территории; свободные экономические и оффшорные зоны; добыча и переработка экспортного сырья и производство полупродуктов на его базе; наличие крупных аэропортов, железнодорожных узлов и речных портов; финансово-деловая деятельность; развитие науки и производств высоких технологий; структура производств, требующих реструктуризации; положение в зонах, требующих особо крупных инвестиций для восстановления окружающей среды, в том числе в зонах экологических бедствий. Оценка земли поселений, как составляющих национального богатства страны, определяется по следующей формуле:

 

Озп = (Qo х Еп / Ек) х Кф х  Км, где:

 

Озп - показатель оценки земли  поселений, как составдяюгцей национального  богатства страны, руб/м.кв.; Qo - затраты  на освоение и обустройство территории, руб/м.кв.; Еп - норма прибыли, %; Ек - норма  капитализации, 0,03; Кф - коэффициент, характеризующий  функциональное использование земельного участка; Км - коэффициент, характеризующий  местоположение земельного участка  в общегосударственной, региональной и местной системах расселения.

Ограниченность земли  и невозможность ее воспроизводства  способствуют возникновению двух видов  монополии на землю: монополию собственности (реализует собственник) и монополию  на землю как объект хозяйствования (реализует пользователь). Монополия  собственности порождает абсолютную ренту, а монополия хозяйствования на земле - дифференциальную земельную  ренту[5, c. 123].

Земельная рента - это вид  дохода, регулярно получаемого от земли за счет разности между общественной стоимостью продукта и более низкой индивидуальной его стоимостью при  производстве на разных по качеству и  местоположению земельных участках. К постоянным факторам, которые обусловливают  регулярное воспроизводство земельной  ренты, относятся качество почв и  местоположение земельных участков, уровень интенсивности использования  земель, новейшие технологии выращивания  и новые сорта сельскохозяйственных растений, органическое строение капитала, монополия на собственность и  использование земельного участка. Показатели ценности земельных участков не сельскохозяйственного назначения за пределами границ поселений, как  пространственного базиса для объектов промышленности, транспорта, связи, обороны  и другого назначения, определяются величиной ренты, которая создается  за счет местоположения, обустройства и функционального использования  соответствующего земельного участка. Земельная рента и цена земли  характеризуют в совокупности народнохозяйственную ценность земли и выражают, соответственно, ее кадастровую оценку. Установленные  при кадастровой оценке показатели являются базовой величиной для  определения ставок земельного налога и арендной платы за землю.

В общем виде рентная оценка земли выражается формулой:

 

Рзр = Эзр - С - m, где:

 

Рзр - земельная рента, руб/га; Эзр - среднегодовая оценочная стоимость  продукции и других эффектов землепользования, руб/га; С - нормативные совокупные затраты  труда и средств производства, необходимых для обеспечения  оценочного объема продукции и приведенные  в единую соразмерность с учетом фактора времени; m - необходимый прибавочный продукт, руб/га.

Переход от текущей оценки земли к ее цене в общем виде обеспечивается расчетами на основе формулы:

 

               Цзр = Рзр х Ек, где:

 

Црз - цена земельных ресурсов, руб; Ек - коэффициент перевода годового дохода в суммарный дисконтированный за расчетный период оценки земельного ресурса.

Водные ресурсы включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных  и подземных вод. В Беларуси функционирует  специфическая отрасль экономики - водное хозяйство, которое занимается изучением, учетом, управлением, прогнозированием и планированием использования  водных ресурсов, охраной поверхностных  и подземных вод от загрязнения  и истощения, транспортировкой их к  месту потребления. Основная задача водного хозяйства - обеспечение  всех отраслей и видов хозяйственной  деятельности водой в необходимом  количестве и соответствующего качества.

Управление водными ресурсами  в стране осуществляется с целью  их использования и охраны как  основы жизнедеятельности человека и функционирования природных систем.

Обобщенным показателем  эффективности использовании водных ресурсов, который позволяет сопоставить  объем затраченной воды с результатами хозяйственной деятельности, является водоемкость ВВП. В масштабах экономики страны в целом она может рассчитываться по следующей формуле:

W = R1 + R2

W- водоемкость валового  внутреннего продукта, м3/р.; R1 – годовое  потребление свежей воды, м3; R2 - годовой  объем оборотного водоснабжения,  м3; V- стоимость годового валового  внутреннего продукта, р.

Водоемкость показывает сколько  водных ресурсов нужно затратить  для получения единицы ВВП. Динамика этого показателя может служить  индикатором эффективности их использования. Аналогичные показатели можно рассчитывать как по межотраслевым комплексам, так и по отдельным отраслям и  предприятиям.

Главным резервом повышения  эффективности использования водных ресурсов (особенно свежей воды) является сокращение потребления в основных водопотребляющих отраслях. Другое направление - ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, а  также непосредственно водопотребителями. К этому следует добавить потери воды в коммунальном хозяйстве из-за плохого состояния водопроводных  систем (всевозможные испарения, утечки, протечки и др.) и в быту (отсутствие водомеров и низкие тарифы на воду для населения стимулируют расточительное использование дорогостоящей с  точки зрения затрат на подготовку питьевой воды).

Лесные ресурсы. Лес является одной из основ хозяйственной  деятельности человека, источником получения  материальных ресурсов (древесины, пищевых, лекарственных и технических, продукции  охотничьего промысла), базой для  развития лесного хозяйства, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, отдыха и туризма, других отраслей народного  хозяйства. В современных экономических  условиях древесина приобретает значимость и как сырье (энергоноситель). От того, насколько рационально используются ресурсы леса, во многом зависит рост экономики страны.

Лесные ресурсы включают стволовые запасы древесины, разнообразные  недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи  и др.), лекарственные растения, и  выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащитные, противоэрозионные и др.), в том  числе рекреационные и эстетические. Лесные ресурсы относятся к возобновляемым и рассматриваются вместе с занимаемыми  ими землями, которые могут использоваться с целью сохранения, воспроизводства  и повышения продуктивности лесов.

Леса Беларуси в соответствии с их экологическим, экономическим  и социальным значением, местоположением  и выполняемыми функциями делят  на две группы. Первую группу составляют леса, выполняющие преимущественно  водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические  и оздоровительные функции. В  лесах этой группы формируются высокопродуктивные древостои, обеспечивающие непрерывность  и неистощительность использования  лесных ресурсов. Важной составной  частью лесных ресурсов являются недревесные  ресурсы: пищевые, лекарственные, технические, кормовые и др.

Экономический механизм лесопользования  охватывает все виды экономического стимулирования рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Финансирование лесного хозяйства  осуществляется, прежде всего, за счет средств государственного бюджета. Экономические преобразования в  лесном хозяйстве, вместе с тем, связаны  с развитием финансовой самостоятельности  лесохозяйственных предприятий.

Выполнение планируемых  мероприятий по охране и рациональному  использованию лесных ресурсов гарантирует  в перспективе удовлетворение экономики  Беларуси в древесной и недревесной  лесной продукции, сохранение и усиление многообразных функций леса и  существенное увеличение экспортного  потенциала страны.

Минеральио-сырьевые ресурсы. Основой развития современной индустрии  и ряда направлений научно-технического прогресса выступают минерально-сырьевые ресурсы, или ресурсы земных недр. Минерально-сырьевые ресурсы - это природные  вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов.

Минеральные ресурсы как  предмет труда используется в  сфере производства товаров и, главным  образом, в промышленности, являются материальной основой и активным элементом развития производства. По мере развития науки и совершенствования  средств труда увеличивается  роль минеральных ресурсов как важнейшего фактора развития и размещения производительных сил, специализации и концентрации производства.

Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) – основной источник энергии в мировом хозяйстве  и важнейшее промышленное сырьё. Переработка минерального топлива  является базой формирования многих промышленных комплексов, в том числе  нефтехимического, газохимического, углехимического  и т.п. Развитие ведущих отраслей тяжёлой индустрии, особенно чёрной и цветной металлургии, основывается на рудном сырье. Некоторые минералы и продукты их химической переработки  используются в виде лекарств и радиоактивных  веществ для лечебных целей и  т.д. [7, c. 10].

Минеральные ресурсы выступают  материальной основой развития строительного  комплекса, прежде всего, в промышленности строительных материалов для производства цемента, кирпича, извести, стеновых материалов и конструкций, стекла и керамических изделий, и используются в качестве заполнителей бетона и железобетона. Часть минерального сырья (песок, гравий и др.) в натуральном виде поступает непосредственно на предприятия строительной индустрии.

Важной составной частью экономическоrо потенциала страны являются демографический и трудовой потенциалы, которые определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике. Трудовые ресурсы относятся к  одному из основных факторов развития национального богатства.

Трудовые ресурсы - это  та часть населения, которая благодаря  совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может  участвовать в процессе воспроизводстиа, создания материальных и нематериальных благ и услуг.

К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, rголучающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного  возраста, занятые в экономике.

В Республике Беларусь последовательно  осуществляется переход на международную  систему классификации населения, в соответствии с которой выделяется экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически активное население - это часть жителей страны, предоставляющих  свой труд для производства товаров  и услуг. К данной категории относятся  занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной  службы занятости. Экономически активное население характеризуется показателем "уровень экономической активности населения", который определяется в процентах к общей численности населения.

К экономически неактивному  населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются  занятыми экономической деятельностью  или безработными. Это та часть  населения страны, которая не входит в состав рабочей силы, включая  лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного  населения. В состав экономически неактивного  населения включаются: учащиеся и  студенты, слушатели и курсанты дневных  учебных заведений (в том числе  аспирантуры и докторантуры); лица, получающие пенсии; занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.; безработные, не стоящие на учете в службе занятости, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости  работать, независимо от источникаа дохода.

Информация о работе Национальное богатство страны и его структура