Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:08, курсовая работа
Основной целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности структуры и целей функционирования национальной экономики.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования национальной экономики и ее структуры нового Узбекистана.
1.1.Понятие «национальной экономики»
1.2.Понятие структуры национальной экономики и ее разновидности
1.3.Особенности функционирования и развития экономики Узбекистана
Глава 2. Организация и развитие некоторых отраслей экономики Республики Узбекистан.
2.1 Разновидность структуры национальной экономики
2.2 Система макроэкономических пропорций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Институциональная
структура предстает как
Наиболее
заметные изменения в институциональной
структуре всегда приходятся на период
проведения радикальных экономических
реформ. Очень важно то, что продуманное
институциональное
Структура отношений с внешним миром. Степень включения национальной экономики в международное разделение труда определяет степень ее открытости к внешнему миру.
Открытая национальная экономика предстает как звено в системе мирового хозяйства, выступает как альтернатива замкнутой экономике.
Открытая
экономика в большей степени
зависит от внешней среды, но тем
не менее рассматривается в
В качестве показателей открытости национальной экономики применяются: внешнеторговая квота в ВВП; доля экспорта в объеме национального производства; доля импорта в потреблении; удельный вес иностранных инвестиций по отношению к внутренним.
При оценке степени открытости национальной экономики следует иметь в виду, что малые страны традиционно имеют более высокую степень открытости. Их внешнеторговая квота составляет обычно 55-70% от ВВП (у крупных держав — 40-45%). Поэтому есть резон различать большую открытую и малую открытую национальную экономику.
Повышение
степени открытости всегда сопровождается
структурными сдвигами. Одновременно
надо быть готовым к возрастанию
ее «уязвимости» от состояния международной
конъюнктуры. Структуру отношений
с внешним миром всегда удачно
выражает развернутая структура торговог
Экономическая структура отражает состояние и динамику экономического строя, условия включения населения страны в трудовой процесс, характер отношений присвоения, доминирование форм собственности и предпринимательства.
С учетом форм собственности выделяются частный и государственный сектор экономики. Их соотношение свидетельствует о качественном состоянии экономической системы, о наличии или об отсутствии в стране своеобразного рыночного потенциала. Поправка на отраслевую структуру окончательно позволяет определить, в чьих руках находятся «командные высоты».
В переходный период, когда процесс детализации экономики еще не завершен, наряду с частным и государственным выделяется так называемый «огосударствленный» сектор, частный капитал которого находится под жестким контролем со стороны государства.
Определяя экономическую структуру, следует установить экономический режим функционирования государственных предприятий, степень распространения коммерческого расчета, доминирующие формы предпринимательской деятельности, присутствие в национальном производстве иностранного капитала. [4, c. 50-51]
Социальная структура. По сути дела в данном случае речь идет о классах, стратах, группах и т. п. Но в первую очередь предстоит выявить удельный вес армии наемного труда в общей численности занятых, распределение населения по уровню доходов, имущественную дифференциацию. Не будет лишним и определение удельного веса зарплаты в структуре доходов населения страны, удельный вес безработных.
При определении социальной структуры в качестве своеобразных точек отсчета для анализа такого рода выступают прожиточный (физиологический) минимум, минимальный прожиточный бюджет, уровень средней заработной платы и пенсий, минимальная заработная плата, тарифная ставка работника 1-го разряда и др. [4, c. 52]
Таким образом,
структура национальной экономики
представляет собой устойчивые количественные
соотношения между ее составными
частями. Различают воспроизводственную,
социальную, «отношение с внешним
миром», территориальную, институциональную,
экономическую структуры и
Существенная черта национальной экономики — сложившиеся макроэкономические пропорции.
Важная задача экономической теории и практики национального хозяйствования — определение и регулирование важнейших макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, изучение их сути, тенденций и факторов, влияющих на их размеры. Без этого невозможно эффективно управлять развитием национальной экономики в интересах достижения ближайших и отдаленных целей социально-экономического прогресса общества и государства. Важно разрабатывать прогнозные значения основных показателей и пропорций развития национальной экономики. Макроэкономические расчеты и анализ важнейших макроэкономических показателей, достижение пропорциональности (соотношения) в их развитии позволяют:
1) реально
оценивать возможности
2) определять
потенциал развития отдельных
отраслей национальной
3) разрабатывать
стратегию и тактику
4) совершенствовать
экономический механизм
5) развивать
налоговый, финансово-
6) оценивать
альтернативы развития
Определять
и реализовывать меры экономической
безопасности страны. Это далеко не
полный перечень вопросов и проблем,
которые следует решать на этапе
планирования и государственного регулирования
развития национальной экономики. Экономический
потенциал страны — основа реализации
социально-экономических задач
Макроэкономические
пропорции — это количественные
соотношения между различными подразделениями
и сферами общественного производства,
отраслями, территориально-
Виды макроэкономических пропорций. Важнейшие пропорции национального воспроизводства образуют систему, которая включает:
1) общеэкономические, выражающие
соотношение между сферами и
подразделениями национальной
2) межотраслевые, которые
выражают соотношение между
3) внутриотраслевые, выражающие соотношение между отдельными видами производств;
4) внутрикомплексные, включая внутреннюю структуру АПК, ВПК и др.;
5) территориальные и
6) межгосударственные, которые
формируются в сфере
По форме сегодня принято выделять:
а) натуральные или вещественные пропорции;
б) стоимостные или денежные пропорции;
в) пропорции распределения трудовых ресурсов.
Натурально-вещественные пропорции
характеризуют соотношение
Всегда существуют пропорции
между отдельными видами производств
(добыча нефти-газа и пропускная способность
трубопроводов; объем промышленной
продукции и пропускная способность
железной дороги и т. д.). Есть смысл
определять соотношение между
Особую группу образуют показатели,
при расчете которых
Так называемые «трудовые пропорции» отражают распределение рабочей силы между сферами национальной экономики (сектор домашних хозяйств, реальный сектор и социальная сфера; занятое и трудоспособное население; занятость в промышленности и сельском хозяйстве; город и деревня). Пропорции трудовых ресурсов отражают состав рабочей силы по уровню подготовки и квалификации, возрасту и половому признаку. [4, с. 62]
Таким образом,
важнейшей характеристикой
1.3.Особенности функционирования и развития экономики Узбекистана
Итоги, с которыми подходит Узбекистан к 20-летнему юбилею своей независимости, со всей очевидностью подчёркивают правильность и состоятельность собственной модели экономического развития и реализации на её основе принципов эволюционной программы реформирования и модернизации. Суть и содержание разработанной и реализуемой сегодня модели — это кардинальное изменение и обновление государственного и конституционного устройства, реализация политических, экономических и социальных реформ, базирующихся на таких принципах, как деидеологизация экономики и её приоритет над политикой, возложение на государство роли главного реформатора, то есть функций инициатора и координатора реформ, обеспечение верховенства закона, осуществление сильной социальной политики, поэтапность и постепенность проводимых реформ.
Уже с первых дней независимости руководством республики была поставлена задача ускоренного формирования собственной системы управления внешнеэкономическим комплексом, выработки принципов налаживания внешних связей, самостоятельного определения путей интеграции в мировую систему. Для решения этой задачи, для формирования и проведения единой внешнеэкономической политики, обеспечения общегосударственных интересов на внешнем рынке в феврале 1992 года было создано Министерство внешних экономических связей.
Чем же руководствовалось министерство в своей деятельности все эти годы, каковы были стратегия и тактика нашей внешнеэкономической политики? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что в республике последовательно проводилась «политика открытых дверей», базирующаяся на принципах, разработанных главой государства Президентом Исламом Каримовым. Это, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений, равноправное и взаимовыгодное сотрудничество, приоритет норм международного права над национальными, разумный баланс между конкуренцией и сотрудничеством, создание режима наибольшего благоприятствования для стран и отдельных иностранных инвесторов, обеспечивающих привлечение самых современных технологий.
Стоит вспомнить, что из себя представляла экономика, доставшаяся Узбекистану на момент обретения независимости, с её односторонней гипертрофированной сырьевой направленностью, разрушительной монополией на производство хлопка-сырца. На этом фоне особо зримо и значимо выглядят структурные сдвиги, произошедшие в экономике страны за эти годы. Многое, в том числе и во внешнеэкономической политике, приходилось начинать с нуля. А теперь торгово-экономические отношения установлены более чем со 180 государствами мира, наши товары экспортируются в 170 стран. Узбекистан стал полноправным членом более 30 авторитетных международных экономических и финансовых организаций. С 50 странами заключены соглашения «О поощрении и взаимной защите инвестиций», с 45 Узбекистан имеет режим наибольшего благоприятствования.