Национальная экономика Узбекистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности структуры и целей функционирования национальной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования национальной экономики и ее структуры нового Узбекистана.
1.1.Понятие «национальной экономики»
1.2.Понятие структуры национальной экономики и ее разновидности
1.3.Особенности функционирования и развития экономики Узбекистана
Глава 2. Организация и развитие некоторых отраслей экономики Республики Узбекистан.
2.1 Разновидность структуры национальной экономики
2.2 Система макроэкономических пропорций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

национальная экономика Узбекистана.docx

— 744.55 Кб (Скачать)

Таким образом, была положена основа развития на селе частной предпринимательской деятельности, что способствовало быстрому росту производства в частном секторе и увеличению реальных доходов сельских семей.

Произошли позитивные изменения в системе налогообложения сельского хозяйства. Так, путём введения единого земельного налога ликвидирована чрезвычайно сложная для фермеров система расчёта и уплаты налогов. Развитие фермерства на селе поддерживается Ассоциацией фермерских хозяйств и другими институтами рыночной инфраструктуры.

 

Государство постоянно оказывало и оказывает финансовую и организационно-техническую поддержку сельхозпроизводителям путём формирования новых организационных структур, разработки и реализации 

государственных целевых программ, совершенствуя системы государственных закупок и механизмы экономического стимулирования сельскохозяйственного производства. Для обслуживания сельских товаропроизводителей независимо от форм хозяйствования, созданы все виды сервисных услуг. Это — выполнение механизированных работ, химическое и ветеринарное обслуживание, обеспечение семенами, племенным скотом и др.

Таким образом, сельское хозяйство адаптировалось к рыночным отношениям, что и является одним из главных результатов экономических реформ, проводимых в республике.

В условиях перехода к рыночной экономике продовольственная безопасность в Узбекистане приобрела особую актуальность, так как доступность населению страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям технических регламентов, в объёмах не ниже рациональных норм потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни, является основой политической, экономической и социальной стабильности страны.

Александр Васильев заместитель исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК): «...благодаря глубоко продуманным реформам, осуществляемым под руководством Президента Ислама Каримова, современный Узбекистан демонстрирует устойчивый прогресс во всех сегментах национального развития. Это подтверждают результаты макроуровня, в частности, темпы роста ВВП за последние несколько лет превышают восемь процентов, являясь одними из самых высоких в мире, что, в свою очередь, позитивно отражается на развитии бизнеса и экономики в целом. Сейчас более 52,5 процента ВВП обеспечивает малый бизнес, который создаёт большую часть новых рабочих мест»

Основные  факторы, способствовавшие обеспечению  продовольственной безопасности за годы независимости:

  • создание правовых основ реформирования аграрных и экономических отношений на селе. Принятые законы “О земле”, “О кооперации”, “Об аренде”, “О дехканском хозяйстве” и ряд других, указы Президента Республики Узбекистан, постановления правительства в области реформирования сельского хозяйства позволили заложить новые правовые отношения на селе, создали условия для формирования многоукладной экономики, развития фермерских и дехканских хозяйств;
  • осуществление организационно-структурных преобразований в сельском хозяйстве, изменение принципов и системы управления отраслью. Упразднены и преобразованы в другие формы собственности совхозы. В целях совершенствования структуры управления сельским и водным хозяйством, обеспечения их тесного взаимодействия образовано единое Министерство сельского и водного хозяйства;
  • отмена госзаказов. Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 22.08.1994 г. № УП-937 отменены заказы, установленные государством на сельскохозяйственную продукцию, кроме госзаказа на хлопковое волокно и зерновые культуры, осуществлён переход на свободные закупочные цены на скот и молоко;
  • оптимизация посевных площадей. Начиная с урожая 2009 г. (согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 20 октября 2008 г. № УП-4041 «О мерах по оптимизации посевных площадей и увеличению производства продовольственных культур»), сокращены объём производства хлопка-сырца по договорам контрактации и посевные площади под хлопчатник. За счёт этого увеличены посевные площади под зерновые, овощные и другие продовольственные культуры;
  • принятие и реализация целевых комплексных программ развития отраслей сельского хозяйства, предусматривавших целевые параметры развития на кратко- и среднесрочную перспективы, а также меры по их достижению. В частности, по постановлениям Президента Республики Узбекистан от 01.2006 г. № ПП-255 «Об организационных мерах по реформированию плод овощеводства и виноградарства», от 23.03.2006 г. № ПП-308 «О мерах по стимулированию увеличения поголовья скота в личных подсобных, дехканских и фермерских хозяйствах», от 21.04.2008 г. № ПП-842 «О дополнительных мерах по усилению стимулирования увеличения поголовья скота в личных подсобных, дехканских и фермерских хозяйствах и расширению производства животноводческой продукции», от 26.01.2009 г. № ПП-1047 «О дополнительных мерах по расширению производства продовольственных товаров и насыщению внутреннего рынка» принята программа на 2009—2011 гг., предусматривающая создание в областях республики новых предприятий, использующих мини-технологии и компактное оборудование по переработке мясомолочной продукции, а также сервисных пунктов по заготовке сырого молока.

Реформирование  сельского хозяйства Узбекистана позволило достигнуть качественных сдвигов и реальных результатов в развитии аграрного сектора и обеспечить продовольственную безопасность страны.

Принятая  в 1992 г. по инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова государственная  программа по обеспечению продовольственной безопасности, прежде всего зерновой, доказала свою состоятельность. Производство в стране зерна за период с 1992 по 2010 гг. увеличилось более чем в 3 раза (график 3). Республика Узбекистан превратилась из импортёра в экспортёра зерна. Если раньше импорт зерна составлял ежегодно более 2 млн т, то уже в 1995 г. Узбекистан добился зерновой независимости, а в последние годы экспортирует зерно в Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан, Иран и другие страны.

Принятые  меры по обеспечению зерновой независимости, наряду с устойчивым обеспечением населения республики мукой и хлебом, способствовали решению задачи укрепления кормовой базы животноводства и на этой основе удовлетворению потребности населения в мясомолочной продукции за счёт собственного производства.

Во всех категориях хозяйств в 2010 г. произведено 1461,4 тыс. т  мяса в живом весе, или в 1,8 раза больше чем в 1990 году, 6169,0 тыс. т молока - в 2 раза больше и 3061,2 млн шт. яиц - в 2,5 раза больше чем в 1990 году (таблица 1).

Таблица 1 Производство продукции сельского хозяйства

 

Ед. изм.

1990 г.

2000 г.

2010 г.

2010 г. в % к 1990 г.

Зерновые

тыс. т

2038,2

4101,4

7504,3

368,2

Картофель

тыс. т

336,4

731Д

1694,8

503,8

Овощи

тыс. т

2842,5

2644,7

6346,5

223,3

Бахчевые

тыс. т

1000,0

451,4

1182,4

118,2

Плоды

тыс. т

660,4

790,9

1710,3

259,1

Виноград

тыс. т

744,7

624,2

987,3

132,6

Мясо (в живом весе)

тыс. т

789,1

841,8

1461,4

185,2

Молоко

тыс. т

3034,2

3632,5

6169,0

203,3

Яйца

млн шт.

1231,8

1254,4

3061,2

248,5


 

Источник: Статистический сборник «Основные тенденции и показатели экономического и социального развития Республики Узбекистан за годы независимости (1990—2010 гг.) и прогноз на 2011—2015 гг.». —

Ташкент: «Узбекистан». — 2011 г.

Объём производства картофеля возрос в 2,3 раза, бахчевых — в 1,2 раза, плодов и ягод — в 2,6 раза и винограда — в 1,3 раза. В настоящее время Узбекистан является самым крупным экспортёром овощей и фруктов среди стран СНГ.

В современных  условиях обеспечение населения страны качественными и доступными в ценовом отношении продуктами питания является не только приоритетной задачей, но и составной частью мер по защите национальной безопасности и суверенитета Республики Узбекистан.


I


В результате принятых мер по увеличению производства продовольственной продукции и повышению доходов населения в период 1990—2010 гг., несмотря на прирост населения на 38,2%, в Узбекистане значительно выросло среднедушевое потребление мяса и мясо продуктов (на 22,6%), молока и молочных продуктов (на 30,3%), яиц (на 42,3%), овощей (в 2,2 раза), картофеля (в 1,5 раза), фруктов (в 3,6 раза), сахара (в 1,37 раза) (график 4).

С учётом важности обеспечения высокого качества и безопасности пищевой продукции  в реализации национальных планов производственной безопасности страны в последние годы систематизировалась работа по усилению контроля за производимой в республике и поступающей из-за рубежа продукцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Государственная аграрная политика по адаптации производства сельского хозяйства к потребностям внутреннего и мирового рынка стимулирует процесс развития различных форм хозяйствования в аграрном секторе экономики страны, наиболее эффективной из которых является фермерство. Сегодня в республике действует свыше 60 тыс. фермерских хозяйств, которые являются основными производителями хлопка-сырца, колосовых и других культур.

Качественными результатами проводимых реформ в сельском хозяйстве стали: повышение эффективности производства (рост урожайности по основным сельскохозяйственным культурам и продуктивности животноводства) и рентабельности частных фермерских хозяйств, а также положительные сдвиги в плане устойчивого производства продовольственной продукции, обеспечившие продовольственную безопасность.

Как показывает анализ тенденций развития мирового продовольственного и аграрного рынков, в перспективе неизбежен рост потребления продовольственных товаров и обострение проблем, связанных с обеспечением их производства в необходимых объёмах. В этих условиях Узбекистан способен не только обеспечить себя продовольствием, но и быть одним из значимых его экспортёров на региональный и мировой рынки.

В предстоящие  годы большое внимание будет уделено  дальнейшей модернизации, техническому и технологическому обновлению и углублению реформ в сельском хозяйстве — отрасли, являющейся важнейшим источником сырья для промышленности, обеспечивающей устойчивое насыщение внутреннего рынка важнейшими продуктами питания и расширение экспортного потенциала.

 


Информация о работе Национальная экономика Узбекистана