Национальная экономика Узбекистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности структуры и целей функционирования национальной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования национальной экономики и ее структуры нового Узбекистана.
1.1.Понятие «национальной экономики»
1.2.Понятие структуры национальной экономики и ее разновидности
1.3.Особенности функционирования и развития экономики Узбекистана
Глава 2. Организация и развитие некоторых отраслей экономики Республики Узбекистан.
2.1 Разновидность структуры национальной экономики
2.2 Система макроэкономических пропорций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

национальная экономика Узбекистана.docx

— 744.55 Кб (Скачать)

Институциональная структура предстает как упорядоченная  совокупность специальных учреждений и организаций, усвоенных норм поведения  и добровольно принятого порядка  согласования экономического поведения  агрегированных субъектов национальной экономики. Появление нового элемента в институциональной структуре  свидетельствует об обогащении опыта  хозяйствования, о том, что такой  опыт фильтруется с учетом особенностей национального менталитета.

Наиболее  заметные изменения в институциональной  структуре всегда приходятся на период проведения радикальных экономических  реформ. Очень важно то, что продуманное  институциональное строительство  прекращает хаос и анархию, повышает степень организованности экономической жизни, формирует «культурную сеть» рыночного хозяйства.

Структура отношений с внешним миром. Степень  включения национальной экономики  в международное разделение труда  определяет степень ее открытости к  внешнему миру.

Открытая  национальная экономика предстает как звено в системе мирового хозяйства, выступает как альтернатива замкнутой экономике.

Открытая  экономика в большей степени  зависит от внешней среды, но тем  не менее рассматривается в качестве прогрессивной формы.

В качестве показателей открытости национальной экономики применяются: внешнеторговая квота в ВВП; доля экспорта в объеме национального производства; доля импорта в потреблении; удельный вес иностранных инвестиций по отношению к внутренним.

При оценке степени открытости национальной экономики  следует иметь в виду, что малые  страны традиционно имеют более  высокую степень открытости. Их внешнеторговая квота составляет обычно 55-70% от ВВП (у крупных держав — 40-45%). Поэтому  есть резон различать большую открытую и малую открытую национальную экономику.

Повышение степени открытости всегда сопровождается структурными сдвигами. Одновременно надо быть готовым к возрастанию  ее «уязвимости» от состояния международной  конъюнктуры. Структуру отношений  с внешним миром всегда удачно выражает развернутая структура торгового баланса страны.

Экономическая структура отражает состояние и  динамику экономического строя, условия  включения населения страны в  трудовой процесс, характер отношений  присвоения, доминирование форм собственности  и предпринимательства.

С учетом форм собственности выделяются частный  и государственный сектор экономики. Их соотношение свидетельствует  о качественном состоянии экономической  системы, о наличии или об отсутствии в стране своеобразного рыночного потенциала. Поправка на отраслевую структуру окончательно позволяет определить, в чьих руках находятся «командные высоты».

В переходный период, когда  процесс детализации экономики  еще не завершен, наряду с частным  и государственным выделяется так  называемый «огосударствленный» сектор, частный капитал которого находится  под жестким контролем со стороны  государства.

Определяя экономическую структуру, следует  установить экономический режим функционирования государственных предприятий, степень распространения коммерческого расчета, доминирующие формы предпринимательской деятельности, присутствие в национальном производстве иностранного капитала. [4, c. 50-51]

Социальная структура. По сути дела в данном случае речь идет о классах, стратах, группах и  т. п. Но в первую очередь предстоит  выявить удельный вес армии наемного труда в общей численности занятых, распределение населения по уровню доходов, имущественную дифференциацию. Не будет лишним и определение удельного веса зарплаты в структуре доходов населения страны, удельный вес безработных.

При определении  социальной структуры в качестве своеобразных точек отсчета для  анализа такого рода выступают прожиточный (физиологический) минимум, минимальный  прожиточный бюджет, уровень средней  заработной платы и пенсий, минимальная  заработная плата, тарифная ставка работника 1-го разряда и др. [4, c. 52]

Таким образом, структура национальной экономики  представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, «отношение с внешним  миром», территориальную, институциональную, экономическую структуры и инфраструктуру национальной экономики. Устойчивость структуры национальной экономики  весьма относительна. Многообразие внешних  и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации  этой структуры.

2.2 Система макроэкономических  пропорций

 

Существенная  черта национальной экономики —  сложившиеся макроэкономические пропорции.

Важная задача экономической теории и практики национального хозяйствования —  определение и регулирование  важнейших макроэкономических показателей  социально-экономического развития страны, изучение их сути, тенденций и факторов, влияющих на их размеры. Без этого  невозможно эффективно управлять развитием  национальной экономики в интересах  достижения ближайших и отдаленных целей социально-экономического прогресса  общества и государства. Важно разрабатывать  прогнозные значения основных показателей  и пропорций развития национальной экономики. Макроэкономические расчеты  и анализ важнейших макроэкономических показателей, достижение пропорциональности (соотношения) в их развитии позволяют:

1) реально  оценивать возможности национальной  экономики в обеспечении внутренних  и внешних потребностей Российской  Федерации, ее регионов и отдельных  групп населения;

2) определять  потенциал развития отдельных  отраслей национальной экономики  и национального хозяйства в  целом;

3) разрабатывать  стратегию и тактику экономических  реформ, внешнеэкономической деятельности;

4) совершенствовать  экономический механизм функционирования  национального рынка страны в  целом и отдельных его сегментов  (рынков труда, ценных бумаг,  инвестиций, товаров и т. д.);

5) развивать  налоговый, финансово-кредитный,  структурный, инвестиционный, социальный  и другие аспекты политики  государства;

6) оценивать  альтернативы развития национальной  экономики в целом, ее отраслей  и регионов.

Определять  и реализовывать меры экономической  безопасности страны. Это далеко не полный перечень вопросов и проблем, которые следует решать на этапе  планирования и государственного регулирования  развития национальной экономики. Экономический  потенциал страны — основа реализации социально-экономических задач государства. Он создается трудом всех слоев населения, пополняется и поддерживается через  систему производства в стране и  через ее связи с другими государствами. Воспроизводственный процесс, представляющий сложную социально-экономическую  систему, может быть охарактеризован  целой группой важнейших макроэкономических показателей и пропорций. Их совокупность определяет масштабы, взаимосвязь и  взаимообусловленность процессов  и явлений, реально существующих в экономике страны. [9, с. 25]

Макроэкономические  пропорции — это количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Виды макроэкономических пропорций. Важнейшие пропорции  национального воспроизводства  образуют систему, которая включает:

1) общеэкономические, выражающие  соотношение между сферами и  подразделениями национальной экономики,  между фазами воспроизводства,  сбережениями и инвестициями, совокупным  спросом и совокупным предложением, а также доходами, потреблением  и сбережением;

2) межотраслевые, которые  выражают соотношение между ведущими  отраслями, промышленностью и  инфраструктурой, сельским хозяйством  и промышленностью, а также  комплексами национальной экономики;

3) внутриотраслевые, выражающие  соотношение между отдельными  видами производств;

4) внутрикомплексные, включая  внутреннюю структуру АПК, ВПК  и др.;

5) территориальные и межрегиональные;

6) межгосударственные, которые  формируются в сфере международных  экономических отношений (экспорт-импорт).

По форме сегодня принято  выделять:

а) натуральные или вещественные пропорции;

б) стоимостные или денежные пропорции;

в) пропорции распределения  трудовых ресурсов.

Натурально-вещественные пропорции  характеризуют соотношение объемов  производства стратегически важных видов продукции (электроэнергия —  алюминий, станки — металл, чугун  — сталь, зерно — продовольствие и т. д.). Они учитываются при  составлении специальных расчетов — межотраслевых и отраслевых балансов, отражающих поступление и  расход материальных ресурсов.

Всегда существуют пропорции  между отдельными видами производств (добыча нефти-газа и пропускная способность  трубопроводов; объем промышленной продукции и пропускная способность  железной дороги и т. д.). Есть смысл  определять соотношение между производством  и потреблением важнейших видов  экономических благ, выявляя степень  самообеспечения страны зерном, электроэнергией, металлом и т. д.

Особую группу образуют показатели, при расчете которых используются только стоимостные значения (соотношение  между составными частями совокупного  национального продукта или ВВП; денежной и товарной массой; амортизационным  фондом и замещающими инвестициями, инвестициями и сбережениями).

Так называемые «трудовые пропорции» отражают распределение  рабочей силы между сферами национальной экономики (сектор домашних хозяйств, реальный сектор и социальная сфера; занятое и трудоспособное население; занятость в промышленности и  сельском хозяйстве; город и деревня). Пропорции трудовых ресурсов отражают состав рабочей силы по уровню подготовки и квалификации, возрасту и половому признаку. [4, с. 62]

Таким образом, важнейшей характеристикой любой  национальной экономики являются сложившиеся  в ней макроэкономические пропорции. Макроэкономические пропорции –  количественные соотношения между  различными подразделениями и сферами  общественного производства, отраслями, территориально-производственными  частями экономики. Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности  формирования пропорций.

1.3.Особенности функционирования и развития экономики Узбекистана

 

Итоги, с  которыми подходит Узбекистан к 20-летнему юбилею своей независимости, со всей очевидностью подчёркивают правильность и состоятельность собственной модели экономического развития и реализации на её основе принципов эволюционной программы реформирования и модернизации. Суть и содержание разработанной и реализуемой сегодня модели — это кардинальное изменение и обновление государственного и конституционного устройства, реализация политических, экономических и социальных реформ, базирующихся на таких принципах, как деидеологизация экономики и её приоритет над политикой, возложение на государство роли главного реформатора, то есть функций инициатора и координатора реформ, обеспечение верховенства закона, осуществление сильной социальной политики, поэтапность и постепенность проводимых реформ.

Уже с первых дней независимости руководством республики была поставлена задача ускоренного формирования собственной системы управления внешнеэкономическим комплексом, выработки принципов налаживания внешних связей, самостоятельного определения путей интеграции в мировую систему. Для решения этой задачи, для формирования и проведения единой внешнеэкономической политики, обеспечения общегосударственных интересов на внешнем рынке в феврале 1992 года было создано Министерство внешних экономических связей.

Чем же руководствовалось  министерство в своей деятельности все эти годы, каковы были стратегия и тактика нашей внешнеэкономической политики? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что в республике последовательно проводилась «политика открытых дверей», базирующаяся на принципах, разработанных главой государства Президентом Исламом Каримовым. Это, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений, равноправное и взаимовыгодное сотрудничество, приоритет норм международного права над национальными, разумный баланс между конкуренцией и сотрудничеством, создание режима наибольшего благоприятствования для стран и отдельных иностранных инвесторов, обеспечивающих привлечение самых современных технологий.

Стоит вспомнить, что из себя представляла экономика, доставшаяся Узбекистану на момент обретения независимости, с её односторонней гипертрофированной сырьевой направленностью, разрушительной монополией на производство хлопка-сырца. На этом фоне особо зримо и значимо выглядят структурные сдвиги, произошедшие в экономике страны за эти годы. Многое, в том числе и во внешнеэкономической политике, приходилось начинать с нуля. А теперь торгово-экономические отношения установлены более чем со 180 государствами мира, наши товары экспортируются в 170 стран. Узбекистан стал полноправным членом более 30 авторитетных международных экономических и финансовых организаций. С 50 странами заключены соглашения «О поощрении и взаимной защите инвестиций», с 45 Узбекистан имеет режим наибольшего благоприятствования.

Информация о работе Национальная экономика Узбекистана