Национальное богатство страны и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов развития национального богатства, анализ основных показателей национального богатства, а также изучение факторов, влияющих на увеличение национального богатства в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Национальное богатство страны и его структура…………………………………………………………………...5
2. Подходы и показатели измерения национального богатства страны………………………………………………………………………9
3. Факторы и способы накопления национального богатства……………………………………………………………………21
4. Национальное богатство Республики Беларусь и факторы его сбережения…………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………44
Список использованных источников…………………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 66.50 Кб (Скачать)

В сельских населенных пунктах  и малых городских поселениях введено 150 тыс. квадратных метров общей  площади жилых домов (14,3-12,5% к годовому заданию), в том числе в сельских населенных пунктах - 111 тыс. квадратных метров, что составило 29,9% от их общего ввода (в январе-феврале 2004 г. - 23,2%). В  январе 2005 г. объем внешней торговли товарами и услугами составил 2038,1 млн. долларов США, в том числе экспорт - 1117,8 млн. долларов, импорт - 920,3 млн. долларов.

С учетом приведения данных об экспорте и импорте товаров  в торговле с Россией за январь 2004 г. в условия торговли 2005 года по уплате налога на добавленную стоимость  в стране назначения объем внешней  торговли товарами и услугами в январе 2005 г. составил к январю 2004 г. 115,4% (прогноз  на год - 110-111%), экспорт - 120,5% (111-112%), импорт - 109,7% (109-110%). В январе 2005 г. сложилось  положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере 197,5 млн. долларов, в том числе сальдо внешней торговли товарами - 125,5 млн. долларов, услугами - 72 млн. долларов.

Увеличение объема розничного товарооборота, включая общественное питание, через все каналы реализации за январь-февраль 2005 г. составило 18,3% к  уровню января-февраля 2004 г. при прогнозе его роста на год -13-14%.

Удельный вес продажи  товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота  розничной торговой сети в январе-феврале 2005 г. составил 79,1 %, в том числе  продовольственных товаров - 86,8 %, непродовольственных - 67 %. Темп роста реализации платных  услуг населению в январе-феврале 2005 г. обеспечен на уровне 111,7% к соответствующему периоду 2004 г. (при прогнозе роста  на год - 113-115% , на I квартал 2005 г. - 111%).

Инфляция, характеризуемая  индексом потребительских цен, в  январе-феврале текущего года составила 101,7% или 100,8% в среднем за месяц (по прогнозу 100,6-100,8%), в том числе  на продовольственные товары - 102,4%, на непродовольственные товары - 100,2%, на платные услуги - 101%. Реальные денежные доходы населения в январе 2005 г. увеличились  по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 19,7% при прогнозе роста на год на 13-14%. При этом основными  их источниками оставались заработная плата работников и социальные трансферты населению, которые составили 83,3% от общего объема доходов. Среднемесячная номинальная заработная плата в республике в январе 2005 г. по сравнению с январем 2004 года увеличилась на 39,2% и составила 398 тыс. руб.

Реальная начисленная  заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских  цен на товары и услуги) в январе 2005 г. по сравнению с январем 2004 г. увеличилась на 23,1%.

По итогам работы народного  хозяйства в январе-феврале 2005 г. обеспечено достижение всех 16 важнейших  параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 г. № 437.

 

Таблица 3 Динамика социально-экономического развития Республики Беларусь в 1991—2005гг., %

Индикатор

Темпы роста (снижения) по пятилетиям

1991— 1995 гг.

1996— 2000 гг.

2001— 2005 гг.

отчет

оценка*

1

2

3

4

Индекс развития человеческого  потенциала (на конец периода)**

0,774

0,788

 

Рост (снижение) ВВП за пятилетие, %

65,3

135,8

141—143

Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении (на конец периода), лет

68,6

69,0

68,5

Уровень безработицы (на конец  периода), % к экономически активному  населению

2,9

2,1

3,5

Рост (снижение) инвестиций в основной капитал за пятилетие, %

38,5

133,7

169—172

Рост внешнеторгового  оборота с учетом услуг (по данным платежного баланса) за пятилетие, % : экспорта импорта

Дж

164,3 172,0 158,1

221—223 225—227 219—221

Индекс роста потребительских  цен за пятилетие (к декабрю предыдущего  периода), раз

43 948

46,1

3,1

Рост (снижение) реальных денежных доходов населения (за пятилетие), %

62,2

171,6

191—193

Дефицит консолидированного бюджета (на конец пятилетия), % к  ВВП

2,7

0,6

1,5

Снижение энергоемкости  ВВП (за пятилетие), %

 

28,8

25,3—26

Выбросы вредных веществ  в атмосферу (на конец пятилетия  к предыдущему периоду), %

64,7

60,9

101—103

Сброс сточных вод в  поверхностные водоемы (на конец  пятилетия к предыдущему периоду), %

68

89

103—106


Источник: Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 гг. Мн : Беларусь, 2001 С. 162—166.

** Рассчитывается по фактическим  данным, так как для прогноза  в соответствии с методикой  ООН требуются показатели по  всем странам мира.

*** Данные в сопоставимом  виде отсутствуют.

 

Данные табл. 2 свидетельствуют  о том, что начавшийся в 1991 г. в  связи с распадом бывшего СССР экономический кризис был преодолен  к 2000 г. и после периода стабилизации создаются необходимые макроэкономические условия для обеспечения устойчивого  экономического роста. Однако, как показывают итоги первых лет нового столетия, для этого в условиях жесткой  международной конкуренции и  глобализации необходимы крупномасштабные государственные меры по структурной  перестройке и модернизации экономики.

Валовой внутренний продукт  на душу населения отражает уровень  социально-экономического развития страны, рассчитывается в национальной валюте и в долларах США по паритету покупательной  способности для сравнения с  другими странами.

Народонаселение и трудовые ресурсы

Демографическая ситуация в  Беларуси остается сложной, особенно в  связи с тенденцией абсолютного  сокращения начиная с 1994 г. численности  населения. На 1 января 2001 г. в республике проживало 9990,4 тыс. чел., что соответствует  уровню 1986 г. Уменьшение количества населения  связано с превышением числа  умерших над числом родившихся, что  обусловлено, прежде всего, ухудшением здоровья населения вследствие имевшегося ранее резкого снижения уровня и  качества его жизни, условий труда  и отдыха, сложной экологической  ситуацией, ухудшением качества и доступности  медицинской и лекарственной  помощи, как в городе, так и  на селе, а также другими социально-экономическими факторами. При этом общий коэффициент  рождаемости в Беларуси сократился с 9,8 промилле в 1995 г. до 8,8 промилле в 1997 г. Некоторое его увеличение в 1998–2000 гг. до 9,4 произошло за счет роста  численности женщин в наиболее активных репродуктивных возрастах (20–29 лет). За прошедшее пятилетие общий коэффициент  смертности увеличился с 13,0 до 13,5 , что  отрицательно сказалось на показателе ожидаемой продолжительности жизни, которая сократилась в 1999 г. до 67,9 лет (в том числе, мужчин – 62,2 года, женщин – 73,9 лет). В 2000 г. ожидаемая продолжительность жизни возросла до 69 лет (в том числе, мужчин – 63,4 года, женщин – 74,7 года). Негативные тенденции естественного движения усилили процесс старения населения. В результате, при росте численности населения в трудоспособном возрасте, число детей и подростков до 16 лет уменьшилось.

Поэтому первоочередное значение для обеспечения стабилизации численности  населения имеют меры, направленные на улучшение его здоровья. К положительным  явлениям в социально-трудовой сфере  следует отнести рост уровня занятости  населения. Численность работающих в экономике увеличилась с 4410 тыс. в 1995 г. до 4441 тыс. чел. в 2000 г. Рост занятости  населения является результатом  проводимой политики по созданию новых  рабочих мест. За 1996–2000 г. их количество увеличилось более чем на 300 тыс. Численность работников, принятых на вновь введенные рабочие места, увеличилась за этот период в 1,3 раза. Кроме того, доля занятых в непроизводственной сфере возросла с 26,7% до 29,9%. Наиболее высокие темпы прироста численности  работников наблюдались в страховании  и финансово-кредитной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, управлении и здравоохранении. Прирост численности занятых  наметился и в отраслях материального  производства: в промышленности –  на 0,9%, строительстве – 3,3%, торговле – 12,8%. В сельском хозяйстве в 1996–2000 гг. продолжился отток кадров. В  этой сфере число занятых уменьшилось  на 218 тыс., что связано как с  сокращением объемов производства, так и ухудшением демографической  ситуации в сельской местности.

Численность работающих на госпредприятиях в период 1996–2000 гг. хотя и уменьшилась с 2636,9 тыс. до 2540,5 тыс. чел., но в государственном  секторе экономики доля занятых  составляет 57,2% от общего количества работающих. Удельный вес работающих в негосударственном секторе по сравнению с 1995 г. увеличился на 2,6 процентных пункта и составил 42,8%.

Позитивные изменения  происходят на рынке труда. Официально учитываемая безработица, достигнув  максимума к концу 1996 г. (182,5 тыс. чел., или 4,0%), стала снижаться и в 1999 г. стабилизировалась на уровне 2,1% к  численности экономически активного  населения. К концу 2000 г. число безработных, состоящих на учете в государственной  службе занятости, составило 95,8 тыс. чел. Улучшилась конъюнктура рынка труда: на одно свободное рабочее место  сейчас претендуют 3 безработных (в 1996 г. – 12). Скрытая безработица на производстве сократилась с 25,9% до 9,9% к среднесписочной  численности работников.

Вместе с тем при  общем улучшении ситуации в социально-трудовой сфере уровень и структура  занятости населения все еще  не соответствуют реальным потребностям экономики. Среди нерешенных проблем  в этой сфере остаются медленное  обновление и сохранение большого числа  устаревших и неконкурентоспособных  рабочих мест, а также их дисбаланс  с существующей профессионально-квалификационной структурой кадров, обусловливающий  недоиспользование рабочей силы при одновременном расширении неформальных видов деятельности. Сохраняется  высокий уровень молодежной безработицы. Каждый второй безработный находится  в возрасте 16–29 лет, каждый четвертый  – состоит на учете в государственной  службе занятости от 6 месяцев до 1 года, каждый восьмой – более  года. Возможности трудоустройства, особенно молодежи, ограничены, в связи  с наличием непрестижных и низкооплачиваемых  свободных рабочих мест.

Согласно демографическому прогнозу, к 2007 г. сохранится тенденция  сокращения численности населения. Вместе с тем она частично будет  компенсирована за счет миграции. Предполагаемый миграционный прирост за 2002–2006 гг. составит около 74 тыс. чел. Учитывая ожидаемые  изменения в естественном и миграционном движении населения, численность населения  может сократиться на 195-265 тыс. чел. и составит около 9740–9810 тыс. чел. Усилится деформация возрастной структуры населения. Ожидается, что к концу 2005 г. численность детей и подростков до 16 лет уменьшится на 360-410 тыс. чел., а их доля – до 17%. Сохранится также тенденция сокращения (на 77-90 тыс. чел.) численности лиц старших возрастов, доля которых составит 21%. В этот же период предполагается рост численности населения в трудоспособном возрасте (до 6080–6085 тыс. человек), что увеличит трудовой потенциал страны.

По расчетам, общая численность  трудовых ресурсов возрастет с 6005 тыс. в 2001 г. до 6215–6230 тыс. чел. в 2006 г. Структурные  изменения в сфере занятости  населения будут определяться направлениями  проводимых реформ структурной перестройки  экономики. При активизации инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест возможно сокращение численности занятых  в сфере материального производства в связи с более эффективным  использованием рабочей силы, улучшением ее кадрового состава, ростом производительности труда. Численность работающих в 2006 г. уменьшится, по расчетам, до 4135 тыс. человек. Предполагается активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйственного оборота бесперспективных и нерентабельных производств, расширение форм деятельности граждан в домашнем хозяйстве, что  в целом позволит поддерживать уровень  безработицы до 2% от экономически активного  населения. При этом особое внимание будет уделяться адресной помощи в трудоустройстве безработных  с учетом их профессиональных и трудовых интересов.

Основными целями государственной  демографической политики являются снижение смертности и повышение  продолжительности жизни населения, стабилизация рождаемости, оптимизация  миграционных процессов. Этому будет  способствовать реализация мер социальной политики, направленных на повышение  уровня жизни населения, развитие социальной сферы и охрану окружающей среды, а также разработка и реализация Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь.

В целях обеспечения благоприятных  условий для развития семьи и  стабилизации рождаемости предусматривается:

  1. усовершенствовать систему пособий на детей, усилить ее адресность, приблизив размер пособия к бюджету прожиточного минимума;
  2. предусмотреть в Налоговом кодексе льготы предприятиям и организациям, трудоустраивающим женщин-матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком, а также выделение этой категории государственных субсидий на профессиональное обучение и переподготовку;
  3. стимулировать развитие различных форм добровольного страхования, особенно детей и молодежи, для создания дополнительных материальных возможностей поддержки семьи;
  4. разработать Государственную программу "Охрана материнства и детства".

Информация о работе Национальное богатство страны и его структура