Национальная экономика Узбекистана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности структуры и целей функционирования национальной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования национальной экономики и ее структуры нового Узбекистана.
1.1.Понятие «национальной экономики»
1.2.Понятие структуры национальной экономики и ее разновидности
1.3.Особенности функционирования и развития экономики Узбекистана
Глава 2. Организация и развитие некоторых отраслей экономики Республики Узбекистан.
2.1 Разновидность структуры национальной экономики
2.2 Система макроэкономических пропорций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

национальная экономика Узбекистана.docx

— 744.55 Кб (Скачать)

Разительные изменения произошли за прошедшие  двадцать лет во внешнеэкономической  деятельности нашей страны. 805,6 млн. долл. США — таков был объём внешнеторгового оборота в 1990 году, а по итогам 2010 года этот показатель составляет 21,8 млрд. долларов. За прошедшие 20 лет внешнеторговый оборот увеличился в 27,1 раза, в том числе экспорт — в 29,5 раза. При этом положительное сальдо внешнеторгового баланса увеличилось более чем в 53 раза, обеспечив уверенный рост золотовалютных резервов страны и устойчивость национальной денежной единицы.

За эти  годы качественно изменилась структура  экспорта и импорта. Из страны, вывозящей сырьё и ввозящей готовую продукцию, сегодняшний Узбекистан всё больше превращается в страну, экспортирующую готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью и импортирующую преимущественно высокотехнологичное оборудование.

Диверсификация  товарной структуры экспорта ликвидировала зависимость страны от экспорта монокультуры — хлопкового волокна, доля которого снизилась с 59,7% в 1990 году до 11,3 в 2010 году. В структуре экспорта доля несырьевых товаров в общем объёме экспорта составила более 70% против менее 30 в 1990 году. Экспорт легковых автомобилей отечественного производства в течение последних 10 лет вырос в 7,6 раза, хлопчатобумажной пряжи — в 4,7, трикотажного полотна — в 15,6, минеральных удобрений — в 11,7, нефтепродуктов — в 6,5, цемента — в 6,3, овощей и плодов — в 14,1, а продукции предприятий малого бизнеса — более чем в 10 раз.

В структуре  импорта в 4,5 раза сократилась доля продовольствия. За последние 15 лет Узбекистан не только прекратил импортировать пшеницу, но и начал экспортировать зерно и муку. Более чем в 5 раз сократился импорт мясных и в 2,6 раза — молочных продуктов, переработанных сельхозпродуктов — в 3,5, алкогольных и безалкогольных напитков — в 16 и других пищевых продуктов — более чем в 7 раз. Заметно уменьшилось импортирование и других товаров народного потребления, в частности, ковров и текстильных напольных покрытий — в 10 раз, текстильно-трикотажной одежды и обуви — в 11 раз. Всё большую долю в структуре экспорта занимают различные виды оборудования, продовольственные товары, пряжа и ткани, автомобили, услуги. По итогам прошедшего года она достигла в общем объёме экспорта свыше 50 процентов, хотя ещё в 1998 году составляла лишь 25.

С первых дней независимости руководство страны особое внимание уделяло созданию самых  благоприятных условий и гарантий для привлечения иностранных инвестиций на долгосрочной основе. За эти годы государство зарекомендовало себя как надёжный, платёжеспособный партнёр, обладающий богатейшей минерально-сырьевой базой, развитой транспортной инфраструктурой, планомерно совершенствующий систему льгот и преференций для иностранных инвесторов.

Меры, принимаемые  правительством для улучшения инвестиционного  климата смогли значительно увеличить  объём прямых иностранных инвестиций. За годы независимого развития в экономику страны было привлечено свыше 100 млрд долл. США инвестиций, из которых более 35 млрд — средства иностранных инвесторов. Если в начале 90-х доля прямых иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций равнялась 10-15%, то сейчас этот показатель составляет в среднем 83-85 процентов. За эти годы в стране создано более 4200 предприятий с участием иностранного капитала. Основными партнёрами по реализации инвестиционных проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью являются крупнейшие мировые компании, такие как «Дженерал Моторе» (США), «МАН», «Клаас» (Германия), «Исудзу Моторе», «Сумитомо», «Асахи Гласс» (Япония), «Корея Нейшнл Ойл Корпорейшн», «Корея Телеком» (Корея), «Газпром», «Лукойл» (Россия), «Петронас» (Малайзия), «СиЭнПиСи» (КНР), «Нестле» (Швейцария), «Бритиш-Американ Тобако» (Великобритания- США), «Карлсберг» (Дания) и другие.

Как результат  активной инвестиционной и промышленной политики за годы независимости созданы новые автомобильные заводы, в сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями построены Бухарский нефтеперерабатывающий завод, Шуртанский газохимический комплекс, Кунградский содовый завод, десятки текстильных комплексов.

Созданная на территории Навоийской области Узбекистана Свободная индустриально-экономическая зона (СИЭЗ) «Навои» позволила сформировать экологически чистую, современную, хорошо диверсифицированную индустриальную базу путём привлечения технологий будущего, нового энерго и ресурсосберегающего оборудования, которое останется актуальным в течение ближайших 20-30 лет. Хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в СИЭЗ «Навои», освобождаются от уплаты практически всех видов налогов, платежей и обязательных отчислений, а также от уплаты таможенных пошлин за ввозимое оборудование и сырьё в зависимости от объёмов внесённых прямых инвестиций. «Государство инициировало широкомасштабную модернизацию отраслей промышленности, ускоренное развитие государственной инфраструктуры и поддержало эти усилия посредством капитальных вложений через коммерческие банки. Принятые меры доказали свою эффективность, результатом чего стал продолжающийся высокий экономический рост в Узбекистане в условиях глобального кризиса»

 На сегодняшний  день в СИЭЗ «Навои» в стадии  реализации находится 21 проект. Важное место в реализации проектов по модернизации и техническому перевооружению базовых отраслей экономики занимает созданный в 2007 году по инициативе Президента страны Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан, уставный капитал которого в настоящее время составляет 10 млрд. долл. США. Сегодня его инвестиционный портфель включает 55 проектов общей стоимостью свыше 18,5 млрд. долл. из которых 4,3 млрд. со финансируется фондом.

Одной из значимых составляющих внешнеэкономической деятельности является развитие импортозамещающих отраслей и углубление локализации производства. С 2000 года, когда в республике начала действовать программа, локализовано производство более 1450 видов готовой продукции, комплектующих изделий и материалов. В результате совокупный эффект импорто замещения в 2000-2010 годы составил более 14,2 млрд долл. США.

Анализируя  пройденный двадцатилетний путь, нельзя ещё раз не подчеркнуть, что принятая в стране собственная модель перехода к социально ориентированной рыночной экономике доказала свою состоятельность. Широкое привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, увеличение экспортного потенциала и объёмов экспорта продукции, положительное сальдо внешнеторгового оборота, достигнутые за эти годы, позволили обеспечить структурные преобразования и диверсифицировать экономику страны.

Глава 2. Организация и  развитие некоторых отраслей экономики  Республики Узбекистан.

2.1. Сфера услуг как неотъемлемая  часть национальной экономики  Республики Узбекистан

 

Бурное развитие сферы услуг в ведущих государствах мира приходится на 1980-1990гг., которая  во многом предопределила общий рост экономики сохраняя динамичные темпы  роста. В 2000 году объем услуг в  мировом масштабе достиг 1,44 трлн. долл. США. В разрезе географических регионов торговли услугами лидируют Западная Европа (45,0% мирового экспорта услуг), Северная Америка (21,7%), Азия (21,1%) и Латинская  Америка (4,2%).

Как и во всем мире в нашей стране в первые годы независимости наблюдалась  тенденция ускоренного роста  доли платных услуг. Услуги расширялись  по мере роста потребности населения  к тому или иному виду услуг. В  результате к концу 2010 года доля сферы  услуг в ВВП достигла 49%. Несмотря на то, что сфера услуг развивалась  очень быстрыми темпами и усиливалась  ее роль в экономике, до сегодняшнего дня не существует общепринятого  определения услуг.

 Лауреат  Нобелевской премии В.Д. Маркова  отмечает, что услуга есть не  что иное, как «особая потребительная стоимость, которую доставляет труд, только не в качестве вещи, а в качестве деятельности». Услуга - это объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворений, также услуга - это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Американский специалист Т.Хилл считает, что услуга - это изменение состояния лица или товара, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Это определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятель- ности, проявляющейся либо в виде товара или непосредственно в виде деятельности. Вместе с этим следует отметить, что сфера услуг непосредственно связана с предоставлением сервиса, то есть из оказания услуг вытекает сервисная деятельность, включающая в себя помощь, советы, предоставляемые до получения заказа, обслуживание во время продажи и после продажи (гарантийное сервисное обслуживание).

В целом, услуги можно охаракте охарактеризовать так: услуга - это деятельность, то есть совершение определенных действий, результат этой деятельности не имеет материального выражения, услуга реализуется и потребляется в процессе ее оказания.

Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать  в несколько крупных, функционально  более или менее однородных подразделений  общей весьма разнородной структуры: транспорт пассажирский (международная  перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих  услуг), грузовой (международная перевозка  грузов), поездки деловые (товары и  услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими по делу, командировки, личные (например, туризм), связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами), строительство, страхование, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д., роялти и лицензионные платежи, другие бизнес - услуги, посреднические услуги, лизинг, прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.), личные, культурные, рекреационные услуги, аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.), прочие (показ выставок, проведение мероприятий), правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира).

В рамках сферы  услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом. К концу 90-х годов сфера услуг в ведущих зарубежных странах выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно- финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально- культурных услуг достигла 62 - 74% в ВВП, 63 - 75% - общей численности занятых и превысила 50% общего объема капиталовложений без жилищного строительства. На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров.

Анализ состояния  развития сферы услуг показал, что  в 2006 году объем платных услуг, оказанных  населению, возрос на 20,1%, на долю сферы  услуг приходилось 39,5% созданного в  республике валового внутреннего продукта. За б месяцев 2011 года доля услуг в  ВВП достигла почти 50%. Реализация Постановлений Президента Республики Узбекистан и Правительства, нормативно-правовых актов, комплексных мер, в том числе объявление 2011 года «Годом малого бизнеса и частного предпринимательства» способствовало:

  • перейти сфере услуг на новый уровень развития. Обеспечено опережающее и ускоренное развитие услуг по сравнению с ВВП, что свидетельствует о повышении роли сферы в экономике страны и в значительной степени связывается с решением задач, поставленными перед министерствами, ведомствами, регионами.
  • обеспечить качественные изменения структуры и вклада отдельных видов в валовом выпуске ВВП. Доля рыночных услуг в ВВП возросла с 27,5% в 2006 году до более 30,0% в первом полугодии 2011 года. За анализируемый период в 6 раза увеличился показатель доли услуг в ВВП по финансово-банковским услугам, в 5 раз по туристско-экскурсионным услугам, в 3 и более раз возрос показатель доли услуг связи и информатизации, по ремонту и обслуживанию автомобилей в 2,4-2,6 раз по коммунально-бытовым услугам, гостиничным услугам и услугам торговли. В 1,2 раза возрос показатель доли в ВВП по транспортным и прочим видам услуг. В структуре услуг произошли качественные изменения в пользу современных видов услуг, таких как услуги связи, финансово- банковские услуги. В результате сформиро залось позитивное изменение в количественном составе регионов с высокой долей сферы услуг в ВРП (валовой региональный продукт) и сокращение межрегиональной дифференциации в развитии локальных рынков услуг. Если в 2006 году 40 и более процентов к ВРП обеспечивали только 2 региона - это Республика Каракалпакстан и г. Ташкент (или 14% от общего числа регионов), то по итогам полугодия 2011 года их число возросло и составило 9 регионов (или 64% к их общему числу регионов).

Важным фактором сложившейся динамики количественного  состава регионов является, прежде всего, результативность выполнения программных  мер по расширению и укреплению сферы услуг (табл.).

 

Доля услуг в валовом  выпуске

2006 год

Наименование региона

2011 год

Наименование региона

I группа –

менее 30%

4

Кашкадарьинская, Навоийская, Сырдарьинская, Ташкентская

0

 

II группа –

30,1-39%

8

Андижанская, Бухарская, Джизакская, Наманганская, Самаркандская,  Сурхандарьинская, Ферганская,  Хорезмская

4

Бухарская, Кашкадарьинская,  Навоийская,  Ферганская области

III группа –

40-50%

0

 

8

Андижанская, Джизакская, Наманганская, Самаркандская,  Сурхандарьинская, Сырдарьинская,  Ташкентская, Хорезмская области

IV группа –

60 и более %

2

Республика Каракалпакстан и г. Ташкент

2

Республика Каракалпакстан и г. Ташкент

Информация о работе Национальная экономика Узбекистана